Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2010

«В мире сказок»

Фото из архива детского сада "Синеглазка", г. Ноябрьск, ЯНАО

Цель: вызывать у детей эмоциональный отклик при восприятии иллюстраций к сказкам. Дать понять, что произведения книжной графики выражают разные чувства и мысли художника, его отношение к происходящему в сказке. Рассказать о «секретах» художника — об использовании разных изобразительных средств в своей работе. Воспитывать интерес и уважение к творчеству художников-иллюстраторов, бережное отношение к книгам.

Материал: портреты художников — иллюстраторов сказок (Ю.Васнецов, В.Конашевич, В.Сутеев, В.Рачев и др.), книги с иллюстрациями, дымковские игрушки рядом с иллюстрациями Ю.Васнецова.

Работа с детьми

Перед посещением выставки детям читают сказки и рассматривают с ними иллюстрации. Дети самостоятельно рисуют иллюстрации к знакомым сказкам, составляют узоры для костюмов сказочных героев по мотивам дымковских игрушек (передник, сарафан, кокошник, воротник, юбка, платочек). Изготавливают декорации для инсценировки сказок.

Также дети лепят по мотивам сказок, изготовляют самодельные книжки с иллюстрациями («Колобок», «Цыпленок и утенок», «Два жадных медвежонка»). Педагоги организуют сюжетно-ролевую игру «Библиотека» и проводят дидактические игры «Из какой сказки этот герой», «Сложи иллюстрацию», «Отгадай сказку».

Детям предлагают инсценировать полюбившиеся эпизоды сказок, изображенных в иллюстрациях.

Во время посещения выставки нужно рассказать детям, что художники рисуют иллюстрации к сказкам, используя разные материалы. Их рисунки бывают цветными (выполненными акварелью или гуашью) или черно-белыми (нарисованные тушью, углем или карандашами). Затем в современных типографиях с помощью специальных машин и приборов рисунки готовят для печати в книгах.

В рисунках художники по своему представлению передают внешний вид героев произведений, изображают мир, в котором живут сказочные герои. Кроме этого, они выражают отношение художника к тому, кого или что он изображает. На примере разных художников, иллюстрирующих одну и ту же сказку, показать детям, как художник передает внешние данные героя, какими средствами выразительности он пользуется, чтобы передать свое отношение к нему (цвет, декор, композиционное расположение, мелкие детали, старательно вырисовывает или небрежными мазками и штрихами обозначает героя).

На фоне выставки можно провести беседы о творчестве Ю.А. Васнецова, обратить внимание на то, что герои у него всегда одеты в красивую, нарядную одежду. На избушки и лавочки, вышитые платочки, занавесочки. Часто встречаются красивые цветы. Художник Ю.Васнецов родился и жил на родине дымковских игрушек, всегда любил эти игрушки и трепетно к ним относился. Поэтому он часто заимствовал узоры для одежды своих героев у дымковских мастериц.

Работа с педагогами

Для педагогов проводится семинар-практикум «Развитие эстетического восприятия у детей при знакомстве с книжной графикой».

Работа с родителями

Родителям предлагают участвовать в организации выставки. Они вместе с детьми посещают выставку. По методическим рекомендациям Т.Дороновой проводится консультация «Рисунки в книжках».

Родителям предлагают сочинять с детьми новые сказки и вместе их иллюстрировать.

Выставочная работа проходит в соответствии с программой «Радуга», разработанной под руководством кандидата педагогических наук Татьяны ДОРОНОВОЙ.

Рейтинг@Mail.ru