Размер имеет значение
Очевидно,
что мягкая игрушка нужна для маленького
человека. Уже из этого тривиального утверждения
вытекают определенные ограничения на внешний
вид игрушки, а именно — на ее размеры. Она не
должна быть слишком большой, чтобы малыш мог
самостоятельно взять ее, обнять, перенести и пр.
Огромные метровые собаки и бегемоты, которыми
сегодня заполнены игрушечные прилавки,
совершенно непригодны для этой цели. На них можно
только смотреть, удивляться их размерам или
использовать в качестве кресла, подушки или
подставки. Слишком маленькие, крохотные зверята
тоже неудобны: они часто теряются, их трудно
удержать в руках, с ними неудобно действовать.
Игрушка должна быть средних размеров — примерно
от 10 до 40 см, чтобы малышу удобно было свободно
действовать с ней.
Но подходящий размер — это лишь внешнее
свойство, совершенно недостаточное для
полноценной игры. Что же нужно для того, чтобы
тряпочные зайчики и белочки не просто стояли на
полке, но стимулировали активность и воображение
ребенка?
Плюшевые актеры
Наиболее распространенный вид игры с
мягкими игрушками — это так называемая
«режиссерская игра», в которой ребенок сам
действует и говорит за своих героев. Игрушки
выступают в ней в качестве актеров, которыми
управляет и руководит ребенок. Под его
руководством, в его руках зайчики, собачки и
мишки ходят друг к другу в гости, угощают друг
друга, танцуют, беседуют или дерутся. Сюжет и
содержание такой игры создает сам ребенок,
который выступает в них как режиссер. Это может
быть и проигрывание известных детских сказок
(«Колобок», «Теремок», «Репка»), где в качестве
главных актеров выступают известные всем звери.
Желательно сначала помочь малышу подобрать
«компании» таких зверей для разных сказок и
вместе с ним воспроизвести знакомый сюжет. Такая
игра наверняка понравится ребенку, и скорее
всего скоро он сам захочет играть в знакомые
сказки, а потом будет изменять их, придумывая
собственные действия. Особенно полезны такие
игры для детей 2–4 лет.
Корова с крылышками?
Конечно, игрушечный зверек должен быть
симпатичным и обаятельным. Но это не главное, тем
более что представления о привлекательности
игрушки у ребенка и взрослого сильно
различаются. Важно, чтобы игрушка имела четкий,
непротиворечивый и понятный для ребенка образ,
чтобы он легко мог узнать и назвать, кто это —
зайчик, слон или медведь. Этот образ должен
подсказывать малышу характер действий героя в
игре: как он ходит (прыгает или переваливается),
что любит есть, как разговаривает.
В последнее время в связи с появлением
новых видов «животных» — драконов, динозавров,
различных фантастических существ — эти вопросы
становятся проблематичными. Порою даже взрослый
с трудом может узнать и назвать какого-нибудь
игрушечного животного. Корова с крылышками,
мишка с головой собачки или верблюд с телефоном
на спине не вызывают четкого однозначного образа
в сознании ребенка, поэтому малышу непонятно, что
с этими игрушечными зверями можно делать и как с
ними играть.
Свобода самовыражения
Еще одно важное качество хорошей мягкой
игрушки — ее открытость для разнообразных
действий малыша. «Жесткие» игрушки с
фиксированными конечностями не позволяют
варьировать их позу, а значит, менять их
настроение, выражение, готовность принять то или
иное отношение ребенка. Чем «мягче» мягкая
игрушка, тем больше возможностей она открывает
для собственных действий и фантазии самого
ребенка. Например, плюшевую собачку со свободно
болтающимися лапками можно обнимать,
заворачивать в тряпочку, укачивать. В руках
ребенка она может прыгать, кувыркаться, вставать
на задние или передние ножки, хлопать в ладоши,
тявкать и говорить, что угодно.
Очень важна возможность игрушки
«говорить своим голосом», т.е. голосом ребенка.
Сегодня во многие мягкие игрушки встраивается
звуковой механизм, воспроизводящий какую-либо
песенку или слова. Например, симпатичная коза,
если нажать ей на живот, начинает громко петь
хором детских голосов: «Жил-был у бабушки
серенький козлик…». Это кажется забавным, но
такое техническое дополнение резко ограничивает
возможности действия с игрушкой. Скорее всего
ребенок будет постоянно нажимать на нужное место
и вызывать знакомую песенку — пока ему не
надоест. После этого коза исчерпает свои
возможности и станет неинтересной. А без
«встроенной» в ее живот песенки та же коза могла
бы стать персонажем развернутых игровых
действий. Ее можно было бы кормить, знакомить с
другими животными и т.д. При этом она могла бы
произносить самые разные слова своим голосом
(т.е. голосом самого ребенка), а не воспроизводить
одну и ту же песню чужими голосами.
Продолжение следует