Некоторое время
назад я открыла для себя новый, уникальный
дидактический материал — магнитный конструктор.
Сначала я использовала магнитный конструктор в
свободное время, в индивидуальной работе с
детьми для закрепления полученных на занятиях
знаний. Но позднее обнаружила, что его отлично
можно использовать и во время занятий — как при
изучении нового материала, так и при повторении.
Магнитный конструктор представляет собой набор
элементов, часть из которых содержит магнит, а
другая часть либо сделана из металла, либо
содержит металлический стержень, позволяющий
прикреплять деталь к другим элементам.
Существует несколько видов магнитных
конструкторов, каждый из которых обладает
широчайшими возможностями для развития детей.
Благодаря разнообразию этих конструкторов я
использую их в работе с детьми разного возраста.
Магнитный
конструктор из крупных деталей можно дать даже в
самые маленькие ручки. Он абсолютно безопасен
для ребенка — здесь нет ни острых углов, ни
тяжелых предметов, разобрать или сломать детали
магнитного конструктора очень сложно. Все
фигурки крупные, так что их можно смело
«пробовать на зуб». Они легко соединяются друг с
другом и дают возможность малышу
пофантазировать.
Собирая простейшие одноцветные, а позднее
многоцветные фигуры на плоскости (желтое
солнышко, красный цветок), дети знакомятся с
четырьмя основными цветами. Сначала они
соединяют детали и придумывают, на что похож
полученный предмет (молоток, грибок, микрофон), а
потом осознанно собирают известные им предметы
быта (телефон, дом). С помощью деталей
конструктора я знакомлю малышей и с величиной (мы
собираем длинные и короткие дорожки) и, конечно, с
простейшими геометрическими фигурами.
Как только ребенок осваивает этот уровень, можно
использовать другой, более функциональный
конструктор — деревянный — с большим набором
геометрических фигур. Он также позволяет
развивать представления о цвете, форме и
величине. Но главное, с его помощью можно
конструировать то, что детям очень нравится:
цветные дорожки, машинки, танки, ракеты,
ненавязчиво формируя элементарные
математические представления. Иногда я даю
определенные задания ребенку: например, «построй
башню из кубиков», «сделай домик из двух фигур».
Можно вместе с ребенком рассматривать
те конструкции, которые у него получились:
«Сколько кубиков в твоей башне?», «Какая красивая
машинка у тебя получилась! Кубики какого цвета ты
брал, чтобы ее построить?».
Иногда дети создают фигуру, находят в ней
сходства с реальным предметом и совершенствуют
постройку. Можно собирать конструкции по
образцам, схемам и фотографиям (например, по
фотографиям построек других детей).
Однако наибольшими
возможностями для сенсорного развития обладают
магнитные конструкторы, состоящие из магнитных
палочек и никелированных шариков. Конструктор
позволяет собирать самые разные фигуры, начиная
от простых геометрических фигур на плоскости и
заканчивая сложнейшими конструкциями. Объемные
конструкции из этого конструктора можно
использовать в играх-драматизациях.
Магнитный конструктор помогает создать у детей
устойчивый интерес к занятиям и делает освоение
математических знаний незаметным и
увлекательным процессом.