Детские руки и особенно пальчики —
предмет нашей повышенной заботы. Особенно, когда
малыш достигает того рубежа, который мы называем
предшкольным возрастом. Еще чуть-чуть — и в этих
самых пальчиках окажется ручка. Придется
выводить с ее помощью непослушные буквы в
тетради — занятие утомительное и, по большей
части, нелюбимое.
Поэтому мы изо всех сил стараемся детские
пальчики укреплять — учим их и работать, и
отдыхать.
Практически все упражнения пальчиковой
гимнастики построены на чередовании мышечного
напряжения и расслабления. А еще мы обучаем детей
разными способами переплетать свои пальчики. Это
похоже на забавную игру: иногда даже трудно
предположить, что пальчики могут находиться в
таком положении. А чем больше разнообразных поз
они научатся занимать, тем гибче и выносливей
станут.
На этом поприще можно экспериментировать.
В системе йоги, к примеру, есть специальные позы
для пальцев. Они называются мудры. (Одно
название обещает будущим школьникам светлое
будущее.)
Эти позы, как утверждают йоги, воздействуют на
человека целостно — и на тело, и на душу, и на
энергетические потоки. Главный смысл йоговских
упражнений — воссоединение с Высшим Началом. А
если от упражнений вдруг здоровеет тело, то это
побочный эффект.
Но для нас, педагогов, именно этот эффект и важен.
Ведь педагог в некотором роде похож на ворону.
Увидит что-то — и сразу к себе в гнездо: может при
случае и пригодиться. И такое применение
найденному придумает, что можно только дивиться.
Вот и с «мудрами» так же.
Что в них привлекательного? Как уже было сказано,
неожиданное положение пальцев. Это ребенку
интересно.
А еще — образные названия: «Зуб дракона»,
«Черепаха», «Раковина».
Сказал педагог: «Черепаха!» — и дети должны
определенным образом сложить пальцы. Сказал:
«Мудра земли!» — и пальцы нужно сдвинуть
по-новому.
Это еще и хорошее упражнение на внимание и
память. А ведь можно названия произносить громко
и шепотом, быстро и медленно, с большими паузами и
почти без пауз, задавая разный ритм. Так что
«мудры» могут стать элементом игры.
Но перед тем как в эту игру играть, педагогу нужно
сначала самому освоить позы для пальцев. Как
следует дома потренироваться. Потом можно учить
этому и детей. Сначала одну-две мудры предложить
запомнить — в качестве физкультминутки во время
занятия или во время прогулки. Потом количество
поз можно постепенно расширять. И, глядишь,
изобретения мудрецов Древней Индии найдут себе
достойное место в педагогической копилке.