Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2010

От Дня защитника Отечества — к юбилею Победы

День защитника Отечества в этом году станет прологом к празднованию 65-летия победы нашей страны над фашистской Германией.
В этот день, кроме традиционных мероприятий, связанных с 23 Февраля, в вашем детском саду может стартовать проект, посвященный этой дате — священной для нашей страны.
Наша задача — сделать детей причастными к этому событию. Но это совсем не так просто, как кажется.
Дети 60-х и 70-х (то есть большинство наших читателей-педагогов) росли под знаком пятиконечной армейской звезды, которую во время войны носили на форме их отцы и деды. Они смотрели фильмы, посвященные войне. Читали книги, посвященные войне. Слушали рассказы, посвященные войне.
Но это были современные для них книги и фильмы, говорившие на современном для тех детей (для нас с вами) языке. И Великая Отечественная война была самой близкой к нам войной в истории, нашей войной. Мы еще могли к ней примериваться.
Я помню, каким открытием стало для меня совершенно иное восприятие этих событий со стороны моих воспитанников, младших школьников.
В 2000 году Россия отмечала 55-летнюю годовщину Победы. И я решила дать своим ученикам, тогдашним третьеклассникам, тему для сочинения — «Что я знаю о войне?». Я хотела, чтобы дети писали «без предварительной подготовки». Тогда их работы помогут мне понять, с каким образом исторических событий в их головах я имею дело, на что можно опираться, что нужно опротестовывать, уточнять, о чем рассказывать больше и подробнее.
Однако то, что дети написали в своих сочинениях, меня потрясло.
Все, за исключением одного ребенка, написали о войне в Чечне, хотя слово «война» применительно к событиям на Кавказе в официальных речах не звучало: о своих близких и дальних знакомых, которые с этой войной соприкоснулись, о чеченских переселенцах, о чеченских террористах, о том, что родители не выпускают их гулять во дворы, а в школе на входе недавно появился охранник. Они подробно описывали свои страхи, основанные на подслушанных разговорах в семье, на сюжетах из теленовостей и фильмов.
И я поняла, что дети 90-х выросли под знаком своей войны.
Это невозможно сбрасывать со счетов: водораздел между поколениями, разница в историческом восприятии существует.
Тем не менее победа в Великой Отечественной войне — та ценность, которую разделяют практически все живущие в нашей стране.
И очень важно, чтобы она стала ценностью для наших детей.
Потому что это была победа не просто над захватчиком, а над страшным врагом всех людей — над гитлеровским фашизмом.

Что сделала я?
Сначала рассказала о том, как удивилась. Когда я была девочкой, для меня существовала другая «главная» война. Эта война, память о ней очень важна и сегодня: в ней людям нашей страны (и людям других стран) пришлось столкнуться со страшным, жестоким и сильным врагом. Эта страшная сила — фашизм.
Я рассказывала о фашизме: о том, как Гитлер планировал захватить полмира: часть людей уничтожить, часть обратить в рабов.
Для своих врагов гитлеровцы создали концлагеря: в пустынном месте ставили неотапливаемые бараки и оцепляли территорию колючей проволокой. В одних лагерях людей заставляли работать до полусмерти и почти не кормили. На смену умершим от голода и непосильного труда привозили новых пленных. Другие лагеря назывались лагерями уничтожения. Здесь людей просто убивали, разными способами. У Гитлера были специальные ученые, которые придумывали экономичные и быстрые способы «ликвидации человеческого материала». Людей отравляли газом в специальных камерах, а потом сжигали в печах. Но перед этим их обривали и вырывали у них зубы. Эти «вещи» могли пригодиться в хозяйстве фашистской Германии.
Чтобы попасть в лагерь уничтожения, не нужно было делать ничего плохого. У фашистов были специальные списки, в которых отмечалось: люди этих национальностей не нужны на земле. Уничтожению подлежали все евреи и все цыгане. И я рассказала детям о Януше Корчаке, который погиб в газовых камерах Треблинки вместе с шестьюдесятью детьми-сиротами.
Гитлер планировал захватить нашу страну. Он писал в своих записках: когда я дойду до Урала, то сделаю так, чтобы русские никогда не увидели мыла. Они будут работать, как скот, и утонут в грязи, как свиньи.
Чтобы эти чудовищные планы реализовались, Гитлер создал мощную армию. Вся страна, где он правил, превратилась в машину войны. Во имя великой Германии, во имя торжества немецкой нации Гитлер начал войну.
Сначала захватил Чехословакию, потом — Польшу. Потом вторгся во Францию, приказал бомбить Англию. И, наконец, в 1941 году фашисты перешли границу Советского Союза. Так называлась тогда страна, в которой жили наши родители.

Я написала на доске много разных слов «вперемешку»: противотанковые ежи, рытье окопов, затемнение, продовольственные карточки, партизаны, почтовый треугольник, блокада, эвакуация, «Всё для фронта, всё для победы!», сын полка.
Я попросила детей показать этот список дома и спросить у родителей, что значат эти слова.
А потом в течение двух недель мы садились в круг, и дети делились друг с другом тем, что услышали от родителей.
Кто-то принес показать одноклассникам боевые награды деда и рассказал, где тот сражался. Кто-то принес более хрупкую реликвию — фронтовой треугольник — и показывал, как его складывать: бабушка научила.
Кто-то рассказывал о том, что ели в эвакуации: о свекольной бурде, картофельных очистках и драгоценном кусочке хлеба.
А потом у нас был Новый год, и мы нарядили елочку сухарями из черного хлеба — в память о тех, кто погиб во время блокады Ленинграда.
Перед этим я рассказывала о двух своих тетках-блокадницах, о том, что они пережили.
Никакой помпезности не было в наших разговорах. И даже не было никакой «целостной и последовательной картины». Зато та война, под знаком которой я выросла, сделалась для моих воспитанников животрепещущим переживанием.
Они поняли главное: эта война — она много значит!

Но это были школьники. Третьеклассники. Они уже умели читать. Мы много думали вместе.
Сделать тему досягаемой для дошкольников — даже для старших дошкольников — еще сложнее.
Что можно тут предложить? Каким путем пойти, чтобы он служил не возможности формально отчитаться, а реальной педагогике?
Я уверена, что нужно рассказывать о враге под названием «фашизм». Только тогда будет ясно, в чем же смысл победы.
Для дошкольника Гитлер — это что-то вроде Кощея Бессмертного. Или царя Ирода. Он тоже приказывал убивать детей.
Еще — и, я думаю, это понятно и доступно — нужно рассказывать о детях на войне. На той войне.
К сожалению, современных произведений подобного рода нет. А лучшие — как рассказ В.О. Богомолова «Иван» (по которому А.Тарковский снял свой знаменитый фильм «Иваново детство») — слишком сложны.
Я советую прочитать старшим дошкольникам повесть В.Катаева «Сын полка». Может, с некоторыми сокращениями.
Валентин Катаев известен малышам по своей знаменитой сказке «Цветик-семицветик».
А повесть «Сын полка» он написал в 1944 году, за год до окончания войны. Конечно, повесть написана в стилистике своего времени. Как отмечают критики, она во многом конъюнктурна и уж точно далека от реалистичного изображения войны. Но дети дошкольного возраста этого не заметят. В силу особенностей своего восприятия они сосредоточатся на образе симпатичного мальчишечки, потерявшего на войне всех родных и оставшегося в полку на коллективном попечении солдат. Небольшие эпизоды из этой книжки можно даже разыграть. Например, встречу главного героя Вани Солнцева с уже «состоявшимся» сыном полка.
Ну, и последнее: словарь «военных» слов. Писать — даже печатными буквами — дошколятам трудно. Но можно сделать карточки со словами. По желанию родителей, они могут брать такие карточки домой (по одной-две) и объяснять ребенку значение написанных слов. Для большей убедительности к некоторым словам (ежи, затемнение, фронтовой треугольник) можно рисовать картинки. С помощью этих картинок ребенок будет пересказывать в группе услышанное дома.
И еще. Это может показаться ересью, но я не советую приглашать к детям ветеранов с рассказами. Быть хорошим рассказчиком — это талант. К тому же ветераны войны — люди очень пожилые. Им тяжело говорить. Их тяжело слушать. Нельзя допустить, чтобы общение с ветеранами превращалось в утомительное и пустое занятие. Ветераны могут быть почетными гостями при открытии выставки рисунков или мини-музея — но без речей. Нужно поручать им действие.
А еще они могут объединиться с детьми и родителями при исполнении песен военного времени. Кстати, опять-таки лучше и правильнее, если главными исполнителями песен будут родители — то поколение, которое на этих песнях выросло.

Итак: рассказы о том, против чего и кого сражались защитники Отечества во время войны 1941–1945 годов; работа со «словарем» военного времени, чтение книги В.Катаева «Сын полка»; песни времен войны в исполнении родителей и педагогов (концерт для детей и ветеранов) — вот примерные направления проекта «Воспоминания о войне».

Рейтинг@Mail.ru