№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1.
Ребенок как Person. Я, Самость, Самоценность у
детейдошкольников. Теоретические основы курса. |
18 |
Лекция № 2. Поведенческие
проявления нарушений развития личности.
Диагностика мотивов «плохого» поведения: метод,
принципы и технология.
Контрольная работа № 1. |
19 |
Лекция № 3. Составляем
«Воспитательный план действий». |
20 |
Лекция № 4. Привлечение
внимания: описание поведения, стратегии
воспитательного воздействия и принципы
профилактики. Характеристики поведения,
направленного на привлечение внимания. |
21 |
Лекция № 5. «Власть и месть»
как мотивы: описание поведения, техники
экстренного педагогического вмешательства и
принципы профилактики. |
22 |
Лекция № 6. «Избегание
неудачи»: описание поведения, техники
воспитательного воздействия и принципы
профилактики.
Контрольная работа № 2. |
23 |
Лекция № 7. Поддерживающие
стратегии и направленное развитие самости.
Понимание чувств и потребностей детей. |
24 |
Лекция № 8. Как помочь детям
и родителям вносить свой собственный вклад в
общую деятельность. Способы привлечения
родителей к профилактике и коррекции нарушений
самости.
Итоговая работа
|
Лекция № 8. Как
помочь детям и родителям вносить свой
собственный вклад в общую деятельность. Способы
привлечения родителей к профилактике и
коррекции нарушений самости
Введение
Мы на прошлых лекциях подробно говорили
о способах не только твердо останавливать
«плохое» поведение детей, но и поддерживать их,
принимать, уважать и тепло к ним относиться. Все
эти знания нам необходимы для построения шага № 4
“Воспитательного плана действий”. Он
заключается, как мы помним, в том, чтобы создать
некоторую позитивную альтернативу санкциям,
показать, чего лишаются озорники с неприемлемым
поведением, пригласить их в эти отношения,
построенные не на демонстративности, власти и
мщении, а на взаимоподдержке и помощи, на
уважении и сострадании. Стратегия поддержки
является тем фундаментом, на котором строится
доверие и авторитет воспитателя. Когда он есть,
дети охотно соглашаются сменить свои
неподходящие привычки ради того, чтобы отношения
оставались хорошими.
Однако мы помним, что «плохое» поведение
— это лишь слово в кавычках. Почему кавычки?
Потому что плохим мы называем поведение, которое
нарушает принятые правила, правила этого ДОУ,
этой группы, этих спортивных занятий и т.д. Целая
иерархия правил встречается ребенку и его
родителям, когда они приходят в ДОУ. Эти правила
не абстрактны и не списаны у кого-то. Они
создаются самой жизнью, и они неповторимы, как
неповторимы условия конкретного ДОУ. Правила
должны стать нашими правилами для каждой
семьи и каждого ребенка. Как формировать
приверженность и лояльность детей и родителей к
вашей организации? Как привлекать детей быть
сторонниками принятых в дошкольной организации
правил? Как привлекать к этому родителей? Об этом
речь пойдет в этой последней лекции.
Как помочь детям и родителям вносить
свой собственный вклад в общую деятельность
Как педагоги мы должны уметь поддержать
любые попытки наших подопечных внести свой
собственный вклад в групповые отношения и
почувствовать себя нужными. Когда воспитатель
говорит: «Я знаю, что ты можешь, и я нуждаюсь в
твоей помощи», — дети воспринимают это как
привилегию, а не как обязанность. И наоборот, если
вы своим тоном или каким-либо другим способом
демонстрируете, что просите их помощи в какой-то
деятельности только потому, что эта деятельность
«ниже вашего достоинства», они скорее всего
откажут.
Речь идет о базовой человеческой
потребности быть кому-нибудь нужным. Как
известно, большой процент суицидов и депрессий
происходит от ощущения ненужности и
бессмысленности собственной жизни. Когда мы
структурируем отношения между детьми таким
образом, чтобы каждому ребенку хотелось как-то
укрепить благополучие других членов садовской
группы и группы в целом, мы удовлетворяем одну из
базовых потребностей человека — быть нужным.
Особенно в этом нуждаются дети со
страхом неудачи. Они, как правило, не чувствуют не
только своей интеллектуальной состоятельности,
но также не могут найти способа быть нужными без
нашей помощи.
Когда дети вносят свой собственный
вклад в групповые отношения, они чувствуют свою
нужность. Это дает им ощущение причастности,
включенности в школьную жизнь — мощный фактор
личностного развития (повышения самоуважения).
Дети с высоким самоуважением могут лучше и
больше вносить в групповые отношения, их вклад
неповторим и оригинален. Так по спирали идет этот
тонкий процесс к доброте.
Помочь ребятам вносить свой вклад в
групповые отношения можно, используя ряд
приемов, описанных в этой главе. Все они
группируются в две стратегии.
Стратегия 1. Поддержка личного вклада
ребенка в процесс улучшения жизни своей группы
Речь идет о том, чтобы сделать ребенка
своим помощником в решении каких-то проблем
жизни ДОУ. При этом он получает определенную
независимость и легитимную власть. Мы уже
говорили о том, что для многих властолюбивых,
активных и деятельных натур это — единственный
способ канализировать их энергию и
удовлетворить их потребность организовывать и
руководить чем-то или кем-то «мирным способом».
Легитимная власть — власть, данная нами,
предполагает, что воспитатель сможет
авансировать доверие ученику.
В отечественной детской психологии эту
проблему разрабатывает Е.В. Субботский. Он
считает, что самый эффективный из всех
воспитательных приемов — сделать
«непослушного» ребенка проводником и защитником
в глазах остальных детей тех самых социальных
норм, в которых он сам не слишком преуспел. Это
означает, что вчерашний шалун, наделенный
воспитателем правом поддерживать дисциплину
среди детишек из группы помладше, быстро
превращается в образец хорошего поведения.
Приглашайте детей помогать вам
ежедневно в решении самых разных насущных задач. Первый
шаг в формировании чувства причастности —
обращаться как можно чаще к детям за помощью в
решении дежурных проблем. Есть много дел, которые
нужно ежедневно выполнять и которые не требуют
вашего личного контроля и непосредственного
руководства. Это может быть поливка цветов (хотя
бы тех, которые не очень жалко отдать в жертву
воспитательному процессу), организация дежурств,
проверка чистоты вымытых рук и др.
Одна мудрая воспитательница
подготовительной группы ДОУ всегда составляет
список дел, которые нужно выполнять в классе в
течение года, и вместе с тем их можно рискнуть
поручать своим шестилеткам. Эти дела
распределяются между детьми, но в списке
намеренно на несколько дел больше, чем детей в
группе. Когда в середине года в класс приходит
новый мальчик или девочка, воспитательница
приветствует его словами:
«Я так рада, что ты пришел в эту группу!
Мы действительно нуждаемся в тебе, у нас не
хватает детей, чтобы делать вокруг все, что нужно.
Мы на тебя надеемся!» Можете быть уверены, что
новые дети в этой группе чувствуют свою нужность,
связь с другими ребятами и свою ценность с первых
минут.
Поощряйте выражение детьми своего
мнения и позволяйте им делать выбор.
Даже пятилетки могут делать простые
выборы: как сидеть во время занятий психологией
— за столами или на ковре в кругу? Где сидеть — у
окна или у доски? Чем можно рисовать: красками,
карандашами или фломастерами?
Принимайте правила вместе с детьми.
Правила, которые устанавливаются в группе, — это
закон и для вас, и для ваших детей. Их принимают не
для того, чтобы ограничить поведение детей.
Настоящая цель правил — помочь воспитателю
учить эффективно, помочь ученику эффективно
готовиться к школе и нормально
взаимодействовать со сверстниками. Грубой
ошибкой воспитателя будет установка: «Выполняй
правила, потому что я так сказала!» Это реплика
несостоятельного педагога. Совсем по-другому
звучит: «Выполняй правила, так как ты сам
получишь от этого большую выгоду». И дети,
осознавая это, становятся более сплоченными.
Воспитательница Татьяна Ивановна во
время занятий рисованием говорит, что
устанавливает новые правила: кто три раза
получит от нее замечание, тот не пойдет на
прогулку. И тут же сообщает Вале Петрову: «Ты,
Валя, уже два раза нарушил правила, смотри у
меня!» Валя тут же нарушает в третий раз и
лишается прогулки. И это при том, что Татьяна
Ивановна несколько раз слышала сегодня от Вали,
как ему хочется пойти на улицу погулять. Перед
прогулкой она подходит к Вале и говорит: «Посиди
в группе полчаса, а потом можешь выйти на улицу».
Какие правила педагогического
воздействия нарушила Татьяна Ивановна?
Она сама установила правила без
обсуждения их с ребятами (это не значит, что
правила нужно было обсуждать на этом занятии,
просто они должны быть обсуждены и приняты
заранее).
Она ввела правило «трех замечаний»,
никого не уведомив об этом. Получилось, что
правило действовало, но ни Валя, ни другие дети не
знали об этом. Ребенок уже дважды нарушил
правило, о котором только что узнал.
«Замечание» — очень опасная тема для
правила, ведь воспитатель может сделать его по
любому поводу. А Татьяна Ивановна не объяснила,
при каких условиях она будет делать замечания
тому или другому ученику (то есть какие же
правила поведения на самом деле нарушил Валя?).
Самая неприятная ошибка Татьяны
Ивановны состояла в том, что и эти, объявленные ею
только что, правила она тут же меняет на новые:
вместо изоляции до конца прогулки ребенок изгнан
только на полчаса, но и об этом она тихо сообщает
лишь ему одному.
Все вместе это свидетельствует о
непрофессиональном поведении воспитателя,
желающего, чтобы «было, как она сказала», даже
если ее требования непонятны. Такая
воспитательная практика только прикрывается
флером партнерства (словами «правила», «условия
взаимоотношений» и т.д.), оставаясь по сути
авторитарной и разрушающей, а не формирующей
личную ответственность детей. В результате
такого воспитания дети могут стать послушными,
но не ответственными. Зато они научатся
властолюбивому поведению у собственной
воспитательницы! Эти ошибки самому воспитателю
иногда кажутся незначительными, ведь он
старается ради учебного процесса, и в конце
концов Валя Петров действительно мешал соседу по
парте. Однако вред, нанесенный всем
присутствующим неумелым поведением Татьяны
Ивановны, много серьезнее вреда, нанесенного им
поведением непослушного ребенка. Повторяем,
очень непрофессионально и этически
непростительно, что Татьяна Ивановна дала детям
урок вседозволенности и неверности своему слову.
Конечно, все сказанное выше не означает,
что, приняв правила совместно с ребятами,
воспитатели избавляются от проблем. Воспитатель
говорит нарушителю: «Ты забыл правило такое-то!»
Однако на самом деле дети никогда не забывают
правила. Скорее, они выбирают поведение,
игнорирующее то или иное правило. При этом они
прекрасно знают, что ведут себя неправильно.
Можно много времени посвятить выучиванию,
зазубриванию, повторению правил. Это не уменьшит
количество «плохого поведения». Единственный
конструктивный способ сделать так, чтобы правила
соблюдались, — привлечь детей к их созданию.
Когда вы вместе со своими ребятами
будете заниматься созданием правил жизни в вашей
группе, расскажите им, что существует два типа
правил: первый тип — разрешающие правила —
описывает все, что способствует хорошей жизни и
приятным занятиям в группе, и второй тип — запрещающие
правила — описывает то, что делает жизнь в
коллективе трудной и непродуктивной. После этого
спросите всех ребят: какие условия им нужны для
того, чтобы им было удобно жить и работать в этой
группе? При каких условиях достижение их целей
становится невозможным? Фактически их ответы и
составят «Правила нашей группы».
Изменения правил возможны и даже
необходимы, но, конечно, не таким образом, как это
делала Татьяна Ивановна. Все новые
обстоятельства должны быть оценены самими
ребятами с точки зрения того, «способствуют» или
«мешают» они жизни и занятиям в этом классе.
После этого принимается коллективное решение о
дополнениях в правилах. Самостоятельно принятые
правила трудно «забываются», напротив, поражает
энтузиазм, с которым дети стараются им следовать.
Стратегия 2. Оказывайте моральную
поддержку детям, которые стараются помочь другим
Когда дети (и взрослые тоже!) помогают
друг другу, их самоуважение возрастает.
Маленькие дети тоже могут быть способны к
взаимопомощи. Мы говорили об этом в лекции 1, об
этом же — исследования В.Абрамкиной, О.Смирновой
и В.Холмогоровой. Эти материалы печатались в
газете ранее.
Детская взаимопомощь. Одни дети в
чем-то разобрались раньше и лучше других. Другим
нужно еще тренироваться. Пусть маленькие
«профессора» помогут на занятиях по подготовке к
школе тем, кто еще плохо освоил буквы и цифры.
Пусть те, кто научился аккуратно раскрашивать
раскраски, поделятся секретами с товарищами.
Каждый ребенок умеет что-то делать лучше других.
Даже если он невыигрышно смотрится на фоне
сверстников, его жизненный опыт и способности
обязательно оценят четырехлетки.
Взаимопомощь («вожатское движение»)
может стать увлечением всего детского
коллектива. И воспитатели действительно
почувствуют эффект, если все организуют
правильно. Доверять можно любому ребенку, если ты
не ошибся в восприятии того, в чем именно ему
можно доверять!
Не нужно стыдиться этого гуманного дела
— взаимопомощи. Пусть все помогают всем.
Подготовительная группа — старшей. Родители —
воспитателям и друг другу. Пусть в ДОУ висит
стенд: «Чем я готов помочь ребятам, воспитателям
и нашему саду». Речь о нормальных человеческих
актах щедрости, доброты, бескорыстия. Пусть дети
видят записки на стенде, которые написали их
родители. Читайте им их раз в неделю — это очень
мотивирует.
Мама Тани Прокофьевой домохозяйка. Она
приходит в садик каждый день. Она предложила
делать красивый маникюр тем девочкам, у которых
будет день рождения.
Сережа Петров и его мама предложили принести
рассаду цветов и посадить на клумбе возле окон их
группы. Так возникла идея разделить участки
пустующей клумбы между группами и устроить
особенные садики, для каждой группы — свой
собственный!
Если однажды взглянуть на садовскую жизнь с
точки зрения того, что здесь требует заботы и чем
я могут помочь, окажется, что идеи просто лежат
под ногами и носятся в воздухе. И большинство из
них вообще не требует сборов денежных средств,
только подарки и личное время, второе для наших
целей гораздо важнее!
Дети выражают признание и одобрение друг другу.
Обычно группа вступается за одного из детей на
фоне всеобщего плохого поведения, когда все дети
«взбунтовались» против какого-то воспитателя. Но
можно научить детей такому же единодушному
коллективному признанию своих товарищей в
неконфликтной ситуации.
Как оказывать поддержку друг другу? Вот
несколько проверенных приемов:
Аплодисменты: ими можно наградить
кого-то за достижения, за попытку преодоления
страха и т.п.
Сердечки. Пусть у каждого ребенка
будет пластмассовое или картонное сердечко
(улыбка, звездочка, солнышко и т.д.). Дети
удивительно быстро принимают такую традицию, по
которой им нужно отдать его в конце дня одному из
своих друзей. Того, к кому они испытывают теплые
чувства. А воспитатель отдает свои сердечки тем,
кто остался без внимания. Этот прием может быть и
хорошей диагностикой отношений в группе,
психологи называют это социометрией. Но в нашем
случае она ежедневная и подталкивает к тому,
чтобы вносить вклады не по типу вреда, а по типу
пользы. Драчунов и провокаторов боятся и не
любят.
Как помочь детям (и родителям) вносить
свой собственный вклад в общую деятельность
Стратегии |
Техники |
Поддержка личного вклада
ребенка в процесс улучшения жизни своей группы |
Приглашайте детей помогать вам
ежедневно в решении самых разных насущных дел |
Поощряйте высказывание ребятами
своего мнения и выражение ими своих предпочтений |
Принимайте правила вместе с ребятами |
Оказывайте моральную поддержку
ребятам, которые стараются помочь другим |
Детская взаимопомощь |
Аплодисменты |
Сердечки |
Способы привлечения родителей к
профилактике и коррекции нарушений самости
Мы уже говорили о том, что у воспитателей
и психологов ДОУ не всегда есть возможность
опереться на помощь семьи ребенка, родителей в
коррекции и профилактике расстройств самости.
Эта трудность связана с тем, что личностные
расстройства, как правило, коренятся в стиле
семейного воспитания. И все-таки, так или иначе,
педагоги выстраивают работу с родителями. Мы
надеемся, что с помощью нашей программы эта
работа станет более эффективной.
Предложите родителям стать вашими
партнерами, они обязательно согласятся. Многие
родители непослушных детей искренне считают, что
исправить поведение ребенка сможет именно
воспитатель. Родители «проблемных» детей скорее
примут предложение о помощи от собственной
воспитательницы или детского психолога ДОУ, чем
пойдут на консультацию в психологический центр
или к врачу. Первое менее болезненно.
Привлекая родителей, вы сделаете работу
с трудным ребенком во много раз эффективнее. Мы
объединяемся, чтобы наши экстренные
педагогические воздействия и поддерживающие
стратегии дополняли друг друга, а не
противоречили. Когда родители и воспитатели —
самые значимые для ребенка взрослые —
объединяют свои усилия, ставят общие цели и
используют партнерские стратегии, результат
появляется намного быстрее.
Зачастую проказы малыша в саду как в
зеркале повторяют то, что происходит у него дома.
Те же трудности, с которыми сталкивается
воспитатель, как правило, знакомы и родителям
ребенка. Поэтому очень эффективно, если он будет
делиться с родителями всеми своими знаниями о
проблемах дисциплины в этом возрасте и техниках
работы с нею. И тактики экстренного
воспитывающего воздействия, и стратегии
поддержки могут и должны использоваться
родителями дома.
Вы можете сказать, что воспитателю
некогда заниматься просветительской работой
среди родителей. Однако и без нашей программы вы
наверняка рекомендуете родителям делать что-то с
ребенком, чтобы он лучше себя вел. Теперь, когда
вы знакомы с программой «Профилактика
личностных расстройств», рекомендации станут
просто более эффективными.
Наверное, вначале вы столкнетесь с
определенными трудностями. Не секрет, что
«трудные» дети живут в семьях «трудных»
родителей. Поэтому на первых порах вам придется
приложить определенные усилия, чтобы родители
начали вас уважать так же, как их дети. Известно,
что существует зависимость между стилем
семейного воспитания и поведением детей.
Не очень трудно обучить родителей, даже
совсем не имеющих образования, нашей программе,
поскольку вся ее теоретическая часть уже
воплощена в «Воспитательный план действий» —
очень конкретную вещь. ШПД может просто стать
темой вашей дискуссии с родителями и образцом
для составления аналогичного ему «Домашнего
плана действий». Так же, как и воспитатели,
родители должны заинтересоваться четырьмя
мотивами «плохого поведения», так же, как вам, им
понадобятся знания о способах экстренного
вмешательства, чтобы уметь прекращать детские
выходки, и знания о способах построения
отношений, при которых ребенку незачем будет
«плохо себя вести» (то есть о стратегиях
поддержки, формирующей самоуважение).
Лучше всего рассказать родителям о
нашей программе еще до того, как появились
проблемы с дисциплиной. В этом случае родители не
заподозрят вас в заговоре против их ребенка,
который уже доставил вам неприятности. Все
пройдет тем более гладко, если вы особое внимание
уделите тому разделу программы, который
развивает самоценность ребенка, — разделу
«Стратегии поддержки».
Конспект программы, подготовленный
для родителей
Приготовьте для родителей краткий,
понятный, вежливый и дипломатичный конспект
программы по дисциплине. Обязательно в
письменной форме! Кратко изложите философию
вашего подхода, четыре цели «плохих поступков»,
список стратегий экстренного вмешательства и
способы формирования самоуважения. Можно
приложить ВПД для их собственного ребенка.
Опишите также способы поддержки, которые можно
использовать дома, чтобы атмосфера стала более
конструктивной.
Ежедневная информация для родителей
ваших учеников
Хорошо, если, приходя в сад, родители
могут найти какую-то нужную им информацию на
стенде группы. Включите в эту газету рубрику
«Уголок дисциплины», в которой описывайте и
обсуждайте отдельные приемы воспитательных
воздействий и стратегии поддержки, формирующие
самоуважение.
Родительские собрания
Можно попросить выступить на подобном
собрании кого-то из родителей, кто получил
положительный опыт применения «Домашнего плана
действий». Не доверяющие вам родители смогут
задать вопросы и убедиться в эффективности
программы не с ваших слов.
Библиотечка для родителей
Создавайте в ДОУ специальную
библиотечку для родителей с книгами по
воспитанию, детской психологии. В ней могут быть
также видеокассеты и методические материалы,
которые вам самим показались когда-то важными и
ценными. Как много отличных книг выходит в свет в
последнее время! Вы и ваш школьный психолог
наверняка интересуетесь новинками. Знакомьте с
ними родителей. Устраивайте обсуждения, это
повысит интерес к садовской жизни даже у занятых
родителей.
Родительский клуб
В определенное время — может быть, раз в
месяц — в известном всем родителям помещении
школы организуйте что-то типа родительского
клуба, куда можно прийти, выпить чашечку кофе и
поговорить с психологом, учителями, директором в
неофициальной обстановке.
Чтобы конфликтов с родителями было
меньше, выполняйте следующие правила:
Рассказывайте родителям о плохом
поведении их ребенка только в объективных
терминах. Родители гораздо спокойнее воспримут
фразу: «Верочка три раза за день ущипнула Катю,
Свету и Иру. Ира плакала, у нее на руке остался
синяк», чем фразу: «Ваша Вера вчера извела меня
своей агрессией, она вообще нанесла телесные
повреждения половине группы. Родители Иры,
наверное, пойдут на медицинское
освидетельствование и напишут заявление в
милицию».
Не обрушивайте на голову родителей
сразу все о плохом поведении ребенка,
ограничьтесь тремя-четырьмя примерами, иначе у
них просто опустятся руки.
Избегайте негативных предсказаний.
«Ольга Петровна, если ваша Галя не прекратит так
себя вести, мы ее отчислим», — никогда не
заканчивайте так разговор о плохом поведении
ребенка. Маме достаточно размышлений и волнений
по поводу того, что уже произошло, а вы еще
заставляете ее тревожиться о том, что только
может произойти (а может и не произойти).
А вот позитивные предсказания очень
полезны. Если вы говорите родителям: «Я не знаю,
что делать с вашим ребенком», — вы не получите
никакого результата и испортите отношения. Лучше
проанализируйте малейший успех в выполнении ВПД
и выразите свою уверенность в будущих успехах.
Учитывайте, что родители — обычные
люди и часто выдают защитную реакцию типа:
«Ничего не получится», «Сами занимайтесь этим,
вам за это деньги платят». Вы должны понимать, что
в основе этих высказываний — неуверенность,
страх неудачи, боль и опыт разочарований. Это
может быть похоже на то, что вы сами испытывали в
начале работы по программе по отношению к
авторам этой системы. Старайтесь не обращать
внимания на защитную реакцию, не обижаться и
понять.
Не требуйте от родителей невозможного:
«Так, папа Петров, скажите своей Рите, чтобы она
спала на тихом часе», «Вера Петровна, ваш Коля не
моет руки после туалета, приучайте его дома, так
же нельзя!». Это не проблемы родителей, а ваши,
садовские проблемы, и не требуйте их решения —
оно невозможно.
Информируйте родителей о ходе
выполнения вами «Воспитательного плана
действий».
Телефонные звонки. Надо
обязательно позвонить родителям, как только у
вас возникли первые проблемы с их ребенком и вы
хотите встретиться с ними. Если же родители не
приходят на встречу с вами, можно послать им по
почте (по электронной почте) ВПД на их ребенка и
через несколько дней позвонить, чтобы спросить,
есть ли у них вопросы и пожелания. После этого
надо вновь предложить родителям присоединиться
к вам для совместной деятельности.
«Родительский уголок». Это
газета или информационный листок с наиболее
важной информацией для родителей. В эту газету
можно включить рубрику «Уголок дисциплины», в
котором описывайте и обсуждайте отдельные
педагогические приемы и стратегии поддержки,
формирующие самоуважение ребенка.
Группы тренинга для родителей.
Специальные психологические занятия для
родителей может проводить психолог ДОУ в виде
тренинговых групп. На них могут быть обсуждены
все те же темы, о которых мы рассказали в
предыдущих главах. Конкретные воспитательные
стратегии и приемы могут быть отработаны
родителями друг на друге, ведь в основе «плохого»
поведения взрослых лежат те же самые мотивы.
Родительско-воспитательская
конференция. Стройте конференцию по шагам
ВПД. В ВПД вы делаете четыре шага. С планом в руках
просто расскажите о результате проделанных
шагов: первого, второго, третьего, четвертого. А в
заключение объясните, что последний, пятый шаг
можно сделать только с помощью родителей.
Спросите родителей: «Похоже ли
поведение ребенка дома на то, что я вижу в ДОУ?»
Родители ответят «да» или «нет». Попросите
дополнить ваш план.
Родители делятся на активных — тех, что
решат сами составить «Домашний план действий», и
молчаливых, пассивных. Последним пообещайте
посылать письменные отчеты о реализации ВПД.
Что будет, если родители откажутся
принимать хоть какое-то участие в вашей работе?
Хотя работа усложнится, результат ваших
одиночных усилий все равно будет. В самом деле,
дети очень гибкие, они вовсе не ожидают, что все
взрослые будут одинаково реагировать на их
выходки, воспитывать их одинаково. Мама
реагирует не так, как отец, а отец — не так, как
воспитатель. Может оказаться, что вы станете
единственным взрослым, который интересуется
личностью этого ребенка.
Приглашение детей, которые плохо
себя ведут, на родительско-воспитательскую
конференцию. Это — не
психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК),
а совершенно иной вид воспитательной
деятельности. Приглашая к сотрудничеству не
только родителей, но и самих детей-дошкольников,
вы как бы возлагаете и на них часть
ответственности за успех общего дела. ВПД
помогает ученикам выбрать более приемлемые
способы поведения. Иногда открытия детей
относительно себя самих и своих товарищей могут
оказаться более точными и проницательными, чем
заключения взрослых. Вместе с тем, когда дети
видят, что их «плохое поведение» дружно пытаются
изменить и родители, и воспитатели, они понимают,
что в самом деле пора что-то менять.
Мнение, что дети не должны участвовать в
таких обсуждениях, на наш взгляд, является
ложным. Совместное обсуждение — отличный способ
избежать вседозволенности и авторитарности со
стороны взрослых.
Прежде чем привлекать к этой
деятельности учеников, нужно отдельно
встретиться с их родителями и только с ними
обсудить первые два шага «Школьного плана
действий». И только потом можно пригласить
шалуна и поговорить всем вместе. При этом важно
помнить следующее:
Фокусируйтесь на будущем
На этой конференции не следует долго
обсуждать плохое поведение ребенка. Ни в коем
случае не позволяйте себе получать удовольствие
от публичного чтения нотаций при родителях.
Просто скажите, что такое поведение не
способствует нормальной счастливой жизни в
школе и поэтому должно быть изменено. Скажите
следующее: «Давайте поговорим о том, что мы
должны сделать, чтобы это поведение больше не
повторилось».
Обсудите техники педагогического
вмешательства
После того как поведение описано в
объективных терминах, переходите к дискуссии о
мерах по его изменению. При этом, если речь идет о
властолюбивом или мстительном поведении,
говорите только о третьей стадии — Стадии
разрешения и установления санкций. Об этом вы
читали в лекции 5. Когда речь пойдет о поведении,
направленном на избегание неудачи, обсудите
методы обучения, методы позитивного описания
себя и своей работы. Об этом мы говорили в лекциях
6 и 7. Когда же речь о детях, жаждущих внимания, ни
слова не говорите о техниках вмешательства,
сразу же переходите к стратегиям поддержки и
способам обучения ребенка просить внимания к
себе, когда он в этом особенно нуждается.
Обязательно подведите итоги разговора
Если удается принять решения, с которыми
все согласны, это здорово. Но если «виновник»
разговора молчит и не хочет принимать участие в
обсуждении, вы можете принять решение и без него:
«Если ты не хочешь высказать свои предпочтения
прямо сейчас, нам самим, без тебя, придется
решать, какие действия предпринять».
Обязательно обсудите стратегии
поддержки
Спросите ребенка: «Что нужно изменить в
нашем саду и у тебя дома, чтобы каждое из этих
мест (или они оба) стало более симпатичным для
тебя?» Зачастую мы пытаемся получить ответ на
этот вопрос «по глазам». Иногда более точную
информацию дает прямой вопрос в доверительной
обстановке. Только после этого уточняется
стратегия поддержки.
Последняя часть конференции должна
проходить так же, как и первая ее часть, при
отсутствии детей.
С родителями необходимо обсудить
«Домашний план действий» и наметить время и
место следующей встречи.
Этот метод особенно эффективен для
властолюбцев и мстителей. Главное — быть
искренними и сохранять предельно уважительный
стиль отношений к приглашенным. Перспективу
такого приглашения ребенка на конференцию
взрослых, конечно, следует предварительно
обсудить с родителями, но не сделайте типичной
ошибки! Это приглашение не должно стать
«пугалкой», которую родители обратят против
ребенка.
Заключение
В современной системе образования
воспитатели часто чувствуют беспомощность во
всем, что касается «психологии», то есть
профессионального вмешательства в процесс
воспитания личности детей, поэтому не всегда
доверяют психологам и «снижают планку» своих
воспитательных задач. Педагоги говорят: «Если
родители хорошо воспитывают ребенка, ДОУ его не
испортит, если родители плохо воспитывают
ребенка, школа бессильна». Такую точку зрения
вряд ли разделят те, кто внимательно прочитал эти
лекции.
Задания воспитателю
Закончите предложения:
«При организации быта в группе я
постоянно сталкиваюсь со следующими
трудностями: …»;
«Есть некоторые способы, которые я
использую, привлекая детей к решению бытовых
задач. Эти способы таковы: ...»;
«Теперь я добавлю новые способы, чтобы
привлекать детей к помощи по организации жизни
группы, а именно: …»;
«Способы, которыми мои дети оказывают
друг другу помощь, следующие: …»;
«Этим новым способам помощи и
поддержки друг друга я хочу научить своих детей:
…».
Задание по составлению ВПД
Спланируйте шаг № 5 работы по плану —
привлечение родителей к его реализации. Что и как
вы будете делать?
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Уважаемые слушатели курсов повышения
квалификации!
Итоговая работа должна быть отправлена
до 28 февраля 2010 г. по адресу: ул. Киевская, д. 24, г.
Москва, 121165, Педагогический университет «Первое
сентября».
К выполненной работе необходимо приложить
справку (Акт о внедрении), заверенную в вашем
дошкольном учреждении. Бланк справки высылается
каждому слушателю по почте.
Все материалы должны быть представлены в
печатном варианте.
Задания итоговой работы
Итоговую работу по курсу вы можете
представить в одном из двух вариантов:
1) выбрать по два вопроса к каждой лекции
(всего 16 вопросов) и ответить на них;
2) выбрать одного из детей с проблемным
поведением, определить в результате
объективного наблюдения мотив его «плохого»
поведения и составить «План воспитательных
действий» в соответствии с шагами, предложенными
в лекциях. Плану должны предшествовать таблица
наблюдений за ребенком и описание его конфликтов
с помощью объективного языка.