Но главное препятствие на пути
повышения качества дошкольного образования — не
разногласия в понятиях и не отсутствие теорий.
Главное препятствие — очереди в детские сады.
Невозможно осуществлять индивидуальный подход в
переполненных группах. Невозможно действительно
заботиться о здоровье детей (и о здоровье
сотрудников). Невозможно побуждать
педагогические коллективы к творческому поиску.
Родители и без этих «примочек» готовы на что
угодно, лишь бы запихнуть ребенка в детский сад.
На семинаре по обзору качества услуг
дошкольного образования Минобрнауки в лице Оксаны
Скоролуповой, консультанта Отдела развития и
нормативного регулирования общего образования
Департамента госполитики в сфере образования
Минобрнауки РФ, наконец определило некий путь
преодоления кризиса «очередей»:
«Система государственных и
муниципальных образовательных учреждений не
справляется с тем наплывом детей, которые
нуждаются в услугах дошкольного образования. Мы
использовали все резервы существующей системы, и
сейчас эти резервы практически исчерпаны. Выход
у нас один: активно привлекать в дошкольное
образование негосударственный сектор и активно
его развивать».
Среди показателей эффективной
деятельности органов государственной власти
Российской Федерации и органов местного
самоуправления в настоящий момент Минобрнауки
выделяет два основных:
Чем выше охват, тем лучше.
Чем больше доля государственных
учреждений, тем хуже.
«Чем более широко мы привлекаем в
дошкольное образование негосударственные формы,
тем более полно мы удовлетворяем спрос на услуги
дошкольного образования» (О.Скоролупова).
Но как раз эти цифры в региональных
отчетах оставляют желать лучшего. И это понятно:
ни один регион еще не сумел преодолеть ежи и
искусственные заграждения, выдвинутые
Роспотребнадзором на пути развития
негосударственного образования. Тем не менее
Минобрнауки РФ признает: эти нормы «сильно
отстают от наших потребностей» — и обещает
подумать об их «модернизации». Пока министерство
думает, регионы предпринимают собственные
усилия в этом направлении.