Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2009

Уроки для пальчиков

Детские руки и особенно пальчики — предмет нашей повышенной заботы. Особенно, когда малыш достигает того рубежа, который мы называем предшкольным возрастом. Еще чуть-чуть — и в этих самых пальчиках окажется ручка. Придется выводить с ее помощью непослушные буквы в тетради — занятие утомительное и, по большей части, нелюбимое.
Поэтому мы изо всех сил стараемся детские пальчики укреплять — учим их и работать, и отдыхать.
Практически все упражнения пальчиковой гимнастики построены на чередовании мышечного напряжения и расслабления. А еще мы обучаем детей разными способами переплетать свои пальчики. Это похоже на забавную игру: иногда даже трудно предположить, что пальчики могут находиться в таком положении. А чем больше разнообразных поз они научатся занимать, тем гибче и выносливей станут.
На этом поприще можно экспериментировать.
В системе йоги, к примеру, есть специальные позы для пальцев. Они называются мудры. (Одно название обещает будущим школьникам светлое будущее.)
Эти позы, как утверждают йоги, воздействуют на человека целостно — и на тело, и на душу, и на энергетические потоки. Главный смысл йоговских упражнений — воссоединение с Высшим Началом. А если от упражнений вдруг здоровеет тело, то это побочный эффект.
Но для нас, педагогов, именно этот эффект и важен.
Ведь педагог в некотором роде похож на ворону. Увидит что-то — и сразу к себе в гнездо: может при случае и пригодиться. И такое применение найденному придумает, что можно только дивиться.
Вот и с «мудрами» так же.
Что в них привлекательного? Как уже было сказано, неожиданное положение пальцев. Это ребенку интересно.
А еще — образные названия: «Зуб дракона», «Черепаха», «Раковина».
Сказал педагог: «Черепаха!» — и дети должны определенным образом сложить пальцы. Сказал: «Мудра земли!» — и пальцы нужно сдвинуть по-новому.
Это еще и хорошее упражнение на внимание и память. А ведь можно названия произносить громко и шепотом, быстро и медленно, с большими паузами и почти без пауз, задавая разный ритм. Так что «мудры» могут стать элементом игры.
Но перед тем как в эту игру играть, педагогу нужно сначала самому освоить позы для пальцев. Как следует дома потренироваться. Потом можно учить этому и детей. Сначала одну-две мудры предложить запомнить — в качестве физкультминутки во время занятия или во время прогулки. Потом количество поз можно постепенно расширять. И, глядишь, изобретения мудрецов Древней Индии найдут себе достойное место в педагогической копилке.

Рейтинг@Mail.ru