Впервые мы открыли
передвижную выставку детского рисунка в 1994 году.
Посвящена она была очень важному событию —
50-летию победы нашей страны над фашистской
Германией. Событие эпохальное. Ведь Великая
Отечественная война вошла не только в большую
историю, но в историю каждой семьи. В некоторых
семьях еще живы люди, воевавшие на фронтах. Или
те, кто пережил эвакуацию, помнит бомбежки, голод,
письма с фронта.
Об этой войне обязательно должны знать и наши
дети. Это тема для серьезных переживаний, а
значит — и для художественных воплощений этих
переживаний.
Вот мы и решили организовать выставку
детского рисунка, посвященную событиям войны. Но
особенностью этой выставки стал состав
участников: не только школьники (традиционная
возрастная группа для подобных выставок) могли
предложить на конкурс свои работы, но и
дошкольники. Самому маленькому художнику было
три года. Как правило, рисунки дошкольников не
принято выставлять. А если их выставляют, то
только на выставки для родителей, то есть — «для
своих». Между тем весь опыт нашей лаборатории,
изучение детского рисунка свидетельствует о том,
что рисунки малышей могут быть очень сильными с
точки зрения выразительности. Особенно —
рисунки пятилетних детей.
Статья опубликована при поддержке цифровых фотоцентров "Сэйко". Такие нововведения как фотомониторы для предварительного просмотра фотопленок, срочное фото на документы с использованием современных компьютерных технологий, цифровая печать фотографий с любых цифровых фотоаппаратов в Казани были впервые предложены именно в фотосалонах этой компании. Компания предлагает Вам возможность создать красивый фотоальбом самому, а также календари, пазлы, фото на кружках, магнитах, часах и многое другое. Ознакомиться с услугами фотоцентров, ценами и посмотреть контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: https://seikofoto.com.
Это значит, что рисунки дошколят, несмотря на
свое техническое несовершенство, могут трогать
эмоционально, могут волновать.
Поэтому мы решили сделать то, что до нас не
делали: на конкурсной основе собрать общую
выставку для школьников и дошкольников и
представить ее на суд самым разным аудиториям:
сначала показать в школе, потом — в детском саду,
в Институте художественного образования РАО.
В результате выставка получилась передвижной, и
эта идея себя полностью оправдала.
Во-первых, такая выставка обладает
мощным просветительским потенциалом для
дошколят. Малышам путешествовать трудно. Дорога
порой отнимает у них столько сил, что на
любование искусством уже ничего не остается. А
здесь — выставка приезжает в гости. Мы
обязательно проводим экскурсию, рассказываем,
что и как рисовали дети, спрашиваем у детей, что
им понравилось, почему. Предлагаем порисовать на
эту же тему.
Во-вторых, школьникам на примере
рисунков малышей иногда легче объяснить, что
такое выразительные средства и почему
конкретный рисунок является хорошим. Для них, как
ни парадоксально это звучит, открываются новые
возможности понимания живописи в целом, ее
законов. Ведь средства живописной
выразительности менялись на протяжении ее
истории. И картина, написанная в эпоху
Возрождения, сильно отличается от картины в
стиле кубизма, например.
В-третьих, такая выставка дает серьезную
пищу для размышлений самих педагогов: что такое
детский рисунок? И что такое «хороший детский
рисунок»? По каким параметрам можно и нужно его
оценивать? Чем отличаются друг от друга рисунки
детей разных возрастов? Как сделать тему для
детей того или иного возраста доступной,
интересной, волнующей? Как научить смотреть? Как
научить рисовать?
То есть это настоящая мастерская
педагогического роста. Если хотите, площадка
повышения квалификации.
Автору этой работы 3 года
С 1994 года по настоящий
момент мы провели уже 15 передвижных выставок. И
маршрут их с каждым годом удлиняется и
усложняется. В 2009 году наша выставка не только
переезжала из одного образовательного
учреждения в другое, но и путешествовала по
разным городам. И мы сделали еще один новый шаг,
собирая ее. Теперь мы вывешиваем рядом не только
работы дошкольников и школьников, но и работы
студентов — будущих преподавателей
изобразительного искусства.
Одна и та же тема — с трех разных позиций.
Эффект возникает неожиданный и потрясающий.