Фото Галины Соловьевой
Чем богаче культурные реалии
окружающего мира, тем больше возможностей для
эстетического развития ребенка.
В 70-х годах прошлого века художник и
педагог-новатор Борис Михайлович Неменский
создал теорию эстетического воспитания детей, в
которой значительное место отводилось так
называемому «феномену насмотренности». Нужно не
просто предоставить детям возможность рисовать
и знакомить их с разными приемами изображения.
Необходимо показывать им работы мастеров
изобразительного искусства. Причем — не одну
иллюстрацию или картину, а целый художественный
ряд — так, чтобы одна и та же тема была
представлена в работах разных художников,
принадлежащих к разным художественным школам.
Ведь художественное видение не однозначно. А
взгляд художника — особенный взгляд. Он даже
обычное может представить в необычном свете.
Задача, казалось бы, ясна. Показываем как
можно больше и добиваемся результата. Но
оказывается, детям совсем непросто воспринимать
картины больших мастеров. Можно смотреть — и не
видеть. Видеть — и не понимать. Изобразительное
искусство пользуется особым языком. Обучение
этому языку чем-то напоминает обучение
иностранному. Но первый шаг к его освоению — в
обозначении «красоты». Мы говорим детям:
«Посмотрите: как это красиво!» Или: «Посмотрите:
как интересно!»
В японских детских садах (и школах)
существует специальное занятие для детей —
«любование», когда детей учат любоваться
красивым. Эту идею, «подсмотренную» у японцев,
как уже было сказано, привнес в отечественную
педагогику Борис Павлович Неменский. И она
прижилась.
«Любованию» отводится обязательное
место в программе художественного воспитания
дошкольников, разработанной Татьяной Копцевой. А
в программе «Радуга», созданной под руководством
Татьяны Дороновой, в разделе «Изобразительная
деятельность» выделен подраздел «Красота в
жизни и изобразительном искусстве».
Эту важную тему — как можно учить
«любованию» — мы обсуждаем на страницах номера.