Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2010

Не трогайте руками!

В прошлом номере мы заговорили о том, как развивать способность детей к эстетическому восприятию.

Выставки в детском саду — важное средство художественного воспитания, считают наши коллеги из детского сада «Синеглазка» г. Ноябрьска.

И вряд ли кто-то из педагогов решится оспаривать это утверждение.

Но какую бы тему мы ни обсуждали, нам прежде всего следует избавиться от необоснованных обобщений, нередко приобретающих характер педагогических мифов.

Недавно в передаче «Родительское собрание» на радио «Эхо Москвы» одна опытная учительница клялась, что дети, обучающиеся в музыкальной школе, всегда преуспевают по химии. Об этом свидетельствует ее личный опыт.

Другая (уже не по радио, а в личной беседе) утверждала, что само наличие в доме компьютера — этого дьявольского изобретения — залог развития психической патологии у ребенка.

Мы вообще склонны наделять окружающие предметы магическими качествами: «плохие» игрушки уродуют детскую психику, а «хорошие» таким же волшебным образом ее обогащают и развивают. Если ребенок — упаси господь — увидит где-нибудь игрушечного робота или монстра, он станет моральным уродом. А наличие в группе матрешки или дымковской барыни таким же волшебным образом сделает его носителем нравственных качеств.

Мы очень много говорим о воспитательном воздействии среды. Мы стараемся, чтобы группы, холлы и залы в наших детских садах выглядели красиво. Но что такое «красиво» для наших детей?

Ребенок — «некультурный» зритель. И его восприятие отличается от восприятия взрослого.

Да, надо, чтобы он рос в чистоте. Это формирует привычку к опрятности (точнее, может способствовать ее формированию).
И это отвечает требованиям гигиены. Да, надо, чтобы он убирал за собой игрушки и аккуратно вешал одежду на стульчик перед тем, как отправиться спать: это способ организации жизни, возможность выказать вещам уважение.

Но с красотой гораздо сложнее.

Ребенок не умеет смотреть. Вернее, ему сложно смотреть одними глазами, без помощи рук.

А выставка — это выставка. Она предполагает, что мы разглядываем то, что на ней представлено. То есть она по определению исключает возможность действовать руками. Исключает то, что для ребенка-дошкольника является стержнем познавательной активности.

Значит ли это, что выставки бесполезны? Что мы обманываем себя, наделяя их столь серьезным воспитательным значением?

Давайте рассуждать.

Рейтинг@Mail.ru