Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2010
Сергей ГригорьевРассказывает Сергей ГРИГОРЬЕВ, кандидат психологических наук, руководитель Центра празднично-игровой культуры и социокультурного развития МГДТД (Ю).

Когда выставка воспитывает?

Несмотря на то что выставкам придают такое большое значение, надо хорошо понимать: выставка сама по себе не воспитывает ребенка.

Ребенок может каждый день проходить мимо этой, как кажется взрослому, невообразимой красоты. Каждый день воспитатель в группе будет напоминать ему: это красиво. Но слова — пусть даже ребенок их запомнит — останутся просто словами. Никакого глубокого впечатления — того, что заставило бы ребенка трудиться душой, — выставка на него не произведет. Даже если это выставка игрушек. Народных игрушек.

Или именно поэтому. Классик отечественной дошкольной педагогики Евгения Александровна Флерина определяла игрушку так: «Игрушка — предмет для детской игры». Значит, верно и обратное: если ребенок не имеет возможности играть с предметом, предмет перестает быть для него игрушкой. Впечатление от игрушки — и от любого другого предмета, к которому мы хотим привлечь внимание малыша, — возникает только через взаимодействие.

Пока ребенок ходит туда-сюда мимо выставочных витрин, его взаимодействие с представленными там экспонатами носит предельно пассивный характер. А значит, образовательный и воспитательный эффект такого взаимодействия крайне низкий.





Где-то в середине 70-х гг. эту проблему осознали работники западных музеев. В это время на Западе началось движение за «открытую школу», за расширение образовательного пространства. И музеи оказались перед необходимостью работать с маленькими детьми. Выяснилось, что классические приемы — привел, показал, рассказал — здесь очень плохо работают. Потому что способность культурного видения формируется только в конце подросткового возраста. Нужно было внедрять новые методы — интерактивные.

В начале 90-х и в нашей стране стала активно развиваться музейная педагогика. Начался поиск новых форм взаимодействия с посетителями музеев. Как ни печально сознавать, с Запада в нашу страну возвратилось то, что отечественной педагогикой и психологией было осмыслено и опробовано в двадцатых годах прошлого века.

Ведь в первом российском музее игрушки — музее Николая Дмитриевича Бартрама — существовала комната для игры. Там детям давались в руки аналоги тех игрушек, которые были представлены в коллекции, но не обладали высокой художественной или исторической ценностью: дубликаты, широко распространенные игрушки. Но от музея, от посещения выставки у ребенка должно было остаться не только зрительное воспоминание, но и тактильное: он держал игрушку в руках.

При работе с дошкольниками (и даже младшими школьниками) принцип интерактивности универсален. Он распространяется и на большие музеи, и на выставки в детском саду — если такие выставки претендуют считаться педагогическим средством художественного воспитания.

Мы хотим познакомить детей с народной игрушкой? Например, с игрушкой дымковской? Тут нужно иметь в виду по крайней мере два момента.

Современная дымка по традиции сохранила за собой название игрушки. Сто лет назад изделия дымковских мастеров действительно приобретали как игрушки для детей. И то — по большим праздникам. Но сегодня это скорее скульптурная миниатюра — и по художественной ценности, и по материалу. Изделия из обожженной глины не могут претендовать на долгую жизнь в игровом уголке.

То есть название «игрушка» скорее условно. Миниатюры дымковских мастеров перешли из разряда игрушек в разряд произведений искусства.

Тем не менее при организации выставки мы должны воплотить принцип интерактивности.

Значит, ее посещение должно стать итогом развернутой работы по теме: самостоятельной лепке изделий «под дымку» из пластилина, росписи картонных трафаретов, проведения детско-родительских конкурсов.

Ведь что такое «народное искусство»? Это искусство создания новых образов в рамках традиционной формы.

И потому было бы очень интересно объявить конкурс на детско-родительскую поделку в стиле дымки. Условие: создать такой образ, которого среди привычных дымковских персонажей нет.

Это может быть что угодно: например, герои известных детям народных сказок «Репка», «Три медведя», «Заяц, Лиса и Петух»; группа «Моя семья», даже неизвестный природе автомобиль. (Создали же богородские мастера в шутку деревянного медведя, колотящего лапами по деревянному компьютеру.)

И тогда итоговая выставка может предстать двумя экспозициями, развернутыми «лицом» друг к другу: на одной будут представлены подлинные произведения, на другой — поделки-победители детско-родительского конкурса.

Посещение выставки тоже должно проходить в активной форме.

Детям нравится чувствовать себя в роли экскурсоводов. Экскурсоводов может быть несколько, а экскурсию они должны проводить для «благодарных зрителей» — для родителей.

Или можно организовать прямо во время выставки командные викторины, когда участники должны отгадывать загадки и отвечать на вопросы, связанные с конкретными экспонатами.

А кульминацией может стать спектакль настольного театра, актерами которого служат глиняные игрушки. Такая форма позволяет прикоснуться к игрушке, подвигать ее, заставить «говорить», но при этом вынуждает обращаться с предметом бережно.

В этом случае посещение выставки превращается в праздник игрушки или в праздник народной культуры. А праздник всегда предполагает активность.

Настоящий праздник — это ворота в социоигровую культуру.

Записала

Рейтинг@Mail.ru