Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2010

Тряпочки и палочки в детской рядом с Братц

Игрушка необходима ребенку для полноценной жизни. Эта истина кажется нам прописной и неотменимой. И мы изо всех сил стараемся сделать так, чтобы в распоряжении наших детей было как можно больше игрушек — и дома, и в детском саду.
Но дело не только в желании доставить малышкам радость. Почти на всех современных упаковках с машинками, куклами, конструкторами и настольными играми написано: «развивающая игра», «развивающая игрушка», «игрушка для детского творчества». О лукавстве игрушечных производителей пока говорить не будем. Предположим, что большая часть подобных утверждений — о том, что данная конкретная игрушка, стоит только ее купить, волшебным образом начнет развивать ребенка, — правда. И тогда логично предположить: чем больше у наших детей подобных игрушек, тем лучше.
А мы, заботливые педагоги, за ценой не постоим (то есть заставим родителей раскошелиться).
Раскошелились. Купили все, что им поручили. И что же? Вдруг выясняется, что дети игрушками не дорожат. Не столько играют в них, сколько разбрасывают, не хотят за собой убирать, ломают. Дети вместе с игрушками или игрушки вместе с детьми не желают подчиняться известному диалектическому закону, утверждающему, будто количество переходит в качество.
А вдруг игрушки не помогают, а мешают развитию?

Психологи самых различных научных направлений соглашаются друг с другом: игра — главное детское занятие, и без нее невозможно развитие малыша. А игрушка — инструмент для игры. Вопрос только в том, какой она должна быть. Что понимать под словом «развивающая игрушка»?
В отечественной психологической школе существует такое понятие, как «предметы-заместители». Играют, к примеру, девочки в дочки-матери. Одна другой говорит: «Дочка хочет шоколадку!» А вторая в ответ кладет перед куклой кубик и говорит: «Смотри, какой вкусный батончик!»
Или же вместо ложечек из кукольного сервиза, которых не оказалось под рукой, для «сервировки» стола используют палочки: маленькие — в качестве чайных ложек, большие — в качестве вилок. А кто не видел мальчишек, которые, изображая суперменов, превращают в убийственное оружие собственную пятерню?

Подобные действия психологи считают очень важным показателем «зрелой игры», свидетельством работы детского воображения. Использование заместителей имеет гораздо больше отношения к развитию творческих способностей, чем занятия в танцевальной студии или раскрашивание картинок.
Как правило, вместо игрушек, кроме уже упомянутых палочек и кубиков, выступают самые разные предметы, валяющиеся под ногами: камушки, шишки, стеклышки. В представлении ребенка они не имеют строго обозначенных функций, а по форме могут напоминать самые разные вещи взрослого мира («На свете все на все похоже…»). И еще тряпочки, кусочки тканей. Они, ко всему прочему, лишены жесткой конструкции. Их можно различным способом деформировать, растягивать и сжимать — превращать то в фату, то в скатерть, то в плащ, то в крышу дома.
И в какой-то момент психологи под руководством профессора В.Дружинина решили: если использование предметов-заместителей — показатель развития творческих способностей детей, попробуем провести эксперимент, стимулирующий их творческую активность.
Из группы детского сада для пятилетних детей убрали все игрушки. Для игры оставили только «многофункциональные» предметы — тряпочки, кубики, палочки и пластилин.
Поначалу дети растерялись. А потом стали использовать в своих играх то, что было под рукой. И через три недели психологи зафиксировали резкий рост творческой активности: гипотеза подтвердилась!
Однако не все оказалось так замечательно, как хотелось бы. Вместе с ростом творческой активности возрос и уровень невротизации детей. Дети, демонстрировавшие невероятную выдумку и фантазию в игре, стали чаще конфликтовать, чаще плакать. В результате было решено вернуть в группу игрушки.

Какие выводы должен извлечь из этих научных упражнений вдумчивый педагог? Игрушки — дело серьезное. И обустроить игровую в соответствии с требованиями «предметно-развивающей среды» не так просто, как кажется.
В рамках Фестиваля «Мир игры» мы предлагаем читателям сформулировать правила, которыми нужно руководствоваться при решении этой задачи.
Рейтинг@Mail.ru