День
защитника Отечества в этом году станет прологом
к празднованию 65-летия победы нашей страны над
фашистской Германией.
В этот день, кроме традиционных мероприятий,
связанных с 23 Февраля, в вашем детском саду может
стартовать проект, посвященный этой дате —
священной для нашей страны.
Наша задача — сделать детей причастными к этому
событию. Но это совсем не так просто, как кажется.
Дети 60-х и 70-х (то есть большинство наших
читателей-педагогов) росли под знаком
пятиконечной армейской звезды, которую во время
войны носили на форме их отцы и деды. Они смотрели
фильмы, посвященные войне. Читали книги,
посвященные войне. Слушали рассказы, посвященные
войне.
Но это были современные для них книги и фильмы,
говорившие на современном для тех детей (для нас
с вами) языке. И Великая Отечественная война была
самой близкой к нам войной в истории, нашей
войной. Мы еще могли к ней примериваться.
Я помню, каким открытием стало для меня
совершенно иное восприятие этих событий со
стороны моих воспитанников, младших школьников.
В 2000 году Россия отмечала 55-летнюю годовщину
Победы. И я решила дать своим ученикам, тогдашним
третьеклассникам, тему для сочинения — «Что я
знаю о войне?». Я хотела, чтобы дети писали «без
предварительной подготовки». Тогда их работы
помогут мне понять, с каким образом исторических
событий в их головах я имею дело, на что можно
опираться, что нужно опротестовывать, уточнять, о
чем рассказывать больше и подробнее.
Однако то, что дети написали в своих сочинениях,
меня потрясло.
Все, за исключением одного ребенка, написали о
войне в Чечне, хотя слово «война» применительно к
событиям на Кавказе в официальных речах не
звучало: о своих близких и дальних знакомых,
которые с этой войной соприкоснулись, о
чеченских переселенцах, о чеченских террористах,
о том, что родители не выпускают их гулять во
дворы, а в школе на входе недавно появился
охранник. Они подробно описывали свои страхи,
основанные на подслушанных разговорах в семье,
на сюжетах из теленовостей и фильмов.
И я поняла, что дети 90-х выросли под знаком своей
войны.
Это невозможно сбрасывать со счетов: водораздел
между поколениями, разница в историческом
восприятии существует.
Тем не менее победа в Великой Отечественной
войне — та ценность, которую разделяют
практически все живущие в нашей стране.
И очень важно, чтобы она стала ценностью для
наших детей.
Потому что это была победа не просто над
захватчиком, а над страшным врагом всех людей —
над гитлеровским фашизмом.
Что
сделала я?
Сначала рассказала о том, как удивилась. Когда я
была девочкой, для меня существовала другая
«главная» война. Эта война, память о ней очень
важна и сегодня: в ней людям нашей страны (и людям
других стран) пришлось столкнуться со страшным,
жестоким и сильным врагом. Эта страшная сила —
фашизм.
Я рассказывала о фашизме: о том, как Гитлер
планировал захватить полмира: часть людей
уничтожить, часть обратить в рабов.
Для своих врагов гитлеровцы создали концлагеря:
в пустынном месте ставили неотапливаемые бараки
и оцепляли территорию колючей проволокой. В
одних лагерях людей заставляли работать до
полусмерти и почти не кормили. На смену умершим
от голода и непосильного труда привозили новых
пленных. Другие лагеря назывались лагерями
уничтожения. Здесь людей просто убивали, разными
способами. У Гитлера были специальные ученые,
которые придумывали экономичные и быстрые
способы «ликвидации человеческого материала».
Людей отравляли газом в специальных камерах, а
потом сжигали в печах. Но перед этим их обривали и
вырывали у них зубы. Эти «вещи» могли пригодиться
в хозяйстве фашистской Германии.
Чтобы попасть в лагерь уничтожения, не нужно было
делать ничего плохого. У фашистов были
специальные списки, в которых отмечалось: люди
этих национальностей не нужны на земле.
Уничтожению подлежали все евреи и все цыгане. И я
рассказала детям о Януше Корчаке, который погиб в
газовых камерах Треблинки вместе с
шестьюдесятью детьми-сиротами.
Гитлер планировал захватить нашу страну. Он
писал в своих записках: когда я дойду до Урала, то
сделаю так, чтобы русские никогда не увидели
мыла. Они будут работать, как скот, и утонут в
грязи, как свиньи.
Чтобы эти чудовищные планы реализовались, Гитлер
создал мощную армию. Вся страна, где он правил,
превратилась в машину войны. Во имя великой
Германии, во имя торжества немецкой нации Гитлер
начал войну.
Сначала захватил Чехословакию, потом — Польшу.
Потом вторгся во Францию, приказал бомбить
Англию. И, наконец, в 1941 году фашисты перешли
границу Советского Союза. Так называлась тогда
страна, в которой жили наши родители.
Я
написала на доске много разных слов
«вперемешку»: противотанковые ежи, рытье окопов,
затемнение, продовольственные карточки,
партизаны, почтовый треугольник, блокада,
эвакуация, «Всё для фронта, всё для победы!», сын
полка.
Я попросила детей показать этот список дома и
спросить у родителей, что значат эти слова.
А потом в течение двух недель мы садились в круг,
и дети делились друг с другом тем, что услышали от
родителей.
Кто-то принес показать одноклассникам боевые
награды деда и рассказал, где тот сражался. Кто-то
принес более хрупкую реликвию — фронтовой
треугольник — и показывал, как его складывать:
бабушка научила.
Кто-то рассказывал о том, что ели в эвакуации: о
свекольной бурде, картофельных очистках и
драгоценном кусочке хлеба.
А потом у нас был Новый год, и мы нарядили елочку
сухарями из черного хлеба — в память о тех, кто
погиб во время блокады Ленинграда.
Перед этим я рассказывала о двух своих
тетках-блокадницах, о том, что они пережили.
Никакой помпезности не было в наших разговорах. И
даже не было никакой «целостной и
последовательной картины». Зато та война, под
знаком которой я выросла, сделалась для моих
воспитанников животрепещущим переживанием.
Они поняли главное: эта война — она много значит!
Но
это были школьники. Третьеклассники. Они уже
умели читать. Мы много думали вместе.
Сделать тему досягаемой для дошкольников — даже
для старших дошкольников — еще сложнее.
Что можно тут предложить? Каким путем пойти,
чтобы он служил не возможности формально
отчитаться, а реальной педагогике?
Я уверена, что нужно рассказывать о враге под
названием «фашизм». Только тогда будет ясно, в
чем же смысл победы.
Для дошкольника Гитлер — это что-то вроде Кощея
Бессмертного. Или царя Ирода. Он тоже приказывал
убивать детей.
Еще — и, я думаю, это понятно и доступно — нужно
рассказывать о детях на войне. На той войне.
К сожалению, современных произведений подобного
рода нет. А лучшие — как рассказ В.О. Богомолова
«Иван» (по которому А.Тарковский снял свой
знаменитый фильм «Иваново детство») — слишком
сложны.
Я советую прочитать старшим дошкольникам
повесть В.Катаева «Сын полка». Может, с
некоторыми сокращениями.
Валентин Катаев известен малышам по своей
знаменитой сказке «Цветик-семицветик».
А повесть «Сын полка» он написал в 1944 году, за год
до окончания войны. Конечно, повесть написана в
стилистике своего времени. Как отмечают критики,
она во многом конъюнктурна и уж точно далека от
реалистичного изображения войны. Но дети
дошкольного возраста этого не заметят. В силу
особенностей своего восприятия они
сосредоточатся на образе симпатичного
мальчишечки, потерявшего на войне всех родных и
оставшегося в полку на коллективном попечении
солдат. Небольшие эпизоды из этой книжки можно
даже разыграть. Например, встречу главного героя
Вани Солнцева с уже «состоявшимся» сыном полка.
Ну, и последнее: словарь «военных» слов. Писать —
даже печатными буквами — дошколятам трудно. Но
можно сделать карточки со словами. По желанию
родителей, они могут брать такие карточки домой
(по одной-две) и объяснять ребенку значение
написанных слов. Для большей убедительности к
некоторым словам (ежи, затемнение, фронтовой
треугольник) можно рисовать картинки. С помощью
этих картинок ребенок будет пересказывать в
группе услышанное дома.
И еще. Это может показаться ересью, но я не
советую приглашать к детям ветеранов с
рассказами. Быть хорошим рассказчиком — это
талант. К тому же ветераны войны — люди очень
пожилые. Им тяжело говорить. Их тяжело слушать.
Нельзя допустить, чтобы общение с ветеранами
превращалось в утомительное и пустое занятие.
Ветераны могут быть почетными гостями при
открытии выставки рисунков или мини-музея — но
без речей. Нужно поручать им действие.
А еще они могут объединиться с детьми и
родителями при исполнении песен военного
времени. Кстати, опять-таки лучше и правильнее,
если главными исполнителями песен будут
родители — то поколение, которое на этих песнях
выросло.
Итак:
рассказы о том, против чего и кого сражались
защитники Отечества во время войны 1941–1945 годов;
работа со «словарем» военного времени, чтение
книги В.Катаева «Сын полка»; песни времен войны в
исполнении родителей и педагогов (концерт для
детей и ветеранов) — вот примерные направления
проекта «Воспоминания о войне».