Ролевая игра «Предприятие»
Как правило, работу любого предприятия
жители города оценивают негативно, не
задумываясь о сложности решения экологических
проблем и необходимости поиска компромиссных
решений. Предложите им в ходе ролевой игры
обсудить экологическую ситуацию в своем
микрорайоне и возможные пути решения
экологических проблем. Это сильно изменит точку
зрения самих педагогов, родителей, студентов на
существующие проблемы и научит судить о
происходящем с учетом разных позиций.
К тому же игра способствует вовлечению педагогов
и родителей в широкий контекст городских
проблем.
Подготовка к игре
Сбор нужной информации (в том числе
изложенной в «Экологическом паспорте детского
сада»):
— оценить удаленность детского сада от
предприятия;
— выявить характер жилой застройки вокруг
предприятия;
— определить особенности розы ветров с точки
зрения распространения выбросов;
— обозначить наличие по соседству:
а) других источников экологической
опасности,
б) жилых массивов,
в) детских учреждений,
г) зон отдыха (анализ карты микрорайона);
— оценить степень и характер
озелененности близлежащей территории и
территории дошкольного учреждения, анализ
жизненности деревьев, видовой состав насаждений;
— найти данные о предприятии в Интернете,
местной прессе. За помощью можно обратиться в
региональные комитеты по экологии, органы
санэпиднадзора, комитет по водным ресурсам, на
предприятие.
Информация группируется по следующей
схеме:
— время возникновения предприятия,
причины выбора места для его строительства,
краткая история развития;
— характер выпускаемой продукции, ее
использование, значение, связи предприятия с
другими регионами и зарубежными странами;
— количество и качественный состав выбросов в
атмосферу, сбросов в водоемы, степень очистки
отходов, загрязнение почвы и другие возможные
виды загрязнений;
— наличие на предприятии природоохранной
службы, ее задачи;
— уровень применяемых технологий и
оборудования;
— случаи аварийных ситуаций;
— сумма возмещения экономического ущерба за
загрязнение окружающей среды, которая
выплачивается в экологический фонд;
— доход, который приносит предприятие городу;
— размеры санитарной зоны, случаи нарушения норм
предельно допустимых концентраций вредных
веществ в санитарной зоне;
— льготы, представляемые предприятием своим
работникам (премии, доплаты, наличие своих
детских садов, профилактория, школьного лагеря и
т.п.);
— влияние выбросов предприятия на своих
работников и жителей города в целом;
— влияние предприятия на дошкольное учреждение.
Организация групп, участвующих в игре
(воображаемый статус):
— группа «Коллектив детского сада»;
— группа «Жители микрорайона» (можно отдельно
создать группу «Родители»);
— группа «Администрация предприятия» (директор,
его заместитель, экономист);
— группа «Врачи» (представители районной
поликлиники, прежде всего детские врачи и врачи,
лечащие преобладающие заболевания в данном
микрорайоне; представители санэпиднадзора);
— группа «Природоохранные органы» (комитет по
экологии и др.);
— группа «Мэрия» (мэр города и его помощники);
— группа «Рабочие предприятия»;
— группа «Зеленое движение»;
— группа «Пресса» (представители газет, радио,
телевидения).
Количество групп и их численность могут
меняться в зависимости от количества участников
игры. Каждая группа перед игрой знакомится со
всеми материалами о предприятии и материалами
«Экологического паспорта детского сада» и
отбирает для себя наиболее важные сведения,
которые послужат аргументами при отстаивании
определенной точки зрения.
Оформление игры
Каждая группа разрабатывает свою
эмблему. Эмблему получают все участники группы.
Демонстрационным материалом служат карты,
картосхемы, в том числе приложения к
«Экологическому паспорту детского сада»,
таблицы, списки, составленные в процессе его
заполнения, фотографии, компьютерные
презентации и т.п. Для каждой группы составляется
небольшая памятка, с которой участники группы
должны ознакомиться до начала игры.
Типы памяток
Группа «Коллектив детского сада»
В процессе обсуждения вы отстаиваете
точку зрения сотрудников дошкольного
учреждения, которые отвечают за здоровье и
безопасность детей, а значит, должны ссылаться на
характер и уровень заболеваемости дошкольников,
показывать связь этой заболеваемости с
характером и частотой выбросов предприятия, его
отрицательное влияние на окружающую среду,
обсуждать проблемы, которые создает предприятие
для дошкольного учреждения (например, отсутствие
благоприятных мест для прогулок с детьми). В то же
время вы должны помнить о том, что предприятие
является вашим спонсором, члены ваших семей
работают на этом предприятии. Кроме того,
отчисления предприятия идут в бюджет
населенного пункта, средства которого затем
используются и для развития дошкольного
учреждения.
Группа «Администрация»
В обсуждении проблемы вы отстаиваете
точку зрения руководства предприятия, а значит,
должны показать его в наиболее выгодном свете,
защитить от нападок, рассказать о проблемах, о
значении предприятия в жизни города, страны,
детского сада. Поделитесь планами на будущее: как
вы планируете уменьшить влияние предприятия на
окружающую среду, как заботитесь о своих рабочих,
какую помощь хотите оказать дошкольному
учреждению. Главный экономист должен помочь
оценить с точки зрения экономики различные
предложения, которые возникнут пo ходу дискуссии
(например, о переносе предприятия за пределы
города).
Группа «Врачи»
Вы — врач детской районной поликлиники.
Оперируя фактами, докажите, что предприятие
влияет на здоровье детей микрорайона (или не
влияет). Объясните, какие последствия для
здоровья людей могут иметь выбросы вредных
веществ предприятия. Вы должны защищать интересы
своих пациентов! Но при этом не впадайте в
крайности, изображая картину мрачного будущего.
Предложите свой выход из ситуации.
Вы — врач санэпиднадзора. Приведите примеры
аварийных выбросов предприятия, изложите
результаты замеров и отбора проб воздуха, воды на
территории предприятия, в его санитарной зоне,
прилегающем к детскому саду жилом массиве, парке
и на территории самого дошкольного учреждения.
Были ли применены к предприятию какие-либо
санкции? Если да, то за что? Ваши предложения по
судьбе предприятия и прогноз состояния здоровья
жителей микрорайона, в частности, детей.
Существуют ли другие источники, отрицательно
влияющие на их здоровье?
Группа «Природоохранные органы»
Сравните обсуждаемый объект с другими
предприятиями города. В чем особенности данного
предприятия? Всегда ли вы информируете жителей о
влиянии предприятия на окружающую среду? Какие
нарушения вы отмечали по итогам проверок? Каким
образом вы контролируете это предприятие? Может
ли предприятие, по вашему мнению, влиять на
экологическую ситуацию микрорайона, в котором
находится детский сад? Как предприятие возмещает
ущерб за загрязнение окружающей среды (сколько и
за что платит в экологический фонд)? Предложите
более современные технологии и оборудование,
другие пути выхода из ситуации. Удовлетворены ли
вы работой заводской экологической лаборатории?
Уделяет ли руководство завода достаточное
внимание экологическому воспитанию рабочих?
Группа «Мэрия»
Ваша задача непростая: с одной стороны,
вы должны отстаивать интересы жителей, которые
вас избрали, считаться с мнением родителей, с
другой — вы заинтересованы в работе предприятия,
которое отчисляет средства в бюджет города.
Рассмотрите и точку зрения жителей, и точку
зрения руководства завода, может быть, вы найдете
компромиссный вариант. Как руководитель города
вы должны это сделать. Что в городе построено на
деньги предприятия? Есть ли связь между работой
предприятия и материальным благополучием
детского сада? Если предприятие закроют, каковы
будут последствия для города? Принимайте решения
самостоятельно. Внесите конкретные предложения,
иначе вас больше не изберут.
Группа «Рабочие предприятия»
С одной стороны, вы, как рабочие,
искренне любящие свое предприятие, должны
защищать его интересы. Закрытие предприятия
грозит вам безработицей и потерей социальных
благ: возможности для отдыха, различные льготы и
т.п.
С другой — вы чувствуете, что вредное
производство отрицательно сказывается на вашем
здоровье, что руководство не уделяет должного
внимания экологическим проблемам. Здесь живут
ваши семьи, ваши дети ходят в детский сад, вы на
себе ощущаете негативное влияние загрязнения
окружающей среды. И, наконец, вы живете
неподалеку от предприятия и ощущаете его влияние
не только на работе, но и дома. Каким вы видите
выход из создавшейся ситуации? Вполне вероятно,
что мнения участников вашей группы разделятся.
Группа «Зеленое движение»
Как представители общественного
движения вы можете выдвигать самые радикальные
предложения. Однако они должны быть обоснованы.
Есть ли среди рабочих предприятия и сотрудников
детского сада члены вашей организации?
Предложите участникам дискуссии вступить в ваше
движение и оцените их реакцию. Предложите
конкретные акции, которые вы можете организовать
для улучшения ситуации в микрорайоне, на
территории детского сада, например, посадку
зеленых насаждений, очистку территории от мусора
(совместно с рабочими предприятия) и т.п.
Группа «Жители микрорайона»
(«Родители»)
Вы выступаете в роли «пострадавших» и
предъявляете претензии к заводу. Задавайте
вопросы не только директору предприятия, но и
представителям мэрии, комитета по экологии, всем,
кто обязан защищать ваши интересы. Обратитесь в
группу прессы с заявлением. В ходе обсуждения
используйте «Закон об охране природной
окружающей среды Российской Федерации», который
защищает ваши права. Выполняет ли предприятие по
отношению к вам и вашим детям положения закона?
Внесите предложения по улучшению экологической
ситуации.
Группа «Пресса»
Хорошо ли вы осведомлены о влиянии
предприятия на окружающую среду микрорайона? О
проблемах дошкольного учреждения? Часто ли к вам
поступали жалобы от местных жителей? Составьте
два коротких репортажа:
а) об отрицательном влиянии предприятия
на среду микрорайона и возмущении жителей;
б) о положительной роли завода в жизни города.
Достаточно ли у вас информации об
экологической ситуации в микрорайоне?
Сотрудничают ли с вами природоохранные органы,
или информация замалчивается? Ваши предложения о
развитии микрорайона в будущем и об улучшении
информированности жителей о проблемах
окружающей среды.
В процессе игры большую роль играет ведущий
(обычно в его роли выступает педагог). Как бы
«оставаясь за кадром», он должен ненавязчиво
направлять ход дискуссии, сглаживать острые
ситуации, быстро и с юмором реагировать на
происходящее. Опыт показывает, что в процессе
игры могут возникать сложные моменты. Порой
участники слишком бурно доказывают свою правоту,
не желают слушать своего оппонента и в качестве
главного аргумента используют громкий голос.
Ведущий должен уметь держать ситуацию под
контролем, разрядить ее соответствующей шуткой
или подбросить совершенно новую идею для
обсуждения (даже абсурдную), что заставляет ребят
изменить направление мыслей и ввести беседу в
спокойное русло.
В более острых ситуациях можно применить систему
«черных меток». За «непарламентское поведение»
участники группы получают черный квадратик.
Группа, получившая такой квадратик, лишается на
определенное время права голоса, и ее
предложения считаются менее аргументированными.
Иногда после бурной дискуссии участники
внезапно замолкают, перебрав все возможные
варианты решения какого-то одного вопроса. В этом
случае ведущий обязан выдвинуть новую идею,
касающуюся других аспектов проблемы. Бывает, что
участники сосредоточиваются на одном вопросе,
наиболее интересном для них, тратят на его
обсуждение слишком много времени. Таким образом,
за рамками обсуждения остаются другие аспекты
проблемы. И в этом случае ведущий должен прийти
на помощь.
После окончания дискуссии ведущий подводит
итоги, перечисляя и обобщая все прозвучавшие
предложения, подчеркивая сложность решения
проблемы.
Ход игры
В начале игры рекомендуется сразу заострить
проблему. Например, жители города, родители,
сотрудники детского сада, представители
«зеленого движения» обращаются с жалобой в мэрию
с просьбой закрыть предприятие или вынести его
за пределы города в связи с негативным влиянием
на среду и их здоровье, здоровье детей. Далее
слово предоставляется мэрии и администрации
предприятия. В целом ход игры бывает различным. В
процессе обсуждения по очереди выступают все
участники групп (они сами просят слова). Опыт
показывает, что такая форма осознания сложности
экологических проблем своей местности очень
эффективна.