Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2009

Исторический или краеведческий музей — это место, где история принимает «вещественную» форму. О том, как организовать для дошколенка первое посещение музея, рассказывает Надежда МАЛЮШОВА, методист музейно-образовательного отдела Государственного исторического музея (г. Москва).

Отправляемся в музей

Надежда МАЛЮШОВА

Шаг первый. Настраиваем ребенка на ожидание

Сообщите ребенку, что вы хотите повести его в музей. Назначьте заранее день. Ожидание похода усиливает эмоциональное впечатление от предстоящего события.
Для посещения музея предпочтительней первая половина дня, когда ребенок еще не пресытился впечатлениями. Посещение музея — это серьезная работа для малыша.

Шаг второй. Готовимся к посещению музея

Вместе с ребенком найдите в словаре слово «музей», прочитайте, что оно значит. Обратите внимание ребенка на то, что музеи бывают разными.
Вы собираетесь пойти в исторический (краеведческий) музей.
Объясните ребенку: музей — это хранилище старинных вещей, которые принадлежали людям давно ушедших времен. Людей уже нет на свете, а их вещи остались. По вещам ученые узнают, как жили люди в прежние времена. А жили они совсем не так, как живем мы сегодня: по-другому одевались, по-другому ели, по-другому путешествовали, по-другому работали и отдыхали. Вещи хранят следы старых обычаев, правил поведения и человеческих привычек.

Шаг третий. Вы пришли в музей

Сразу откажитесь от задачи посмотреть все за один раз. Это невозможно, ненужно и может быть вредным. Лучше как следует разглядеть несколько экспонатов. (Хорошо, если вы заранее наметите, какие именно вещи вы будете разглядывать.) Разглядывайте внимательно: что странного в предмете? Или в нем ничего странного нет? Похож ли он на современные вещи? Чем именно? Чем отличается?
Встречался ли такой предмет в знакомых ребенку сказках? В каких?
Много вопросов, ставящих в тупик, задавать не стоит: один-два — не больше. Иначе ребенок будет испытывать разочарование от неспособности справиться с задачей, а отрицательные эмоции при посещении музея ни к чему. А вот задачки на фантазирование нужны: «Представь, что ты взял этот предмет в руки. Чувствуешь, как он тяжел?», «Интересно, что можно купить на эту монету?», «Сколько дней нужно, чтобы выдолбить такую лодку?», «Сколько человек может в такой лодке уместиться?», «Удобно ли спать на такой лежанке?» и т.п.
Во время посещения музея можно предложить ребенку зарисовать некоторые вещи на память. Для этого необходимо запастись планшетом, блокнотом и фломастерами.
Если в музее можно фотографировать, можно предложить ребенку сделать на память фотографии особенно поразивших его предметов.

Шаг четвертый.  «Перевариваем» впечатления

Как правило, самые яркие впечатления «проявляются» через два-три дня после посещения музея. В этот момент предложите ребенку по памяти нарисовать то, что ему запомнилось. Это поможет ему утрясти свои впечатления.
Можно вместе рассмотреть рисунки и фотографии, сделанные в музее, сравнить их с новыми рисунками, вспомнить, как назывались вещи.
Можно даже записать их названия печатными буквами.
Освоенные названия и образы станут основой для восприятия новой информации, связанной с жизнью музейных вещей.

Рейтинг@Mail.ru