С.Иванов. «Сцена из жизни восточных
славян»
В прошлом номере
наши читатели познакомились с первым сценарием
для кукольного театра, который поможет
дошколятам соприкоснуться с историческим
материалом в сказочной форме.
Автор сценария и сопроводительного материала —
Татьяна МУРАВЬЕВА, сотрудник Государственного
исторического музея.
В главном историческом музее страны Татьяна
Владимировна ведет для детей два кружка —
«Исторический кукольный театр» и «Старинное
рукоделие».
В чем особенность исторических спектаклей для
детей?
Кукольные актеры и декорации создаются не
произвольно, не только по воле фантазии
художника, но и в строгом соответствии с реалиями
того времени, которое она описывает.
В этом случае кукольная сказка станет не только
источником эмоциональных переживаний, но и будет
нести познавательную информацию.
Еще раз хотим обратить внимание читателей:
исторический материал газета адресует не детям,
а педагогам — для того чтобы они могли правильно
создавать декорации и костюмы персонажей.
Конечно, после спектакля (или в ходе подготовки к
спектаклю) можно вместе с детьми внимательно
рассмотреть кукол, их одежду; обсудить жилище и
утварь, которые служат декорациями; обратить
внимание на пейзаж. Если вы привлекаете детей к
созданию кукол и декораций, они получат
некоторые знания в виде инструкций — что, как и
почему надо делать.
Но не следует вываливать на них все, что вы сами
узнали.
Мы не стремимся сообщить детям некую сумму
знаний, в данном случае, о древних славянах: мы
рассказываем им сказку, показываем спектакль.
Но Снегурочка наша одета так, как одевались
древние славяне. И живет с дедом и бабой в
полуземлянке, украшенной солярными знаками, а не
в обычном деревенском доме.
И через костер прыгает, потому что древние
славяне были язычниками и по весне славили
Солнце.
Наша задача — дать детям яркий, запоминающийся
образ.
Этим мы поможем им полюбить историю, создадим
представление о том, что в разные времена люди
жили по-разному. То есть грамотно выполним свою
педагогическую задачу по отношению к дошколятам.
Марина Аромштам
История вторая
СНЕГУРОЧКА
Путешествие в эпоху древних славян
Текст сказки для представления
Рассказчик. В одной деревне жили
старик со старухой. Хорошо жили, да не было у них
детей. Однажды зимой лепили соседские ребятишки
снеговика.
Старик. А что, старуха, давай мы себе
из снега дочку сделаем!
Старуха. Давай сделаем.
Рассказчик. Вышли они на улицу,
слепили из снега девочку. Привели в избу, назвали
Снегурочкой. Вся деревня на нее не нарадуется.
Сосед. Что за умница!
Первая соседка. Что за красавица!
Вторая соседка. А уж рукодельница!
Рассказчик. Идут дни за днями. Прошла
зима, снег начал таять. Появилась зеленая травка,
расцвели весенние цветы. У всех на душе весело, а
Снегурочка загрустила.
Старуха. Что с тобой, доченька?
Старик. Отчего ты такая невеселая?
Старуха. Уж не заболела ли?
Снегурочка. Не тревожьтесь, матушка
и батюшка, я здорова.
Рассказчик. Раз надвинулась черная
туча, посыпался на землю крупный град.
Обрадовалась Снегурочка граду, будто жемчугу
скатному. А как ушла туча, да растаял град — снова
загрустила. Наступило жаркое лето. Пришли к
Снегурочке подружки.
Первая подружка. Идем с нами в лес!
Вторая подружка. Цветы рвать, венки
плести.
Третья подружка. Птичье пение
слушать.
Снегурочка. Спасибо вам,
подруженьки, я лучше дома в холодке посижу.
Старуха. Зачем же тебе, доченька,
дома сидеть?
Старик. Иди с подружками погуляй,
повеселись.
Рассказчик. Послушалась Снегурочка
отца с матерью. Пошли девушки в лес. Стали цветы
рвать, венки плести, хоровод на полянке водить. А
когда стемнело, развели большой костер.
Первая подружка. Давайте, девушки,
через костер прыгать.
Рассказчик. Прыгнула одна, прыгнула
другая.
Все подружки. Теперь Снегурочкин
черед!
Рассказчик. Прыгнула она через
костер — и растаяла. Улетела светлым облачком,
пролилась теплым дождичком, расцвела цветами
душистыми.
Готовимся к спектаклю
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ
Познавательный материал для педагогов
Предки современных славянских народов
— древние славяне — в письменных источниках
начала нашей эры упоминаются под именем
«венедов». Предположительно, это название
происходит от славянского слова вящий —
«наибольший».
Одно из самых ранних свидетельств о
славянах-венедах принадлежит римскому историку
Корнелию Тациту. В конце первого века нашей эры в
своем сочинении «Германия» он пишет, что венеды
совершают воинственные набеги «на все леса и
горы», на север и на юг, доходя от своей земли до
пограничных областей Римской империи.
Чуть позже, в середине II века н.э.,
греческий астроном Клавдий Птолемей в трактате
«География» называет венедов «очень большим
народом».
Готский историк Иордан, живший в VI веке,
писал о древних славянах уже подробнее: «Начиная
от места рождения реки Вистулы (то есть Вислы), на
безмерных пространствах расположилось
многочисленное племя венедов. Хотя их
наименования теперь меняются соотвественно
различным родам и местностям, все же они
преимущественно называются склавенами и
антами».
Хотя Иордан дает понять, что «венеды» —
это собирательное название ряда славянских
племен, в том числе склавенов и антов, в науке
сложилось мнение, что древние славяне
разделялись на три большие группы: венеды,
склавены и анты, — от которых впоследствии
произошли три ветви славянских народов: от
венедов — западные славяне, от склавенов —
южные, от антов — восточные.
По свидетельству современников, яркой
отличительной чертой древних славян была любовь
к свободе. Так, византийский писатель VI века
Прокопий Кесарийский сообщает, что славяне «не
управляются одним человеком, но издревле живут в
народоправстве, и поэтому у них счастье и
несчастье в жизни считается делом общим». Другой
византийский автор того же времени Маврикий
Стратег пишет: «Племена славян и антов сходны по
своему образу жизни, по своим нравам, по своей
любви к свободе; их никоим образом нельзя
склонить к рабству или подчинению в своей
стране». Затем Маврикий Стратег рассказывает о
совершенно необычном для того времени отношении
славян к захваченным ими пленникам: «Находящихся
у них в плену они не держат в рабстве, как прочие
племена, в течение неограниченного времени, но,
ограничивая плен определенным сроком,
предлагают им на выбор: желают ли они за
известный выкуп возвратиться восвояси или
остаться на положении свободных и друзей?».
Славяне были бесстрашными и искусными
воинами. Тот же Маврикий Стратег пишет:
«Сражаться со своими врагами они любят в местах,
поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с
выгодой для себя пользуются внезапными атаками,
хитростями, и днем и ночью, изобретая много
разнообразных способов. Опытны они также и в
переправе через реки, превосходя в этом
отношении всех людей <...>. Каждый вооружен
двумя небольшими копьями, некоторые имеют также
щиты <...>. Они пользуются также деревянными
луками и небольшими стрелами, намоченными особым
ядом для стрел, сильно действующим, если раненый
не примет раньше противоядия или не
воспользуется другими вспомогательными
средствами, известными опытным врачам».
Земли славян были изобильны — «У них
большое количество скота и плодов земных», — но
тем не менее славянский быт отличался простотой
и суровостью, воспитывающей силу тела и духа.
Славяне, по свидетельству современника,
«выносливы, легко переносят жар, холод, дождь,
наготу, недостаток в пище». О большой физической
силе славян писал сельджукский врач Шариф
аз-заман Тахир Марвази: «они люди сильнейшие и
очень могучие <...>, их храбрость и мужество
известны, так что один из них равен некоторому
числу людей из другого народа».
Многие иноземцы, так или иначе
соприкоснувшиеся со славянами, как особо
привлекательную черту, отмечали их
гостеприимство: «К прибывающим к ним иноземцам
они относятся ласково и, оказывая им знаки своего
расположения, при переходе их из одного места на
другое охраняют их в случае надобности».
Делаем кукол
Действующие лица спектакля: Дед,
Баба, Снегурочка, деревенские ребятишки, соседи,
Снегурочкины подружки.
Кукла-славянин
Парик. Славяне носили длинные волосы или
брили головы, оставляя лишь длинный чуб. Именно
так описывается славянский князь Святослав.
Костюм. Основной частью славянского костюма — и
мужского, и женского — была рубаха. Слово рубаха
происходит от того же корня, что и «рубить». В
древности оно означало также «резать», «кроить».
Рубахи шили из белого холста, поэтому нам
понадобится белая ткань.
Крой славянской рубахи был очень простым и
рациональным, так называемым «туникообразным».
Некоторые исследователи считают, что славянская
рубаха восходит непосредственно к греческой
тунике и пришла к нам через Византию.
Прямоугольное полотнище перегибали пополам,
вырезали горловину, пришивали рукава, тоже
прямоугольной формы, зашивали боковые швы — и
рубаха готова. Отходов почти не было, лишним
оставался лишь лоскут, вырезанный из горловины.
Для большей прочности верхнюю часть груди и
спины рубахи иногда подшивали вторым слоем
ткани, который называли «подоплёка» (сейчас это
слово сохранилось в русском языке лишь в
иносказательном значении). Для большей свободы
движения под мышками вышивали небольшие клинья
— ластовицы.
Ворот имел небольшой разрез посередине
груди (косоворотка появилась позже — в XV веке).
Рубаху украшали вышивкой. В древности
вышивка была не столько украшением, сколько
оберегом — защитой от злых духов, болезней и
несчастий. Вышивка располагалась по вороту,
рукавам и подолу — краям одежды, там, где
внутреннее пространство граничит с внешним.
Древнейшие вышитые узоры состояли из
геометрических священных знаков-оберегов. Косой
крест или ромб был символом солнца. Ромб,
разделенный на четыре части с точкой в каждой из
них, — символ вспаханной и засеянной земли.
Стилизованное изображение ствола с отходящими
от него ветвями — древо жизни, ось, на которой
держится вся Вселенная: его корни — подземный
мир, ствол — мир земной, крона — мир небесный.
С рубахой в древности было связано много
обрядов и поверий. Находясь ближе всего к телу
человека, она считалась хранительницей его
жизненной силы. Когда при раскрое вырезали
лоскут из горловины, его обязательно вытаскивали
внутрь, а не наружу, чтобы не ушла жизненная сила.
Новорожденного сына заворачивали в
отцовскую рубаху. Так жизненная сила рода
передавалась из поколения в поколение.
Рубаху обязательно подпоясывали. Пояс
также имел магическое значение. Он воспринимался
как магический круг, защищавший своего владельца
от всякого зла. Человек, забывший подпоясаться,
мог оказаться во власти нечистой силы и
натворить каких угодно безобразий. Не случайно
до сих пор о человеке, поведение которого выходит
за рамки допустимого, говорят: «распоясался!».
Пояса могли быть плетеными или ткаными.
Славяне-воины подпоясывались кожаными ремнями,
которые могли быть украшены металлическими
накладками.
Кроме рубахи, славяне носили штаны,
которые называли гати, или гачи (термин «порты»
стал употребляться для штанов в более позднее
время. Древние славяне называли портами одежду
вообще. Память об этом сохранилась в слове
«портной»).
Для защиты от холода славяне носили
длинные широкие плащи. Впоследствии такие плащи
стали популярными в Западной Европе под
названием склавин, или склавоний. Плащ
закалывался на плече крупной застежкой —
фибулой.
Шапка имела округлую тулью с небольшим
околышем.
Кукла — славянская девушка
Основу женского костюма, так же как и
мужского, составляла рубаха, но женская рубаха
была длиннее — доходила до щиколотки. Ворот,
подол и рукава также украшались вышивкой, но
вышивка была более обильной.
Существовали особые ритуальные рубахи
«долгорукавки» — с длинными, почти до земли
рукавами.
Для незамужней девушки вышитая рубаха
могла служить основной одеждой.
Славянские девушки носили распущенные
волосы или заплетали в одну косу. Головной убор
представлял собой различные варианты повязок и
венцов, украшенных вышивкой, лентами, подвесками.
Такой головной убор оставлял открытой верхнюю
часть головы.
Славянки носили большое количество
украшений.
Украшения горожан: а, б — височные
кольца; в, г — колты; д — бусы; е, ж, з — браслеты (http://www.booksite.ru)
Непременной деталью были височные
кольца, прикреплявшиеся к головному убору или
вплетавшиеся в волосы на висках. Для различных
славянских племен были характерны различные
виды височных колец: для вятичей —
семилопастные, для радимичей — звездчатые,
кривичей — гладкие, браслетообразные и т.д.
Археологические находки височных колец
позволили ученым определить границы расселения
различных славянских племен.
На шее носили металлические гривны и
ожерелья из бус. В вятичских ожерельях
чередовались продолговатые граненые бусины из
красного сердолика и круглые из прозрачного
горного хрусталя, а в кривичских бусины по форме
напоминали бочонки и делались из посеребренного
или позолоченного стекла.
Женщина-славянка
В отличие от девушек замужние женщины
поверх рубахи надевали понёву. Понёва напоминает
юбку, но состоит из отдельных, несшитых между
собой полотнищ ткани, скрепленных поясом. Слово
«понёва» первоначально означало «полотнище
ткани» и предположительно происходило от
глагола «понять» - «объять, обернуть».
Понёвы были шерстяными, черного или
синего цвета с узором в клетку. Фрагменты
клетчатых понёвных тканей археологи находят в
славянских курганах X–XIII вв. Понёва — короче
рубахи, не закрывает вышитый подол. Край понёвы
мог украшаться вышивкой, бахромой.
Важнейшей деталью, отличающей костюм
замужней женщины от девичьего, был головной убор.
Если девушки носили венцы и повязки, из-под
которых волосы свободно спадали на плечи, и
оставалась открытой макушка, то замужние женщины
должны были полностью скрывать волосы. Связано
это было с тем, что славяне, как и многие древние
народы, придавали волосам, особенно женским,
магическое значение. Пока девушка жила в родном
доме, магия ее волос была благотворной. Но когда
она выходила замуж и переселялась в род мужа,
магия могла стать опасной.
Различные виды женских головных уборов
носили названия «кика», «кокошник», «сорока». Не
случайно они имели такие «птичьи» названия (кика
означает утка, кокош — петух). Некоторые
исследователи считают, что славянский женский
головной убор символизировал небесный свод, а
птица — традиционное олицетворение неба.
Наиболее выразительна рогатая кика.
Именно такую мы и сделаем для нашей куклы.
Рога также связаны с небесной
символикой. Они создают образ небесной Лосихи
или Небесной Коровы — древнейшего воплощения
неба, известного многим народам, в том числе и
славянам.
Богатые женщины подвешивали к головному
убору колты — массивные подвески на столь же
массивных цепях — ряснах.
Готовим декорации
Для декораций потребуется изображение
деревни зимой, деревни летом, интерьер избы, лес.
Жилище древних славян и славянское
поселение
Славянские поселения были укрепленными
и неукрепленными. Археологи называют их
соответственно селищами и городищами. Строили их
обычно по берегам рек, часто — на возвышенных
местах.
Славянские жилища VI–VII вв.
представляли собой полуземлянки — бревенчатые
срубы, врытые в землю. Пол жилища и нижняя часть
стен находились ниже уровня земли, а верхняя
часть стен возвышалась над ее поверхностью.
Глубина, на которую жилище уходило в землю, могла
быть разной — от 20 до 70 см. Жилища были
невысокими, приземистыми. Окон в таких жилищах
скорее всего не было, а источником света служила
дверь. Поэтому обычно ее делали с южной стороны.
Крыша была односкатной или двускатной.
В VII–IX вв. наряду с полуземлянками у
славян появляются и полностью наземные жилища.
Они уже имели небольшие — в ширину одного бревна
— окна.
Крыша опиралась на стропила, которые
обычно делали из прикорневой части деревьев,
оставляя часть корня, загибающуюся в виде крюка.
Эти крюки называли кокоры. Кокоры создают очень
выразительный образ, что чрезвычайно важно для
декорации.
Дом славяне, как и многие народы,
воспринимали как уменьшенную модель мира: пол —
земля, крыша — небо. Место соединения скатов
крыши украшали изображением конской головы —
коньком. Конь — один из славянских символов неба
и солнца. Именно на коне — белом или рыжем —
солнце совершает свой путь по небу.
Двускатная крыша — подъем, верхняя точка и
спуск — ассоциировалась с ходом солнца по небу.
Под скатами крыши укрепляли две доски —
причелины (от слова чело — лоб).
На концах причелин вырезали изображения
движущегося со спирально закрученными лучами
солнца — утреннего, поднимающегося из-за
горизонта, и вечернего — уходящего за горизонт.
Там, где причелины смыкаются, устанавливалась
короткая вертикальная доска — полотенце с
изображением еще одного солярного знака —
солнца с прямыми лучами, стоящего в зените.
Края причелин украшались волнообразным
орнаментом, символизирующим «воды небесные»,
проливающиеся на землю в виде дождя. Концы
причелин и полотенца оформляются кистями,
символизирующими дождевые капли.
Жилища в поселении могли располагаться
различным образом. Наиболее древнее
расположение по кругу — «гнездовое».
Внутри славянские жилища были
небольшими — 10–15 кв. м и в плане приближались к
квадрату. В правом углу напротив входа
находилась печь. Славянская печь отличалась от
привычной для нас «русской». Она была невысокой
— около 1 метра, сложенной из камней или
обожженных глиняных валиков. Трубы у нее не было,
дым выходил через печное устье. Такая печь
служила для обогрева и для приготовления пищи.
Если нам нужна декорация городища,
вокруг поселения надо нарисовать частокол.
В селении или близ него могло
располагаться святилище, в центре которого
возвышался идол.
Боги древних славян
Славяне были язычниками — поклонялись
множеству разных богов, которых изображали в
виде каменных или деревянных изваяний — идолов.
Идолы стояли на возвышенных местах, на крутых
речных берегах, в священных рощах. Место, где
стоял идол, называют святилищем, или капищем.
Каждому богу посвящался особый день в году. В
этот день славяне приходили в святилище,
приносили богу дары — жертвы, исполняли особые
ритуальные песни и танцы.
Одним из главных славянских богов был
Даждьбог — Солнце, дающее свет и жизнь всему на
земле. Богами солнца были также Ярило — весеннее
солнце, Купало — летнее и Коляда — зимнее.
Еще один бог Солнца — Хорс. Имя его
образовано от того же корня, что и слово
«хоровод» — движение по кругу. Праздник,
посвященный Хорсу, отмечали в середине лета, в
дар богу приносили круглый пирог с курятиной,
который назывался «хорошуль».
Богом небесного огня был Сварог —
покровитель домашнего очага и кузнечного
ремесла. Он зажег от своего огня очаги в
человеческих жилищах и повелел людям жить
семьями, научил их обрабатывать железо, выковал
первый плуг и показал, как пахать землю.
Особым почитанием у славян пользовался
бог Велес — «скотий бог», покровитель лесных и
домашних животных, охранитель простой и мирной
жизни. Велеса представляли в образе медведя, его
имя происходит от слова «волосатый» —
«косматый». Славяне нередко носили при себе
медвежий клык, подвешенный на шнурке, или
вылепленную из глины медвежью лапу, считая их
оберегами — магическими предметами,
оберегающими от всякого зла.
Медведя почитали не только славяне, но и
угро-финские племена. В некоторых угро-финских
преданиях рассказывается о том, что люди
произошли от медведя.
Богиня Мокошь, мать всего живого,
подательница земного изобилия, олицетворяла
собой стихию земли — «Мать сыру землю». Мокошь
почиталась как богиня урожая. По мнению
исследователей, часто встречающаяся в народных
вышивках женская фигура с руками, оберегающим
жестом обращенными к земле, — это и есть
изображение Мокоши.
Особое место среди славянских богов
принадлежит богу-громовнику Перуну. Перун
представлялся в образе немолодого
длиннобородого мужа, разъезжающего по небу на
огненной колеснице в сопровождении грозной
свиты — Грома, Молнии, Дождя и Урагана. Перун
мечет на землю каменные стрелы, и там, где ударит
такая стрела, из земли начинает бить гремячий —
незамерзающий даже в самую суровую зиму — ключ.
Лада — богиня красоты, любви, семейного
счастья. Кроме того, она считалась
покровительницей первой зелени, первых всходов.
В конце зимы девушки испрашивали у Лады
благословения на «закликанье весны»:
Благослови, мати,
Ой, мати, Лада мати,
Весну закликати.
Весна-красна представлялась славянам
как живое существо, к которому можно
непосредственно обращаться. По древнему обычаю 1
марта девушки поднимались повыше — на горки,
холмы, забирались на деревья или крыши домов и
как можно громче пели особые песни — «заклички»,
или «веснянки», в которых звали весну прийти
поскорее и принести с собой тепло, свет и радость.
Реквизит: снеговик, туча с градом,
костер, цветы.
Бутафория: плуг, ладья, посуда.
Спектакль можно показывать как в
настольном театре, так и с использованием
перчаточных кукол.
Сценарный план
Сценарный план кукольного спектакля
представляет собой разработку соотношения
текста, перемещений кукол на сцене и смены
декораций.
В одной деревне... Одновременно с
этой репликой на сцене появляется декорация
«Деревня».
жили старик со старухой. В левой части сцены
появляются куклы Старик и Старуха на фоне
декорации «Интерьер избы». Декорация «Деревня»
уходит.
Хорошо жили,
Да не было у них детей.
Однажды зимой... В центре сцены появляется
декорация «Зимняя деревня».
лепили соседские ребятишки... В центре сцены
двумя группами, обращенными лицом друг к другу,
появляются куклы — деревенские ребята.
снеговика. Между двумя группами ребят
появляется снеговик.
А что, старуха, давай мы себе из снега дочку
сделаем. Давай сделаем.
Вышли они на улицу, Старик и старуха
перемещаются к центру сцены лицом друг к другу.
Одновременно уходит декорация «Интерьер избы».
слепили из снега девочку. Между ними
появляется кукла Снегурочка.
Привели в избу, Старик, старуха и Снегурочка
перемещаются в левую часть сцены, одновременно
появляется декорация «Интерьер избы»,
назвали Снегурочкой.
Вся деревня на нее не нарадуется. На сцене появляются
куклы Соседи.
Что за умница!
Что за красавица!
А уж рукодельница!
Все куклы уходят.
Идут дни за днями. По дуге над сценой проходят
солнце и луна.
Прошла зима, снег начал таять. По дуге
проходит декорация «Ранняя весна».
Появилась зеленая травка, расцвели весенние
цветы. По дуге проходит декорация «Весна в
разгаре». Важно, чтобы движение было плавным.
У всех на душе весело, От центра и до правого
края сцены появляются куклы — соседи, ребята,
подружки.
а Снегурочка загрустила. В левой части сцены
появляется Снегурочка. Соседи, ребята, подружки
уходят.
Что с тобой, доченька? Старуха появляется
слева от Снегурочки.
Отчего ты такая невеселая? Старик появляется
справа от Снегурочки.
Уж не заболела ли?
Не тревожьтесь, матушка и батюшка, Снегурочка
поворачивается сначала к Старухе, потом к
Старику, я здорова.
Раз надвинулась черная туча, посыпался на землю
крупный град. Туча движется слева направо.
Обрадовалась Снегурочка граду, будто жемчугу
скатному. Снегурочка движется за тучей. Туча
уходит, когда Снегурочка находится в центре
сцены.
А как ушла туча, да растаял град — снова
загрустила.
Наступило жаркое лето. В центре, фоном для
Снегурочки поднимается декорация «Лето».
Пришли к Снегурочке подружки. В правой части
сцены появляются подружки.
Идем с нами в лес!
Цветы рвать, венки плести.
Птичье пение слушать.
Спасибо вам, подруженьки, я лучше дома в холодке
посижу.
Зачем же тебе, доченька, дома сидеть? Слева от
Снегурочки появляются Старик и Старуха.
Иди с подружками, погуляй, повеселись. Старик
и Старуха уходят.
Послушалась Снегурочка отца с матерью. Снегурочка
приближается к подружкам.
Пошли девушки в лес. Навстречу куклам
движется декорация «Лес».
Стали цветы рвать, венки плести, хоровод на
полянке водить. Сменяется несколько лесных
пейзажей, в завершение — пейзаж поляны. Хоровод
плавно движется сначала в одну сторону, потом — в
другую.
А когда стемнело, Появляется декорация
ночного неба с луной и звездами.
развели большой костер. В центре сцены
появляется изображение костра. Девушки слева от
него.
Давайте, девушки, через костер прыгать.
Прыгнула одна, прыгнула другая. Девушки
прыгают через костер. Для большего динамизма
изображение костра во время каждого прыжка
двигается навстречу прыгающей девушке.
Теперь Снегурочкин черед! Девушки справа от
костра поворачиваются лицом к Снегурочке.
Прыгнула она через костер — и растаяла. Снегурочка
вместе с изображением костра исчезает со сцены.
Улетела светлым облачком, пролилась теплым
дождичком, расцвела цветами душистыми. Над
сценой проходит изображение облака, дождевых
струй, на сцене появляются цветы.
Можно не двигать декорации по сцене, а
последовательно раздвигать их от центра к
сторонам и переворачивать. Тогда декорации
делаются из двух частей, а на обратной стороне
нужно нарисовать элементы декораций к новому
сюжетному повороту.
При желании спектакль «Снегурочка» можно играть
с использованием ширмы.
Продолжение следует