Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2010
Как можно объяснить малышу, откуда появились звери? Как показать простым и понятным способом череду удивительных превращений — от древних маленьких одноклеточных существ до современных животных?
Для этого и создана игра «Как появились звери». Ее цель — познакомить детей с эволюционной теорией происхождения млекопитающих. Заодно дети смогут познакомиться с основными систематическими группами животных — одноклеточными, червями, рыбами, земноводными, пресмыкающимися и млекопитающими — на примере отдельных, в большинстве своем знакомых им представителей.

Самая лучшая мама, или Как появились звери?

Туловище «червя» в процессе игры используется для построения «рыбы», «лягушки», «ящерицы» и «мыши», поэтому, изготавливая детали, следует обратить внимание на совместимость их размеров: использование одной из деталей для построения всех животных последующих ступеней эволюции позволяет ребенку лучше осознать родство и единство происхождения животных. Так, должны совпадать форма и размер передней лапы лягушки и ящерицы, а также голова (за исключением шеи). В изготовлении дубля нет необходимости. Детали изготавливаются из цветной бумаги. «Амебу» для большего сходства с оригиналом можно раскрасить. Каждая деталь вырезается отдельно, по возможности ламинируется для прочности.

Играть в игру можно на столе. Однако удобнее использовать фланелеграф или — лучше всего — магнитную доску. В последнем случае к изнаночной стороне деталей прикрепляется кусочек магнитного винила.

Вовлечение детей в игру происходит через сказку.

Комплект наглядных материалов состоит из 6 наборов деталей:

Амеба (одноклеточное животное)
Амеба (одноклеточное животное)
Червь
Червь
Рыба
Рыба
Лягушка (животное)
Лягушка (животное)
Ящерица (пресмыкающееся)
Ящерица (пресмыкающееся)
Мышь (зверь)
Мышь (зверь)

Самая лучшая мама

Сказка с превращениями

Раньше, давным-давно, на Земле не было ничего, кроме огромного океана. Он был пуст, и никто в нем не жил, пока однажды не появились в океане малюсенькие существа. (Прикрепляем в разных местах магнитной доски одноклеточных животных — несколько амеб.)

И так бы жили они и дальше, каждый сам по себе, но однажды они почему-то сползлись вместе (сдвигаем амеб в одно место на доске) и стали жить одной большой и дружной группой. Это было совсем неплохо. Поэтому снова расползаться они не стали и в результате, через много-много лет, превратились (заменяем группу амеб на червя) в червячка.

Червячок очень гордился собой: он был гораздо больше крошечной амебы. Правда, вот беда: передвигался он очень медленно. А он так хотел узнать, нет ли чего интересного подальше от места, где он сейчас обитает! Что же делать? Пришлось червячку, как раньше амебам, тоже превращаться. У него появились плавнички, чтобы быстро и ловко плавать, голова стала больше и умнее. (Прикрепляем на овал тела червячка детали, характерные для рыбы.) И превратился он в рыбку!

Быстро плавает рыбка, везде побывала в океане. Но однажды увидела она странное зрелище: твердая и огромная стена выросла перед ней. Это же земля! Как туда попасть рыбке? Только если опять в кого-нибудь превратиться. И вот вместо плавничков у рыбки появились лапки, и головка стала другой. (Заменяем детали рыбы на детали лягушки, при этом овал тела остается на месте.) Превратилась рыбка — в кого? В лягушку!

Выбралась лягушка на сушу и увидела, какая огромная лежит перед ней земля. А лягушка, так же как и наш старый знакомый, червячок, тоже не умела быстро передвигаться, да и от воды далеко ей было не уйти. Что ж! Надо опять превращаться. Лапки у лягушки стали сильными и ловкими, выросла у нее шея, которая позволила голове поворачиваться в разные стороны. А еще вырос у нее хвост — сильный и ловкий. (Заменяем детали лягушки на детали ящерицы.) В кого превратилась лягушка? В ящерицу!

Обрадовалась ящерица, что может теперь быстро бегать. Долго ли, коротко ли, но однажды ящерица захотела стать мамой. Да не простой, а той, которая нянчит своих детишек, кормит их молочком. Опять стала ящерица превращаться. (Заменяем детали ящерицы на детали мышки.) В кого превратилась ящерица? В мышку!

Свила мышка уютное гнездышко, вывела детишек, мышат, и стала сама их кормить. Мышка стала самой заботливой мамой из всех, кто раньше жил на земле.

Примечание. В сказке, в силу возраста детей, допускаются некоторые упрощения. Строго говоря, предком животных является амёбоидный, но точно не известный организм, а не современная амеба. Хвосты есть не только у ящериц, но и у некоторых земноводных. Способность кормить детенышей молоком — это лишь один из признаков зверей. Но излишне строгое следование научности приведет к усложнению материала и сделает его невозможным для детского понимания.
При этом все основные положения теории эволюции в сказке отражены. А «демонстрация» превращений животных приводит ребенка к пониманию того, что, с одной стороны, волшебство происходит не только в сказках, с другой — все живые существа одной крови, и братья наши меньшие — действительно братья.
Наблюдение за превращениями животных завораживает детей, удерживая их внимание. По ходу повествования педагог может задавать им вопросы: кто в кого превратился? Что у него изменилось?
Дети с любопытством и неослабевающим вниманием готовы слушать сказку несколько раз. Дети, уже знающие сюжет, могут менять детали изображений в ходе повествования, показывая суть превращений.

Закрепление материала

Для закрепления материала можно предложить детям самим составить из изображений животных (не разделенных на отдельные детали) эволюционную цепочку, заполнив таблицу:

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

         

Правильно выложенные карточки означают, что дети запомнили общую последовательность превращений животных в процессе эволюции.

Рейтинг@Mail.ru