Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2010
Из «Регионального обзора политики в области качества воспитания и образования детей младшего возраста в Красноярском крае»:
«Среди неформальных видов дошкольного образования представлены частные формы: негосударственное дошкольное образовательное учреждение, семейные центры, центры развития, досуга и творчества детей (детские клубы), детские анимационные площадки. Сеть данных видов дошкольного образования развита в основном в крупных городах края (Красноярск, Норильск и др.). В настоящее время только в городе Красноярске функционирует 50 подобных центров. Государственная финансовая поддержка данным формам не оказывается. Производители услуг — частные предприниматели. Производимые услуги не лицензированы».

Негосударственное образование: театр теней

Наталья ОгневаРассказывает главный специалист по дошкольному образованию Министерства образования и науки Красноярского края Наталья ОГНЕВА.

Официально в столице нашего края зарегистрировано только одно негосударственное учреждение, один частный детский сад.
Но сеть платных услуг в области дошкольного образования, существующих параллельно государственной и помимо государственного управления, довольно развита и продолжает развиваться — хотим мы того или нет.
Надо признать: современное образование существует «на рынке образовательных услуг». А рынок управляется прежде всего спросом.
Государственная система, как мы ни стараемся, не может удовлетворить потребности наших граждан, наших родителей. В январе 2009 года в Красноярском крае очереди на место в детский сад ожидали 81 817 детей. И больше всего очередников среди малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет — 30 969 человек. Вторая по численности группа очередников — дети еще более раннего возраста. Не всем нужен детский сад по достижении года. Но родители малышей встают в очередь заранее, нередко сразу после рождения ребенка.
Такие семьи чаще всего обращаются за услугами в негосударственный сектор.
И в настоящее время этот сектор является теневым. Мы практически не имеем возможности его учитывать. Не имеем возможности на него хоть как-то влиять — даже на уровне методической поддержки или обмена опытом. Собрать сведения о наличии «неформальных» групп тоже крайне сложно. Их устроители с трудом идут на контакт, боятся любых звонков и любых проверяющих. В результате они существуют сами по себе. А значит, картина дошкольного образования, которую мы создаем и анализируем, оказывается неполной. Для ее «достраивания» мы вынуждены пользоваться сарафанным радио. В результате наших почти детективных расследований мы выяснили: только в г. Красноярске существует 61 «надомная группа», или «центр ухода и присмотра за детьми». Думается, что в действительности их больше. Это те, кто не решился «обнаружить» свое существование.

Наши СанПиНы, по моему мнению, очень продуманные и грамотно составленные. Но ни один индивидуальный предприниматель, решивший, к примеру, открыть надомную детскую группу, никогда в жизни не сможет их выполнить. А значит — не получит требуемую лицензию.
Однако рынок есть рынок. Если услуга востребованна, будут изыскиваться лазейки, позволяющие ее оказывать — с той или иной степенью легальности. И такая лазейка обнаружилась. В соответствии с законодательством вы можете вести индивидуальную предпринимательскую деятельность — в частности, присматривать за детьми. Речь идет не о нянях и не о гувернантках. Речь идет о воспитательницах групп, куда ходят несколько детей — 5, 7, 12. Если вы не заявляете, что реализуете образовательную программу, статус вашей предпринимательской деятельности не требует лицензии. В данном случае для государства важно, что вы платите налоги.
Но для нас, управляющих образованием, возникает много проблем.
С одной стороны, развитие негосударственного сектора помогло бы решить нам проблему с очередностью в детские сады. И нельзя не видеть определенных преимуществ таких групп — особенно для малышей раннего возраста. В них, как правило, не больше 10 детей. Это значит, за ними легче присматривать. Маленькая наполняемость группы позволяет обеспечить детям индивидуальное меню. А среди современных малышей много аллергиков, есть ребятишки с хроническими заболеваниями. Необходимость индивидуального меню для ребенка трудно уживается с организацией питания в наших обычных государственных садах.
С другой стороны, мы не уверены, что люди, организующие подобные группы, всегда отдают себе отчет в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности и гигиены. У них есть возможность организовать индивидуальное питание, но они могут делать это неправильно. Они могут не учитывать наличие незакрытых розеток или острых углов. Могут ли они приобрести соответствующую возрасту детскую мебель, чтобы не портить малышам осанку? Неизвестно, участвует ли хоть как-то медицинский работник в организации работы группы.
Вполне возможно, что большую часть этих вопросов можно было бы снять, имей мы какой-то контакт с устроителями и педагогами таких групп.
К тому же тогда мы могли бы взять на себя ответственность рекомендовать родителям те или иные группы. Такие ситуации возникают довольно часто. Родители обращаются к нам за советом: какую негосударственную группу выбрать в ожидании места в государственном учреждении? Или как выбирать — опираясь на какие критерии? Мы, представители государственных структур образования, могли бы подсказать, как оформлять договоры между родителями и воспитателями неформальных центров ухода и присмотра, что необходимо учесть и предусмотреть.

В Министерстве образования и науки Красноярского края долго думали, что можно сделать для преодоления разрыва, существующего сегодня между государственной и негосударственной системой. Ведь в идеале нам нужна единая сеть по развитию детей раннего возраста, включающая в себя самые разные формы дошкольного образования. Без всякой «тени».
В результате мы пришли к необходимости создать ресурсный информационно-методический центр для оказания помощи индивидуальным предпринимателям. Центр создан на базе Красноярского педагогического колледжа № 2 за счет средств краевого бюджета и начал функционировать с января 2010 года. В нем все желающие индивидуальные предприниматели могут бесплатно пройти курсы повышения квалификации.
В ситуации кризиса это не только попытка повысить качество дошкольного образования в регионе, но и способ стимулировать развитие малого бизнеса и появление новых рабочих мест на рынке труда.
Курсы повышения педагогической квалификации — это только начало. В дальнейшем мы намерены открыть консультативный пункт именно для желающих заниматься бизнесом в образовательной сфере — будем знакомить их с нормативно-правовой базой и обучать последовательным шагам успешной организации групп по присмотру и уходу за детьми.

Рейтинг@Mail.ru