Несмотря на то что выставкам придают
такое большое значение, надо хорошо понимать:
выставка сама по себе не воспитывает ребенка.
Ребенок может каждый день проходить
мимо этой, как кажется взрослому, невообразимой
красоты. Каждый день воспитатель в группе будет
напоминать ему: это красиво. Но слова — пусть
даже ребенок их запомнит — останутся просто
словами. Никакого глубокого впечатления — того,
что заставило бы ребенка трудиться душой, —
выставка на него не произведет. Даже если это
выставка игрушек. Народных игрушек.
Или именно поэтому. Классик
отечественной дошкольной педагогики Евгения
Александровна Флерина определяла игрушку так:
«Игрушка — предмет для детской игры». Значит,
верно и обратное: если ребенок не имеет
возможности играть с предметом, предмет
перестает быть для него игрушкой. Впечатление от
игрушки — и от любого другого предмета, к
которому мы хотим привлечь внимание малыша, —
возникает только через взаимодействие.
Пока ребенок ходит туда-сюда мимо
выставочных витрин, его взаимодействие с
представленными там экспонатами носит предельно
пассивный характер. А значит, образовательный и
воспитательный эффект такого взаимодействия
крайне низкий.
Где-то в середине 70-х гг. эту проблему
осознали работники западных музеев. В это время
на Западе началось движение за «открытую школу»,
за расширение образовательного пространства. И
музеи оказались перед необходимостью работать с
маленькими детьми. Выяснилось, что классические
приемы — привел, показал, рассказал — здесь
очень плохо работают. Потому что способность
культурного видения формируется только в конце
подросткового возраста. Нужно было внедрять
новые методы — интерактивные.
В начале 90-х и в нашей стране стала
активно развиваться музейная педагогика.
Начался поиск новых форм взаимодействия с
посетителями музеев. Как ни печально сознавать, с
Запада в нашу страну возвратилось то, что
отечественной педагогикой и психологией было
осмыслено и опробовано в двадцатых годах
прошлого века.
Ведь в первом российском музее игрушки
— музее Николая Дмитриевича Бартрама —
существовала комната для игры. Там детям
давались в руки аналоги тех игрушек, которые были
представлены в коллекции, но не обладали высокой
художественной или исторической ценностью:
дубликаты, широко распространенные игрушки. Но
от музея, от посещения выставки у ребенка должно
было остаться не только зрительное воспоминание,
но и тактильное: он держал игрушку в руках.
При работе с дошкольниками (и даже
младшими школьниками) принцип интерактивности
универсален. Он распространяется и на большие
музеи, и на выставки в детском саду — если такие
выставки претендуют считаться педагогическим
средством художественного воспитания.
Мы хотим познакомить детей с народной
игрушкой? Например, с игрушкой дымковской? Тут
нужно иметь в виду по крайней мере два момента.
Современная дымка по традиции сохранила
за собой название игрушки. Сто лет назад изделия
дымковских мастеров действительно приобретали
как игрушки для детей. И то — по большим
праздникам. Но сегодня это скорее скульптурная
миниатюра — и по художественной ценности, и по
материалу. Изделия из обожженной глины не могут
претендовать на долгую жизнь в игровом уголке.
То есть название «игрушка» скорее
условно. Миниатюры дымковских мастеров перешли
из разряда игрушек в разряд произведений
искусства.
Тем не менее при организации выставки мы
должны воплотить принцип интерактивности.
Значит, ее посещение должно стать итогом
развернутой работы по теме: самостоятельной
лепке изделий «под дымку» из пластилина, росписи
картонных трафаретов, проведения
детско-родительских конкурсов.
Ведь что такое «народное искусство»? Это
искусство создания новых образов в рамках
традиционной формы.
И потому было бы очень интересно
объявить конкурс на детско-родительскую поделку
в стиле дымки. Условие: создать такой образ,
которого среди привычных дымковских персонажей
нет.
Это может быть что угодно: например,
герои известных детям народных сказок «Репка»,
«Три медведя», «Заяц, Лиса и Петух»; группа «Моя
семья», даже неизвестный природе автомобиль.
(Создали же богородские мастера в шутку
деревянного медведя, колотящего лапами по
деревянному компьютеру.)
И тогда итоговая выставка может
предстать двумя экспозициями, развернутыми
«лицом» друг к другу: на одной будут представлены
подлинные произведения, на другой —
поделки-победители детско-родительского
конкурса.
Посещение выставки тоже должно
проходить в активной форме.
Детям нравится чувствовать себя в роли
экскурсоводов. Экскурсоводов может быть
несколько, а экскурсию они должны проводить для
«благодарных зрителей» — для родителей.
Или можно организовать прямо во время
выставки командные викторины, когда участники
должны отгадывать загадки и отвечать на вопросы,
связанные с конкретными экспонатами.
А кульминацией может стать спектакль
настольного театра, актерами которого служат
глиняные игрушки. Такая форма позволяет
прикоснуться к игрушке, подвигать ее, заставить
«говорить», но при этом вынуждает обращаться с
предметом бережно.
В этом случае посещение выставки
превращается в праздник игрушки или в праздник
народной культуры. А праздник всегда
предполагает активность.
Настоящий праздник — это ворота в
социоигровую культуру.
Записала