Игрушка необходима
ребенку для полноценной жизни. Эта истина
кажется нам прописной и неотменимой. И мы изо
всех сил стараемся сделать так, чтобы в
распоряжении наших детей было как можно больше
игрушек — и дома, и в детском саду.
Но дело не только в желании доставить малышкам
радость. Почти на всех современных упаковках с
машинками, куклами, конструкторами и настольными
играми написано: «развивающая игра»,
«развивающая игрушка», «игрушка для детского
творчества». О лукавстве игрушечных
производителей пока говорить не будем.
Предположим, что большая часть подобных
утверждений — о том, что данная конкретная
игрушка, стоит только ее купить, волшебным
образом начнет развивать ребенка, — правда. И
тогда логично предположить: чем больше у наших
детей подобных игрушек, тем лучше.
А мы, заботливые педагоги, за ценой не постоим (то
есть заставим родителей раскошелиться).
Раскошелились. Купили все, что им поручили. И что
же? Вдруг выясняется, что дети игрушками не
дорожат. Не столько играют в них, сколько
разбрасывают, не хотят за собой убирать, ломают.
Дети вместе с игрушками или игрушки вместе с
детьми не желают подчиняться известному
диалектическому закону, утверждающему, будто
количество переходит в качество.
А вдруг игрушки не помогают, а мешают развитию?
Психологи самых
различных научных направлений соглашаются друг
с другом: игра — главное детское занятие, и без
нее невозможно развитие малыша. А игрушка —
инструмент для игры. Вопрос только в том, какой
она должна быть. Что понимать под словом
«развивающая игрушка»?
В отечественной психологической школе
существует такое понятие, как
«предметы-заместители». Играют, к примеру,
девочки в дочки-матери. Одна другой говорит:
«Дочка хочет шоколадку!» А вторая в ответ кладет
перед куклой кубик и говорит: «Смотри, какой
вкусный батончик!»
Или же вместо ложечек из кукольного сервиза,
которых не оказалось под рукой, для «сервировки»
стола используют палочки: маленькие — в качестве
чайных ложек, большие — в качестве вилок. А кто не
видел мальчишек, которые, изображая суперменов,
превращают в убийственное оружие собственную
пятерню?
Подобные действия
психологи считают очень важным показателем
«зрелой игры», свидетельством работы детского
воображения. Использование заместителей имеет
гораздо больше отношения к развитию творческих
способностей, чем занятия в танцевальной студии
или раскрашивание картинок.
Как правило, вместо игрушек, кроме уже упомянутых
палочек и кубиков, выступают самые разные
предметы, валяющиеся под ногами: камушки, шишки,
стеклышки. В представлении ребенка они не имеют
строго обозначенных функций, а по форме могут
напоминать самые разные вещи взрослого мира («На
свете все на все похоже…»). И еще тряпочки,
кусочки тканей. Они, ко всему прочему, лишены
жесткой конструкции. Их можно различным способом
деформировать, растягивать и сжимать —
превращать то в фату, то в скатерть, то в плащ, то в
крышу дома.
И в какой-то момент психологи под руководством
профессора В.Дружинина решили: если
использование предметов-заместителей —
показатель развития творческих способностей
детей, попробуем провести эксперимент,
стимулирующий их творческую активность.
Из группы детского сада для пятилетних детей
убрали все игрушки. Для игры оставили только
«многофункциональные» предметы — тряпочки,
кубики, палочки и пластилин.
Поначалу дети растерялись. А потом стали
использовать в своих играх то, что было под рукой.
И через три недели психологи зафиксировали
резкий рост творческой активности: гипотеза
подтвердилась!
Однако не все оказалось так замечательно, как
хотелось бы. Вместе с ростом творческой
активности возрос и уровень невротизации детей.
Дети, демонстрировавшие невероятную выдумку и
фантазию в игре, стали чаще конфликтовать, чаще
плакать. В результате было решено вернуть в
группу игрушки.
Какие выводы должен извлечь из этих
научных упражнений вдумчивый педагог? Игрушки —
дело серьезное. И обустроить игровую в
соответствии с требованиями
«предметно-развивающей среды» не так просто, как
кажется.
В рамках Фестиваля «Мир игры» мы предлагаем
читателям сформулировать правила, которыми
нужно руководствоваться при решении этой задачи.