Эффективным средством в обучении детей
художественному восприятию является посещение
художественных музеев и выставок произведени
Эффективным средством в обучении детей
художественному восприятию является посещение
художественных музеев и выставок произведений
искусства.
Но Россия — очень большая страна, и условия жизни
в ней неоднородны. Существуют города и целые
регионы, в которых культурная жизнь строится на
иных основаниях, чем, к примеру, в столицах с
большим количеством музеев и выставочных залов.
Детский сад в этом случае может взять на себя
функции культурного центра семейной жизни.
Так, мы в своем учреждении устраиваем
художественные выставки для семейного
посещения. Такие выставки приносят радость и
малышам, и членам их семей — братьям и сестрам,
родителям, дедушкам и бабушкам. Каждая выставка
— это не только возможность полюбоваться
прекрасным, но и повод для общения между
поколениями, а также — для совместной
деятельности педагогов и родителей. Ведь
родители с удовольствием втягиваются в процесс
организации выставок: предлагают темы, добывают
экспонаты, участвуют в оформлении.
Обычно при подготовке той или иной
выставки мы руководствуемся следующим планом.
План работы по организации выставок
1. Проводим анкетирование и выясняем
художественные предпочтения родителей и их
возможности помочь детскому саду с экспонатами
по той или иной теме.
2. Составляем перспективный план
проведения выставок.
3. Подбираем необходимую
научно-популярную, методическую и
искусствоведческую литературу.
4. Для педагогов и родителей проводим
семинары-практикумы и консультации по теме
предстоящей выставки с использованием видеоряда
и современных медийных средств.
5. Работаем над созданием выставки:
собираем экспонаты, продумываем экспозицию,
организуем рекламную кампанию в преддверии
выставки (готовим большие красочные объявления о
выставке и персональные приглашения для
родителей и сотрудников).
6. Проводим экскурсии по выставке.
Правила отбора экспонатов для
выставок в детском саду
Главный критерий отбора экспонатов для
художественной выставки — подлинность работ.
Так, если в детском саду организуется
выставка произведений декоративно-прикладного
искусства, недопустимо выставлять в качестве
экспонатов работы воспитателей «под хохлому»,
«под городец», игрушки, слепленные по мотивам
дымковских игрушек, и т.п.
Отбирайте те материалы, которые вам
нравятся.
Только в этом случае вы сможете
рассказывать о них с любовью и можете
рассчитывать на то, что «заразите» своей эмоцией
детей.
Для знакомства с произведениями
изобразительного искусства используйте
репродукции картин знаменитых художников или
качественные иллюстрации знаменитых полотен.
Особое внимание уделяйте тем
произведениям искусства, в которых с помощью
различных средств выразительности переданы
чувства и отношения, доступные пониманию
детей-дошкольников.
Родитель в выставочной работе
Памятка для педагогов
Организуйте работу по созданию выставки
так, чтобы родители были не наблюдателями, не
контролерами, а соучастниками процесса.
Помните: информация, полученная
ребенком от родителя, усваивается им гораздо
эффективнее, чем информация, полученная от
воспитателя. Стоит научить чему-то родителя, и он
научит этому своего ребенка.
Не все родители готовы к сотрудничеству
с вами. Но это и не обязательно. Главное, чтобы
родители проявляли заинтересованность в
эстетическом развитии своего ребенка. Каждая
качественная выставка привлечет на вашу сторону
новых сторонников.
После окончания выставки необходимо
публично поблагодарить тех родителей, которые
приняли участие в создании выставки. Используйте
разные средства: вручение дипломов перед
праздником или на родительском собрании,
красочно оформленный «указ» на видном месте в
вестибюле, письма на нарядных бланках.
«Народная игрушка»
Методические рекомендации к
организации выставки в детском саду
Цель. Развивать эстетическое
восприятие образцов народного искусства.
Формировать понимание того, что народные мастера
являются носителями традиций художественного
мировосприятия народа, хранителями его вкуса.
Прививать любовь и бережное отношение к народной
игрушке, чувство благодарности к их создателям.
Материалы: подлинные народные
игрушки из дерева (богородские, семеновские,
городецкие, полхов-майданские), из глины
(калининские, дымковские, каргопольские,
филимоновские), матрешки (семеновские, загорские,
полхов-майданские), игрушки детей ханты, ненцев,
манси, иллюстрации и фотографии игрушек, книги о
народных игрушках, иллюстрации Ю.Васнецова к
потешкам, поговоркам и сказкам по мотивам
дымковской игрушки.
Работа с детьми
Организовывая выставку, следует помнить
о главном — подлинности народных игрушек.
Независимо от национальной принадлежности,
народная игрушка — одна из многих составных
частей духовной жизни народа. Воспитатель должен
в доступной для детей форме рассказать об
истории и этнографии края, чтобы ребенок мог
представить среду, в которой рождалась игрушка,
понять мысли и чувства ее создателей, постичь
смысл, который живет в образе игрушки. Тематика
народной игрушки идет от изображения реальной
жизни, природы ее животного и растительного мира.
Игрушка отличается богатством изобразительных
элементов; по форме это чаще всего фигуры птиц и
животных. Игрушки могут рассказать о домашних
занятиях человека, о древних преданиях, о
народных гуляньях, веселых свадьбах. Современные
народные игрушки наполнены новым жизненным
содержанием, а художники-мастера не копируют
старые игрушки, а создают новые, но сохраняют
традиции промысла в передаче форм и особенностей
росписи.
В народной
игрушке цвет, как правило, имеет символическое
значение. Так в росписи каргопольской игрушки
зеленый цвет означает землю, природу; белый —
правду, добро, нравственную чистоту; черный —
горе, зло, неправду; красный — красоту, здоровье,
силу, огонь, славу; голубой — небо.
Подготовка к выставке включает разные
виды детской деятельности.
Кроме занятий информационной
направленности (просмотр видеофильмов по теме и
рассказы педагогов), дети занимаются
продуктивной деятельностью: лепят и расписывают
собственные игрушки из глины по мотивам
дымковской, филимоновской, каргопольской
игрушек; расписывают плоские силуэты из бумаги,
используя характерные орнаменты.
Воспитатели организуют игры с
движущимися народными игрушками (богородские
игрушки, семеновские и городецкие каталки),
проводят дидактическую игру «Составь узор» с
использованием элементов игрушечной росписи.
Народные игрушки используются в
театрализованных играх, а свистульки — в
исполнении некоторых произведений детского
музыкального оркестра.
Работа с родителями
Для родителей в преддверии выставки
рекомендуется провести семинар-практикум
«Народная игрушка из глины». В ходе семинара
родители совместно с детьми могут вылепить
игрушки из глины (других пластических
материалов) и расписать их по мотивам дымковской,
филимоновской, каргопольской, калининской
игрушек.
На семинаре можно показать видеофильмы
«Сокровищница народного искусства», «Народная
игрушка» и другие.
Работа с педагогами
В ходе подготовки к выставке для
педагогов проводится консультация
«Использование народной игрушки в
изодеятельности», «Народная игрушка и
дидактическая игра». Возможно совместное
изготовление панно из соленого теста и глины по
мотивам дымковской игрушки для использования в
интерьере детского сада.
Декоративно-прикладное искусство
России
Методические рекомендации к
организации выставки в детском саду
Цель.Развивать эстетическое
восприятие предметов декоративно-прикладного
искусства, знакомить с особенностями в
составлении узоров, подборе цвета на примере
разных видов росписей (городецкой, хохломской,
жостовской, гжельской и др.). Формировать у детей
эстетический вкус, учить высказывать свое
отношение к увиденным вещам.
Материалы: подлинные предметы
городецкой, хохломской, жостовской, гжельской
росписей, павловопосадские платки, иллюстрации
или фотоматериалы по теме, глина, поворотный
круг, деревянные изделия (неокрашенные), жестяной
поднос, книги и буклеты о декоративно-прикладном
искусстве России.
Работа с детьми
Перед посещением выставки рассмотрите с
детьми предметы декоративно-прикладного
искусства на «полочке красоты» в группе.
Затем проведите детей по выставке и
предоставьте им возможность самостоятельно
рассматривать экспонаты. Потом спросите, что им
больше всего понравилось. Поинтересуйтесь, что
знают дети о материале, из которого сделаны
предметы. Покажите глину, деревянные изделия,
жестяное изделие. Спросите, знают ли дети, как
называется то или иное изделие и почему. Особое
внимание уделите декору. Объясните, что «декор»
— это «украшение». Декоративное искусство
служит для украшения предметов быта — мебели,
посуды, жилища и др.
Скажите, что декоративное искусство
появилось очень давно: как только люди научились
делать посуду, шить одежду, строить жилище, они
стали их украшать. Только сначала украшения
имели другой смысл: они служили для защиты от
злых духов и привлечения духов-покровителей.
Люди изображали то, что было для них важно:
солнце, растения, животных — но не так, как
видели, а с помощью специальных значков.
Предложите детям угадать, что изображает тот или
иной элемент росписи. (Круги изображают солнце,
тонкие линии — травы и т.д.)
В зависимости от того, сколько
экспонатов вам удастся собрать, для отдельных
промыслов можно выделить отдельные экспозиции:
«Золотая хохлома», «Городецкие узоры», «Голубые
цветы Гжели», «Жостовский поднос», «Керамика и
фарфор», «Павловопосадские платки», «Уральская
роспись», «Вологодские кружева»,
«Декоративно-прикладное искусство народов
Севера» и другие.
Организация и посещение выставки
проходит на фоне самых разных видов детской
деятельности по теме.
Воспитатели рассказывают детям о
декоративно-прикладном искусстве и организуют
просмотр видеофильма «Декоративно-прикладное
искусство России».
Дети осваивают элементы народного
искусства в собственной продуктивной
деятельности — лепят посуду по мотивам
произведений народных мастеров и расписывают
бумажные трафареты.
Воспитатели проводят дидактические
игры «Собери узор из частей» по всем видам
росписи.
Интересной формой работы является
сервировка стола предметами
декоративно-прикладного искусства, например, ко
Дню именинника или для «Сладкого вечера».
Также предметы декоративно-прикладного
искусства могут использоваться для оформления
интерьера группы.
Работа с педагогами
В ходе подготовки к выставке можно
провести семинар-практикум «Сувениры из меха» и
изготовить поделки из меха, бисера и кожи по
мотивам декоративно-прикладного искусства
народов Севера.
Воспитателям предлагается посмотреть
видеофильмы «Народные промыслы», «Искусство
народов Севера». Проводится консультация
«Использование предметов
декоративно-прикладного искусства в работе с
детьми».
Работа с родителями
Для родителей можно провести
мастер-классы по теме, во время которых они
получают возможность вместе с детьми лепить и
расписывать предметы декоративно-прикладного
искусства. Можно организовать просмотр
видеофильмов по теме.
Продолжение темы — в следующем номере
Фото из архива детского сада
«Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО