Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2010

Выставки в детском саду

Эффективным средством в обучении детей художественному восприятию является посещение художественных музеев и выставок произведени

Эффективным средством в обучении детей художественному восприятию является посещение художественных музеев и выставок произведений искусства.
Но Россия — очень большая страна, и условия жизни в ней неоднородны. Существуют города и целые регионы, в которых культурная жизнь строится на иных основаниях, чем, к примеру, в столицах с большим количеством музеев и выставочных залов. Детский сад в этом случае может взять на себя функции культурного центра семейной жизни.

Так, мы в своем учреждении устраиваем художественные выставки для семейного посещения. Такие выставки приносят радость и малышам, и членам их семей — братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам. Каждая выставка — это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также — для совместной деятельности педагогов и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок: предлагают темы, добывают экспонаты, участвуют в оформлении.

Обычно при подготовке той или иной выставки мы руководствуемся следующим планом.

План работы по организации выставок

1. Проводим анкетирование и выясняем художественные предпочтения родителей и их возможности помочь детскому саду с экспонатами по той или иной теме.

2. Составляем перспективный план проведения выставок.

3. Подбираем необходимую научно-популярную, методическую и искусствоведческую литературу.

4. Для педагогов и родителей проводим семинары-практикумы и консультации по теме предстоящей выставки с использованием видеоряда и современных медийных средств.

5. Работаем над созданием выставки: собираем экспонаты, продумываем экспозицию, организуем рекламную кампанию в преддверии выставки (готовим большие красочные объявления о выставке и персональные приглашения для родителей и сотрудников).

6. Проводим экскурсии по выставке.

Правила отбора экспонатов для выставок в детском саду

Главный критерий отбора экспонатов для художественной выставки — подлинность работ.

Так, если в детском саду организуется выставка произведений декоративно-прикладного искусства, недопустимо выставлять в качестве экспонатов работы воспитателей «под хохлому», «под городец», игрушки, слепленные по мотивам дымковских игрушек, и т.п.

Отбирайте те материалы, которые вам нравятся.

Только в этом случае вы сможете рассказывать о них с любовью и можете рассчитывать на то, что «заразите» своей эмоцией детей.

Для знакомства с произведениями изобразительного искусства используйте репродукции картин знаменитых художников или качественные иллюстрации знаменитых полотен.

Особое внимание уделяйте тем произведениям искусства, в которых с помощью различных средств выразительности переданы чувства и отношения, доступные пониманию детей-дошкольников.

Родитель в выставочной работе

Памятка для педагогов

Организуйте работу по созданию выставки так, чтобы родители были не наблюдателями, не контролерами, а соучастниками процесса.

Помните: информация, полученная ребенком от родителя, усваивается им гораздо эффективнее, чем информация, полученная от воспитателя. Стоит научить чему-то родителя, и он научит этому своего ребенка.

Не все родители готовы к сотрудничеству с вами. Но это и не обязательно. Главное, чтобы родители проявляли заинтересованность в эстетическом развитии своего ребенка. Каждая качественная выставка привлечет на вашу сторону новых сторонников.

После окончания выставки необходимо публично поблагодарить тех родителей, которые приняли участие в создании выставки. Используйте разные средства: вручение дипломов перед праздником или на родительском собрании, красочно оформленный «указ» на видном месте в вестибюле, письма на нарядных бланках.

«Народная игрушка»

Методические рекомендации к организации выставки в детском саду

Цель. Развивать эстетическое восприятие образцов народного искусства. Формировать понимание того, что народные мастера являются носителями традиций художественного мировосприятия народа, хранителями его вкуса. Прививать любовь и бережное отношение к народной игрушке, чувство благодарности к их создателям.

Материалы: подлинные народные игрушки из дерева (богородские, семеновские, городецкие, полхов-майданские), из глины (калининские, дымковские, каргопольские, филимоновские), матрешки (семеновские, загорские, полхов-майданские), игрушки детей ханты, ненцев, манси, иллюстрации и фотографии игрушек, книги о народных игрушках, иллюстрации Ю.Васнецова к потешкам, поговоркам и сказкам по мотивам дымковской игрушки.

Работа с детьми

Организовывая выставку, следует помнить о главном — подлинности народных игрушек. Независимо от национальной принадлежности, народная игрушка — одна из многих составных частей духовной жизни народа. Воспитатель должен в доступной для детей форме рассказать об истории и этнографии края, чтобы ребенок мог представить среду, в которой рождалась игрушка, понять мысли и чувства ее создателей, постичь смысл, который живет в образе игрушки. Тематика народной игрушки идет от изображения реальной жизни, природы ее животного и растительного мира. Игрушка отличается богатством изобразительных элементов; по форме это чаще всего фигуры птиц и животных. Игрушки могут рассказать о домашних занятиях человека, о древних преданиях, о народных гуляньях, веселых свадьбах. Современные народные игрушки наполнены новым жизненным содержанием, а художники-мастера не копируют старые игрушки, а создают новые, но сохраняют традиции промысла в передаче форм и особенностей росписи.

В народной игрушке цвет, как правило, имеет символическое значение. Так в росписи каргопольской игрушки зеленый цвет означает землю, природу; белый — правду, добро, нравственную чистоту; черный — горе, зло, неправду; красный — красоту, здоровье, силу, огонь, славу; голубой — небо.

Подготовка к выставке включает разные виды детской деятельности.

Кроме занятий информационной направленности (просмотр видеофильмов по теме и рассказы педагогов), дети занимаются продуктивной деятельностью: лепят и расписывают собственные игрушки из глины по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек; расписывают плоские силуэты из бумаги, используя характерные орнаменты.

Воспитатели организуют игры с движущимися народными игрушками (богородские игрушки, семеновские и городецкие каталки), проводят дидактическую игру «Составь узор» с использованием элементов игрушечной росписи.

Народные игрушки используются в театрализованных играх, а свистульки — в исполнении некоторых произведений детского музыкального оркестра.

Работа с родителями

Для родителей в преддверии выставки рекомендуется провести семинар-практикум «Народная игрушка из глины». В ходе семинара родители совместно с детьми могут вылепить игрушки из глины (других пластических материалов) и расписать их по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской, калининской игрушек.

На семинаре можно показать видеофильмы «Сокровищница народного искусства», «Народная игрушка» и другие.

Работа с педагогами

В ходе подготовки к выставке для педагогов проводится консультация «Использование народной игрушки в изодеятельности», «Народная игрушка и дидактическая игра». Возможно совместное изготовление панно из соленого теста и глины по мотивам дымковской игрушки для использования в интерьере детского сада.

 

Декоративно-прикладное искусство России

Методические рекомендации к организации выставки в детском саду

Цель.Развивать эстетическое восприятие предметов декоративно-прикладного искусства, знакомить с особенностями в составлении узоров, подборе цвета на примере разных видов росписей (городецкой, хохломской, жостовской, гжельской и др.). Формировать у детей эстетический вкус, учить высказывать свое отношение к увиденным вещам.

Материалы: подлинные предметы городецкой, хохломской, жостовской, гжельской росписей, павловопосадские платки, иллюстрации или фотоматериалы по теме, глина, поворотный круг, деревянные изделия (неокрашенные), жестяной поднос, книги и буклеты о декоративно-прикладном искусстве России.

Работа с детьми

Перед посещением выставки рассмотрите с детьми предметы декоративно-прикладного искусства на «полочке красоты» в группе.

Затем проведите детей по выставке и предоставьте им возможность самостоятельно рассматривать экспонаты. Потом спросите, что им больше всего понравилось. Поинтересуйтесь, что знают дети о материале, из которого сделаны предметы. Покажите глину, деревянные изделия, жестяное изделие. Спросите, знают ли дети, как называется то или иное изделие и почему. Особое внимание уделите декору. Объясните, что «декор» — это «украшение». Декоративное искусство служит для украшения предметов быта — мебели, посуды, жилища и др.

Скажите, что декоративное искусство появилось очень давно: как только люди научились делать посуду, шить одежду, строить жилище, они стали их украшать. Только сначала украшения имели другой смысл: они служили для защиты от злых духов и привлечения духов-покровителей. Люди изображали то, что было для них важно: солнце, растения, животных — но не так, как видели, а с помощью специальных значков. Предложите детям угадать, что изображает тот или иной элемент росписи. (Круги изображают солнце, тонкие линии — травы и т.д.)

В зависимости от того, сколько экспонатов вам удастся собрать, для отдельных промыслов можно выделить отдельные экспозиции: «Золотая хохлома», «Городецкие узоры», «Голубые цветы Гжели», «Жостовский поднос», «Керамика и фарфор», «Павловопосадские платки», «Уральская роспись», «Вологодские кружева», «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» и другие.

Организация и посещение выставки проходит на фоне самых разных видов детской деятельности по теме.

Воспитатели рассказывают детям о декоративно-прикладном искусстве и организуют просмотр видеофильма «Декоративно-прикладное искусство России».

Дети осваивают элементы народного искусства в собственной продуктивной деятельности — лепят посуду по мотивам произведений народных мастеров и расписывают бумажные трафареты.

Воспитатели проводят дидактические игры «Собери узор из частей» по всем видам росписи.

Интересной формой работы является сервировка стола предметами декоративно-прикладного искусства, например, ко Дню именинника или для «Сладкого вечера».

Также предметы декоративно-прикладного искусства могут использоваться для оформления интерьера группы.

Работа с педагогами

В ходе подготовки к выставке можно провести семинар-практикум «Сувениры из меха» и изготовить поделки из меха, бисера и кожи по мотивам декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Воспитателям предлагается посмотреть видеофильмы «Народные промыслы», «Искусство народов Севера». Проводится консультация «Использование предметов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми».

Работа с родителями

Для родителей можно провести мастер-классы по теме, во время которых они получают возможность вместе с детьми лепить и расписывать предметы декоративно-прикладного искусства. Можно организовать просмотр видеофильмов по теме.

Продолжение темы — в следующем номере

Фото из архива детского сада «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО

Рейтинг@Mail.ru