Туловище «червя» в процессе игры
используется для построения «рыбы», «лягушки»,
«ящерицы» и «мыши», поэтому, изготавливая детали,
следует обратить внимание на совместимость их
размеров: использование одной из деталей для
построения всех животных последующих ступеней
эволюции позволяет ребенку лучше осознать
родство и единство происхождения животных. Так,
должны совпадать форма и размер передней лапы
лягушки и ящерицы, а также голова (за исключением
шеи). В изготовлении дубля нет необходимости.
Детали изготавливаются из цветной бумаги.
«Амебу» для большего сходства с оригиналом можно
раскрасить. Каждая деталь вырезается отдельно,
по возможности ламинируется для прочности.
Играть в игру можно на столе. Однако
удобнее использовать фланелеграф или — лучше
всего — магнитную доску. В последнем случае к
изнаночной стороне деталей прикрепляется
кусочек магнитного винила.
Вовлечение детей в игру происходит
через сказку.
Комплект наглядных материалов
состоит из 6 наборов деталей:
Амеба (одноклеточное животное)
|
Червь
|
Рыба
|
Лягушка (животное)
|
Ящерица (пресмыкающееся)
|
Мышь (зверь)
|
Самая лучшая мама
Сказка с превращениями
Раньше, давным-давно, на Земле не было
ничего, кроме огромного океана. Он был пуст, и
никто в нем не жил, пока однажды не появились в
океане малюсенькие существа. (Прикрепляем в
разных местах магнитной доски одноклеточных
животных — несколько амеб.)
И так бы жили они и дальше, каждый сам по
себе, но однажды они почему-то сползлись вместе (сдвигаем
амеб в одно место на доске) и стали жить одной
большой и дружной группой. Это было совсем
неплохо. Поэтому снова расползаться они не стали
и в результате, через много-много лет,
превратились (заменяем группу амеб на червя)
в червячка.
Червячок очень гордился собой: он был
гораздо больше крошечной амебы. Правда, вот беда:
передвигался он очень медленно. А он так хотел
узнать, нет ли чего интересного подальше от
места, где он сейчас обитает! Что же делать?
Пришлось червячку, как раньше амебам, тоже
превращаться. У него появились плавнички, чтобы
быстро и ловко плавать, голова стала больше и
умнее. (Прикрепляем на овал тела червячка
детали, характерные для рыбы.) И превратился он
в рыбку!
Быстро плавает рыбка, везде побывала в
океане. Но однажды увидела она странное зрелище:
твердая и огромная стена выросла перед ней. Это
же земля! Как туда попасть рыбке? Только если
опять в кого-нибудь превратиться. И вот вместо
плавничков у рыбки появились лапки, и головка
стала другой. (Заменяем детали рыбы на детали
лягушки, при этом овал тела остается на месте.)
Превратилась рыбка — в кого? В лягушку!
Выбралась лягушка на сушу и увидела,
какая огромная лежит перед ней земля. А лягушка,
так же как и наш старый знакомый, червячок, тоже
не умела быстро передвигаться, да и от воды
далеко ей было не уйти. Что ж! Надо опять
превращаться. Лапки у лягушки стали сильными и
ловкими, выросла у нее шея, которая позволила
голове поворачиваться в разные стороны. А еще
вырос у нее хвост — сильный и ловкий. (Заменяем
детали лягушки на детали ящерицы.) В кого
превратилась лягушка? В ящерицу!
Обрадовалась ящерица, что может теперь
быстро бегать. Долго ли, коротко ли, но однажды
ящерица захотела стать мамой. Да не простой, а
той, которая нянчит своих детишек, кормит их
молочком. Опять стала ящерица превращаться. (Заменяем
детали ящерицы на детали мышки.) В кого
превратилась ящерица? В мышку!
Свила мышка уютное гнездышко, вывела
детишек, мышат, и стала сама их кормить. Мышка
стала самой заботливой мамой из всех, кто раньше
жил на земле.
Примечание. В сказке, в силу
возраста детей, допускаются некоторые упрощения.
Строго говоря, предком животных является
амёбоидный, но точно не известный организм, а не
современная амеба. Хвосты есть не только у
ящериц, но и у некоторых земноводных. Способность
кормить детенышей молоком — это лишь один из
признаков зверей. Но излишне строгое следование
научности приведет к усложнению материала и
сделает его невозможным для детского понимания.
При этом все основные положения теории эволюции
в сказке отражены. А «демонстрация» превращений
животных приводит ребенка к пониманию того, что,
с одной стороны, волшебство происходит не только
в сказках, с другой — все живые существа одной
крови, и братья наши меньшие — действительно
братья.
Наблюдение за превращениями животных
завораживает детей, удерживая их внимание. По
ходу повествования педагог может задавать им
вопросы: кто в кого превратился? Что у него
изменилось?
Дети с любопытством и неослабевающим вниманием
готовы слушать сказку несколько раз. Дети, уже
знающие сюжет, могут менять детали изображений в
ходе повествования, показывая суть превращений.
Закрепление материала
Для закрепления материала можно
предложить детям самим составить из изображений
животных (не разделенных на отдельные детали)
эволюционную цепочку, заполнив таблицу:
Правильно выложенные карточки означают,
что дети запомнили общую последовательность
превращений животных в процессе эволюции.