Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2010
Самое эффективное средство экологического обучения педагогов, студентов, родителей — дискуссии, игры, проекты.
Существуют ролевые экологические игры, которые требуют от участников не только знания, но и понимания экологических проблем, стимулируют высказывать разные точки зрения, искать компромиссы и выходы из, казалось бы, безвыходных экологических ситуаций. Эти игры можно проводить на семинарах, методических объединениях, родительских собраниях, педагогических советах.
Для их проведения используются данные «Экологического паспорта детского сада». Также необходимые цифры можно получить в местных департаментах охраны природы, санэпиднадзоре, найти в Интернете.

Хотите воспитывать детей? Начните со взрослых!

«ЗЕЛЕНЫЙ АРХИТЕКТОР

Ролевая экологическая игра с элементами моделирования

Цель: предложить наиболее оптимальный вариант озеленения микрорайона, в котором находится детский сад.

Подготовка: изучение материалов «Экологического паспорта детского сада», дополнительных материалов (газетных, журнальных статей). Организация групп и изготовление эмблем. Участники объединяются в следующие группы: «Врачи», «Зеленые архитекторы», «Детский сад», «Жители» (родители), «Биологи», «Экологи», «Строители».

Оформление игры: картосхемы микрорайона, на которых отмечены парки отдыха и природные парки, основные зеленые насаждения улиц, местонахождение детского сада, фотографии клумб, улиц, парка, альпийских горок микрорайона, а также слабо озелененных участков.

Памятки группам

Группа «Врачи»

Расскажите о роли растений в создании благоприятной среды для проживания людей и об их влиянии на здоровье, приведите конкретные примеры. Оцените, достаточна ли степень озеленения вашего микрорайона, территории ДОУ с точки зрения комфортности среды и здоровья детей и взрослых. Уменьшают ли зеленые насаждения отрицательное влияние источников экологической опасности (предприятий, автодорог, котельных и т.п.)? Рекомендуете ли вы жителям микрорайона собирать лекарственные растения в городе? Почему? Есть ли среди зеленых насаждений растения, способные вызвать аллергические заболевания? Хорошо ли озеленены окрестности детского сада? Защищают ли они его территорию от шума и пыли? Ваши предложения по размещению и подбору видового состава зеленых насаждений в микрорайоне с позиций улучшения окружающей детский сад среды и здоровья детей и взрослых.

Группа «Зеленые архитекторы»

Проанализируйте, какие типы зеленых насаждений встречаются в микрорайоне. Согласны ли вы с существующим размещением зеленых насаждений по территории? Правильно ли произведено озеленение улиц, жилых кварталов, территории детского сада с точки зрения ландшафтной архитектуры? Где бы вы организовали новый парк (сквер) для прогулок детей и взрослых? Правильно ли озеленены территории вблизи
водоемов? Есть ли старые, больные деревья, подлежащие срубке? Предложите свою картосхему озеленения микрорайона, в том числе участков вблизи детского сада, и докажите, что она лучше существующей.

Группа «Жители» (родители)

Довольны ли вы озеленением своего микрорайона? Что изменилось в озеленении территории за последние годы? Возможно, среди вас есть старожилы, которые помнят, каким был микрорайон двадцать–тридцать лет назад? Где вы любите отдыхать? Достаточно ли мест для прогулок с детьми? Влияют ли растения положительно на ваше здоровье? Знаете ли вы случаи отрицательного влияния растений? (Например, затенение старыми деревьями окон в жилых домах, возникновение аллергических реакций на тополиный пух или пыльцу растений.) Каково отношение жителей микрорайона к зеленым насаждениям? Есть ли сломанные деревья, вытоптанные газоны? Обращаете ли вы внимание детей на красоту деревьев, клумб, учите ли их не вытаптывать газоны, не ломать деревья и т.п.? Собираете ли вы лекарственные травы в черте города? Ваши предложения по озеленению микрорайона: что нужно сделать для детей и взрослых? Что вы лично можете сделать для решения этой проблемы?

Группа «Биологи»

Расскажите, что может отрицательно влиять на состояние растений в микрорайоне и на территории детского сада. Приведите примеры. (Загрязнение воздуха автотранспортом, предприятиями, вырубка деревьев для строительства, сжигание листьев, загрязнение почвы.) Укажите участки, где зеленые насаждения, по вашему мнению, находятся в хорошем состоянии, и где — в плохом. Каково состояние парков (скверов)? Много ли людей в них отдыхает, и как такой отдых сказывается на состоянии зон отдыха? Какие растения используются для озеленения — виды местной флоры или интродуцированные, привезенные из других регионов? Какие из них лучше приспособились к условиям микрорайона? Ваше мнение о сорных растениях в городе. Дайте прогноз состояния растительности микрорайона на следующие пять–десять лет. Предложите рекомендации по улучшению состояния зеленых насаждений и условий их произрастания, по уходу за растениями. Что могут сделать дети, родители, воспитатели?

Группа «Экологи»

Объясните роль зеленых насаждений в городе для формирования микроклимата, очистки атмосферного воздуха от загрязнителей. Оцените состав зеленых насаждений микрорайона с точки зрения их устойчивости к загрязнению и способности накапливать вредные вещества. Правильно ли озеленены санитарные зоны предприятий, улицы, участок детского сада и другие территории? Есть ли в микрорайоне природоохранные территории (памятники природы, заказники, заповедники, природные и национальные парки), экологические тропы? Ваши предложения по размещению зеленых насаждений в микрорайоне.

Группа «Строители»

Вы заинтересованы в строительстве: а) дороги, проходящей через парк, в котором дети гуляют с родителями и в котором детский сад создал экологическую тропинку; б) промышленного предприятия (возможны собственные варианты). Эти проекты принесут вам большие доходы, но для их осуществления необходимо уничтожить часть зеленых насаждений. Объясните жителям, экологам, врачам свою позицию, аргументируйте ее. Помните — от убедительности ваших доводов зависит реализация проектов, а значит, ваше благосостояние.

Роль ведущего: ведущий направляет ход обсуждения и обобщает ее итоги.

Ход игры

Начать игру можно с обращения «жителей» (родителей) к «строителям» с требованием объяснить ситуацию со строительством объектов и уничтожением зеленых насаждений вблизи детского сада. В процессе игры представители других групп поддерживают точку зрения строителей или возражают им, приводя соответствующие аргументы: оценивают роль растений, их состояние в микрорайоне, влияние на здоровье жителей, в том числе детей.

В результате игры решается судьба планируемых строительных объектов, составляется план озеленения микрорайона на перспективу с учетом мнения всех участников, а также прогноз состояния зеленых насаждений на ближайшие годы, формулируются рекомендации по озеленению территории детского сада и его ближайшего окружения. Для реализации этих идей детский сад организует совместную акцию детей, родителей, педагогов по посадке растений в тех местах, которые предложили участники игры.

Рейтинг@Mail.ru