В прошлом номере мы заговорили о том, как
развивать способность детей к эстетическому
восприятию.
Выставки в детском саду — важное
средство художественного воспитания, считают
наши коллеги из детского сада «Синеглазка» г.
Ноябрьска.
И вряд ли кто-то из педагогов решится
оспаривать это утверждение.
Но какую бы тему мы ни обсуждали, нам
прежде всего следует избавиться от
необоснованных обобщений, нередко приобретающих
характер педагогических мифов.
Недавно в передаче «Родительское
собрание» на радио «Эхо Москвы» одна опытная
учительница клялась, что дети, обучающиеся в
музыкальной школе, всегда преуспевают по химии.
Об этом свидетельствует ее личный опыт.
Другая (уже не по радио, а в личной
беседе) утверждала, что само наличие в доме
компьютера — этого дьявольского изобретения —
залог развития психической патологии у ребенка.
Мы вообще склонны наделять окружающие
предметы магическими качествами: «плохие»
игрушки уродуют детскую психику, а «хорошие»
таким же волшебным образом ее обогащают и
развивают. Если ребенок — упаси господь — увидит
где-нибудь игрушечного робота или монстра, он
станет моральным уродом. А наличие в группе
матрешки или дымковской барыни таким же
волшебным образом сделает его носителем
нравственных качеств.
Мы очень много говорим о воспитательном
воздействии среды. Мы стараемся, чтобы группы,
холлы и залы в наших детских садах выглядели
красиво. Но что такое «красиво» для наших детей?
Ребенок — «некультурный» зритель. И его
восприятие отличается от восприятия взрослого.
Да, надо, чтобы он рос в чистоте. Это
формирует привычку к опрятности (точнее, может
способствовать ее формированию).
И это отвечает требованиям гигиены. Да, надо,
чтобы он убирал за собой игрушки и аккуратно
вешал одежду на стульчик перед тем, как
отправиться спать: это способ организации жизни,
возможность выказать вещам уважение.
Но с красотой гораздо сложнее.
Ребенок не умеет смотреть. Вернее, ему
сложно смотреть одними глазами, без помощи рук.
А выставка — это выставка. Она
предполагает, что мы разглядываем то, что на ней
представлено. То есть она по определению
исключает возможность действовать руками.
Исключает то, что для ребенка-дошкольника
является стержнем познавательной активности.
Значит ли это, что выставки бесполезны?
Что мы обманываем себя, наделяя их столь
серьезным воспитательным значением?
Давайте рассуждать.