Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2010
С начала года мы стали знакомить читателей со сценариями для кукольного театра, написанными Татьяной Муравьевой, сотрудницей Государственного исторического музея и художницей.
В Киевскую Русь наши дети смогут отправиться благодаря былинным сказаниям.
В былинах исторические персонажи соседствуют с персонажами выдуманными, а исторические события — с событиями сказочными.
Но при изготовлении костюмов и декораций можно следовать рекомендациям историка. Тогда сказочность будет способствовать усвоению исторических реалий.
Познавательный материал, приложенный к сценариям, адресован педагогам. Но некоторые сведения можно сообщать детям в ходе изготовления кукол и декораций.

В историю — через театр

Продолжение. Начало см. в № 1, 3/2010

История третья

Добрыня и Змей Горыныч

Путешествие в Древнюю Русь

Сказитель:

Во славном городе во Киеве
Жила вдова Мамелфа Тимофеевна.
И был у нее любимый сын
Храбрый богатырь Добрынюшка.
Говорила Добрыне матушка:

Матушка:

Дитятко мое, Добрынюшка!
Ты не езди на гору Сорочинскую,
Не купайся во Пучай-реке.
Как Пучай-река сердитая,
Из-за первой струйки огонь сечет,
Из-за другой — искры сыплются,
Из-за третьей — дым столбом валит,
Дым столбом валит, да со пламенем.

Сказитель:

Не послушался Добрыня матушки,
Поехал на гору Сорочинскую.
Подъезжает Добрыня ко Пучай-реке.

Добрыня:

Говорила мне моя матушка,
Что Пучай-река сердитая,
Что огнем сечет, искры сыплются,
Дым столбом валит, да со пламенем.
А Пучай-река спокойная,
Словно лужица с дождевой водой.

Сказитель:

Не успел Добрыня слово вымолвить,
Как Пучай-река всколыхнулася.
Появился из воды Змей Горынище.

Змей:

Наконец-то Добрыня в моих руках!
Захочу — Добрыню огнем сожгу,
Захочу — Добрыню в полон возьму,
Захочу — Добрыню живьем сожру!

Сказитель:

Ухватил Добрыня камень в семь пудов,
Пустил камнем в Змея Горыныча.
Повалился Змей на сыру землю.
Хотел Добрыня Змею голову срубить,
Да Змей стал его просить, уговаривать.

Змей:

Не губи меня, Добрынюшка!
Дам я тебе клятву верную —
Не летать больше на землю Русскую,
Не брать в полон русских людей.

Добрыня:

Ладно, Змей! Поверю тебе.
Только ты держи клятву крепко-накрепко.

Сказитель:

Поехал Добрыня в стольный Киев-град,
А Змей по небу вперед полетел...
Во стольном граде во Киеве
Княжил князь Владимир Красное Солнышко
С молодой княгиней Апраксеюшкой.
И была у них любимая племянница,
Пригожая Забава Путятична.

Князь:

Отчего ты, Забава, невеселая?

Княгиня:

Может, мало у тебя нарядов дорогих?
Иль поссорилась ты с подружками?

Забава:

Ах, государь мой, дядюшка!
Ах, государыня-тетушка!
Дорогих нарядов мне носить, не сносить,
И не ссорилась я с подружками.

Князь:

Так о чем же ты, Забава, печалишься?

Забава:

Страшный сон мне нынче привиделся.
Как гуляла я в зеленом саду,
Потемнело, будто, небо синее,
Налетела, будто, туча черная.
Все подружки разбежались, попрятались,
И осталась я одна-одинешенька.
Подхватило меня буйным ветром,
Унесло за высокие горы,
В темные, страшные пещеры.

Князь:

Забудь, Забава, свой страшный сон!
Ведь у нас нынче радость великая:
Прилетела утром птица-ласточка,
Принесла она добрую весточку:
Змей Горыныч дал клятву крепкую
Не летать больше на землю Русскую,
Не брать в полон русских людей!

Княгиня:

Бояться нам теперь больше нечего!
Позови-ка ты, Забава, подружек своих,
Погуляйте-ка вы в зеленом саду.

Забава:

Подружки мои милые, подружки мои любимые!

Подружки: Мы здесь, Забавушка!

Забава: Идемте, подружки, в зеленый сад гулять.

Подружки:

Страшно, Забавушка!
Вдруг Змей Горыныч прилетит?
И утащит нас в свою пещеру?

Забава:

Не бойтесь Змея Горыныча.
Дал он нынче клятву крепкую
Не летать больше на землю Русскую,
Не брать в полон русских людей.

Сказитель:

Вот пошла Забава с подружками
Погулять в зеленом саду.
Рвут они спелые яблоки.
Любуются цветами душистыми.
Потемнело вдруг синее небо,
Налетела черная туча,
Показался в небе Змей Горыныч.

Подружки:

Ах! Змей! Прячьтесь, подруженьки!

Сказитель:

Все подружки разбежались, попрятались.
Подхватил Змей Забаву Путятичну,
Унес за горы высокие.

Сказитель:

Воротился Добрыня в стольный Киев-град.
Встречает Добрыню матушка.

Матушка:

Чадо мое, Добрынюшка!
Беда у нас приключилася.
Налетел с неба Змей Горынище,
Унес Забаву Путятичну.

Добрыня:

Обманул меня Змей бессовестный!

Сказитель:

Пошел Добрыня на княжий двор.
В княжьем тереме пир идет,
Но невеселы князь со княгинею,
Горюют о Забаве Путятичне.

Князь:

Слуги вы мои верные!
Князья и бояре знатные!
Кто среди вас отважится
Поехать за гору Сорочинскую,
Спуститься в пещеру змеиную,
Вызволить Забаву Путятичну?

Бояре:

Далеко гора Сорочинская.
Темна пещера змеиная.
Трудно вызволить Забаву Путятичну!

Добрыня:

Я поеду за гору Сорочинскую,
Вызову Змея на смертный бой,
Спасу Забаву Путятичну.

Сказитель:

Оседлал он коня богатырского,
Поехал за гору Сорочинскую.

Добрыня:

Выходи, Змей Горыныч, на смертный бой!

Сказитель:

Всколыхнулися воды Пучай-реки,
Показался из воды Змей Горынище.
Начался между ними великий бой.
Бьются они день, бьются другой.
На третий — одолел Добрынюшка,
Срубил головы змеиные.

Добрыня:

Победил я тебя, Змей Горынище!

Сказитель:

Спустился Добрыня в пещеру змеиную,
Вывел на волю Забаву Путятичну.

Забава:

Спасибо тебе, Добрынюшка!

Сказитель:

Воротились они в стольный Киев-град.
Рады князь со княгинею,
Рад народ стольно-киевский.

Все:

Слава тебе, Добрынюшка!

Жизнь в Древней Руси

Познавательный материал для педагогов

Древнерусское государство сложилось во второй половине IX века. Оно включало в себя большую часть славянских племен и занимало обширную территорию — от Новгородских земель на севере до Причерноморских степей на юге.
Основоположником древнерусской правящей династии считается полулегендарный князь Рюрик. Согласно преданию, в 862 году новгородские славяне пригласили его на княжение из Варяжских земель (Скандинавии). Никаких сведений о деятельности Рюрика история не сохранила.
Рюрик скончался, оставив княжий престол своему малолетнему сыну Игорю. А до совершеннолетия княжича назначил правителем одного из своих воевод, предположительно приходившегося ему родственником, — Олега. Искусный полководец и хитроумный политик, Олег получил прозвание Вещего. Он захватил Киев и сделал его столицей Древнерусского государства, объединил под своей властью многие славянские племена, совершил несколько победоносных походов на Византию.

Древнерусский костюм

Одежда Древней Руси имела свободный покрой и была преимущественно накладной — то есть надевалась через голову.
Простые люди носили одежду из льна и шерсти, знатные — из дорогих привозных тканей. Такие ткани привозили в основном из Византии.
Излюбленным цветом был красный. Среди фрагментов древнерусских тканей, найденных археологами, более половины окрашены в разные оттенки красного. Для получения красного цвета использовались различные природные красители: зверобой, кора дикой яблони, ольхи или крушины. Особенно ценились ткани червонного (ярко-красного) и багряного (также яркого, но более холодного) оттенков. Из них шили княжеские облачения.
Кроме красного, встречалась одежда синего, зеленого и светло-коричневого цветов.

Мужской костюм

Как и во времена древних славян, основу костюма составляла рубаха. Рубаха могла быть белого, синего или красного цвета, длиной до колен, а у пожилых, знатных людей — до середины икры. Рубаху украшали вышивкой или отделкой из ткани контрастного цвета.
Богатая рубаха могла украшаться ожерельем — съемным воротником, опястьями или зарукавьями — каймами по краям рукавов, которые расшивались золотом и жемчугом.
Верхней одеждой была свита, как и рубаха, надевавшаяся через голову. Зимняя свита подбивалась мехом.
Важной деталью костюма был плащ, который застегивался застежкой-фибулой у горла или на одном плече. По краям плащ отделывался узорной каймой. Особой разновидностью плаща было княжеское корзно.

Женский костюм

Женщины, как и мужчины, носили рубаху. Женская рубаха была длиной до щиколотки или до полу. Как и во времена древних славян, женщины носили понёву, но постепенно она переходит в разряд простонародной, крестьянской одежды.
Знатные женщины носили поверх рубахи просторное платье из дорогой ткани с широкими рукавами. Вероятно, оно имело какое-то название, но какое — неизвестно. Это платье было короче и шире рубахи, что создавало ступенчатый силуэт. Платье отделывалось широкой каймой по середине переда — «передник», по подолу — «подольник» и по рукавам — «обшлага».
Дополнением костюма знатной женщины был плащ, накидывающийся на плечи и застегивающийся на груди.
Головными уборами девушек, как и во времена древних славян, служили разнообразные повязки и венцы.
Замужние женщины носили повой — головное покрывало, концы которого спадали на плечи. Поверх повоя надевался головной убор на твердой основе — коруна-кокошник или кика. Передняя часть кики или кокошника — чело — богато украшалось.

Кокошники (http://vichgorod.do.am)

Кокошники (http://vichgorod.do.am)

Крестьянки продолжали носить славянские височные кольца, а в городах их заменили колты. Колты встречаются разнообразной формы — округлые, звездчатые и т.д. Они прикреплялись к головному убору при помощи ряс или рясен — цепочек или нанизанных на нити бусин и жемчужин. Колты обычно бывали достаточно массивными и полыми внутри. Внутрь колта вкладывалась шерстинка, пропитанная каким-нибудь душистым маслом. Когда женщина шла, колты колыхались у нее над плечами и распространяли благоухание. Колты были не только украшением, но и оберегом. Считалось, что благовония, приятные запахи отпугивают нечистую силу.
Украшения, которые носились на шее, называли «гривная утварь». Слово «гривна» происходит от того же корня, что и слова «грива», «загривок» — имеющие отношение к шее. Собственно гривна представляла собой обруч, выкованный из металлического прута или сплетенный из проволоки. Гривны носили не только женщины, но и мужчины. Серебряная гривна в мужском костюме была знаком знатного происхождения, высокого положения в обществе.
Кроме гривны, женщины носили на шее ожерелья из стеклянных бус и мониста. Бусины в ожерелье были разноцветные: синие, желтые, в полоску, украшенные глазками. Особенно ценились бусины зеленого цвета. Их покупали поштучно, одна бусина стоила 15–20 монет серебром. Поэтому зеленые бусины встречались не в каждом ожерелье, а если и встречались, то в количестве 1–2 штук.
Мониста составлялись из жемчужных зерен и металлических бляшек. Их обычно носили в несколько рядов.

Монисты (www.narodko.ru)

Монисты (www.narodko.ru)

Украшениями служили также привески к поясу. Археологи нашли более 200 видов таких привесок. Как правило, это были обереги: изображения коня и птицы — олицетворение добра и света, бубенчики, своим звоном отпугивающие злых духов, маленькая ложечка — символ сытости и благополучия и т.д.

Делаем кукол

Кукла-князь

Древней Русью правили князья.
Князь был правителем, полководцем, судьей. В стольном граде Киеве правил великий князь — главный над всеми князьями. Собирательный образ великого князя запечатлен в былинах в образе Владимира Красное Солнышко.
Одежда князя включала в себя отличительные элементы, знаки княжеского достоинства — княжескую шапку и плащ-корзно.
Основой княжеского костюма, как и во времена древних славян, была рубаха. Но в отличие от холщовых рубах простых людей рубаха для князя шилась из дорогих тканей. Нарядная, цветная рубаха называлась «красной», то есть красивой.
Украшением красной рубахи было «ожерелье». Слово «ожерелье» происходит от того же корня, что и слово «жерло», то есть «горло», и означает украшение, расположенное вокруг шеи. Сейчас мы называем ожерельем женское украшение из бус или драгоценных камней, а в Древней Руси так называли широкий округлый воротник, украшавший и женскую, и мужскую одежду.
Плащ-корзно спускался спереди углом. Такие плащи изображены на иконе святых Бориса и Глеба. Мы сошьем корзно из ярко-красной ткани. Красный цвет считался княжеским цветом, был символом власти. Благодаря красному плащу князь сразу выделялся среди своих дружинников.
Важным атрибутом княжеской власти был меч. Древнерусские мечи были длиной около метра, весили около полутора килограммов. Меч состоит из клинка и рукояти. Рукоять имеет довольно сложную форму. Она состоит из округлого яблока, черена — крыжа, за который воин держал меч, и перекрестья. Яблоко не позволяло врагу вырвать меч из руки воина, а перекрестье не давало руке соскользнуть. Чтобы воин не порезался о собственный клинок.
Мечи были дорогими, поэтому вооружены ими были только наиболее знатные воины. Княжеский меч мог быть украшен узорами.
Меч вкладывали в ножны и прикрепляли к поясу.
Меч для князя вырежем из картона по выкройке. Ножны можно сшить из кожзаменителя или темной ткани, украсить накладками из прочной фольги.

Кукла-княгиня и кукла-княжна

Костюм знатной женщины Древней Руси отличался простым и строгим покроем, богатой цветовой гаммой, обилием украшений. Такой костюм требовал горделивой осанки, плавной, неторопливой походки. Не случайно в песнях и былинах красавицу сравнивают с белой лебедью.
Женская одежда состояла из двух рубах, надевавшихся одна на другую. Нижняя рубаха (ее называли сорочкой, или сорочицей) шилась из тонкого льняного полотна, верхняя — из дорогих цветных тканей, которые привозили на Русь из восточных стран. Ворот, подол и края рукавов украшались каймой, расшитой золотом, жемчугом, драгоценными каменьями. Непременной деталью костюма знатной женщины был плащ, также украшенный по краю каймой. Плащ застегивался застежкой-фибулой на правом плече.
Головной убор княгини — коруна или городчатый венец, надетый поверх повоя.
Из светлой тонкой ткани выкраиваем повой и повязываем его на голову княгини. Чтобы повой лучше держался, можно скрепить его нитками.
Из тонкого картона вырезаем коруну, красим ее золотой краской, приклеиваем блестки, бусины и т.д.
Из того же картона вырезаем колты. Чтобы они были объемными, можно наклеить на них комочки из пропитанной клеем тонкой бумаги (лучше всего взять салфетки). Красим золотой или серебряной краской. Нанизываем на нитку бисер и бусины под жемчуг — это будут рясны, подвешиваем на них колты и прикрепляем к коруне. Чтобы колты не гремели во время движения куклы, можно в нескольких местах пришить рясны к повою.
Нанизываем несколько ниток бисера и бусин для ожерелья. В ожерелье княгини могут преобладать дорогие зеленые бусины. Для монист нанизываем на нитку жемчужный бисер. Металлические бляшки могут имитировать кусочки картона, обернутые золотой и серебряной фольгой.
Куклу-княжну (Забаву) одеваем в соответствии с описанием девичьего женского костюма, учитывая в первую очередь особенности головного убора.

Кукла-Добрыня

Мы привыкли к образу Добрыни, созданному художником В.Васнецовым на знаменитом полотне «Богатыри». Там Добрыня одет в воинские доспехи.
Но во времена описанной в былине битвы со Змеем Добрыня еще не состоял на службе у князя. Значит, его костюм — костюм обычного горожанина того времени (Добрыня со своей матушкой жил в Киеве), т.е. одет в рубаху, порты, сапоги и плащ.

Декорации

Действие спектакля происходит на берегу Пучай-реки и на городских улицах. Значит, нам потребуется создать две декорации.
Пейзаж, на фоне которого встречаются Добрыня и Змей Горыныч, носит сказочный характер (с учетом пейзажных особенностей Киевской Руси).
А вот для изображения декорации древнерусского города нам потребуются определенные знания.

Наши соседи-скандинавы называли Русь «Гардарика» — «Страна городов». Несомненно, в качестве декораций для многих спектаклей из времен Древней Руси потребуются изображения древнерусских городов.
Город в отличие от села и деревни представлял собой огороженное, укрепленное поселение. Само слово «город» происходит от того же корня, что и слова «городить», «огораживать».
Чтобы город было легче оборонять от врагов, его обычно возводили на высоком холме, желательно на берегу реки, а еще лучше в месте слияния двух рек. В таком случае реки соединяли при помощи искусственного рва, и город оказывался со всех сторон защищенным водной преградой.
Городские укрепления — стены и башни — строили из деревянных бревен, реже — из камня.

Постепенно население городов увеличивалось, часть жителей начала селиться за городскими стенами. Центральную, укрепленную часть города стали называть кремлем, или детинцем, территорию за ее пределами — посадом. Происхождение названий «кремль» и «детинец» вызывает споры среди ученых. Князь — предводитель дружины называл воинов своими детьми. Так что, возможно, детинец — место обитания княжеской дружины. Согласно другой гипотезе, следует произносить не «детинец», а «дединец» — ядро города находится под покровительством умерших предков — «дедов». Слово «кремль», вероятно, означало что-то очень крепкое, прочное. Оно родственно слову «кремень». «Кремлевой» называли также наиболее плотную, смолистую древесину. Возможно, слово «кремль» родственно слову «укромный» — скрытый, защищенный.
Самый простой вид городской стены — частокол, вертикально врытые в землю бревна с заостренными верхними концами. Более сложной была столбовая конструкция: в пазы мощных стояков вставлялись поперечные бревна. В верхних рядах бревен прорезались узкие окошки «просветцы», служившие бойницами.
Наиболее надежной была стена, состоящая из бревенчатых срубов, поставленных вплотную один к другому и изнутри заполненных землей и камнями. Поверху такой стены шла площадка, на которой располагались воины — защитники крепости. Снаружи площадка защищалась продолжением внешней плоскости стены — заборолом или забралом с бойницами. Венчалась стена двускатной кровлей.
Участки стены перемежались крепостными башнями — вежами. Башни выступали за внешнюю линию стены, что давало защитникам крепости возможность обстреливать нападающих с флангов. Участок стены между башнями называется пряслом. Башни могли быть четырехугольными или многогранными. Многогранные башни обычно ставились там, где стена делала поворот. Наверху башни также находилась площадка, огороженная заборолом с бойницами, завершались башни шатровыми кровлями.
В одной из башен делались ворота. Такую башню называли проездной. Над воротами обычно устанавливали икону.

Важная роль в облике древнерусских городов принадлежала храмам. При всем разнообразии архитектурного убранства, конструкция храма состоит из общих для всех элементов: основного объема, перекрытого сводами, подкупольных барабанов и куполов.
Храмы на Руси начали строить со времен введения христианства. Наиболее ранние из них отличились многоглавьем — большим количеством куполов. Самый первый русский храм — Десятинная церковь в Киеве, построенная при князе Владимире на месте старого языческого капища, — имела 25 глав, храм Софии Киевской, возведенный при Ярославе Мудром, — 13 глав.
Но со временем установился наиболее распространенный тип пятиглавого или одноглавого храма.
Дома рядовых горожан ничем не отличались от крестьянских изб. Ученые считают, что конструкция традиционного крестьянского дома, существующая и поныне, восходит ко временам Древней Руси. Основой дома был бревенчатый сруб — клеть. Площадь сруба определялась длиной бревна. Как правило, дом состоял из двух клетей. Одна — отапливаемая, называлась истопка, или изба, вторая — холодная — горница. Изба и горница соединялись при помощи сеней, к которым пристраивалось крыльцо. Дом покрывался двускатной кровлей, украшался резными наличниками, причелинами, крыша венчалась коньком, как и во времена древних славян.

Среди городской застройки выделялись боярские и особенно княжеские хоромы. Хоромы также состояли из отдельных клетей-срубов, но их было больше — не две, а четыре-пять. Жилые помещения могли стоять на высоком подклете, то есть жилье было фактически двухэтажным. И лестница крыльца вела сразу на второй этаж. Над сенями возвышалась островерхая башенка — терем. Не случайно в былинах и сказках встречается устойчивое словосочетание «высокий терем». Хоромы также украшались резьбой и, возможно, расписывались красками.

Декорация с изображением храма, хором и нескольких обычных домов создаст образ древнерусского города.

Скорее всего в былине о Добрыне и Змее изображена дохристианская Русь, хотя в ней и фигурирует Владимир Красное Солнышко, вошедший в историю как князь, при котором на Руси было введено христианство. Но образ былинного Владимира собирательный и вобрал в себя не только черты Владимира Красное Солнышко, но и Владимира Мономаха, великого князя языческого государства.
Однако существует мнение, что сюжет борьбы Добрыни и Змея символизирует победу христианства над язычеством. Поэтому при создании декораций к спектаклю мы можем позволить себе некоторую театральную вольность — изобразить среди других построек храм.
Декорация с изображением храма, хоромов (терема) и нескольких обычных домов создаст образ древнерусского города.

Древнерусское поселение (www.liveinternet.ru)

Древнерусское поселение (www.liveinternet.ru)

Строим древний город вместе с Виктором Копцевым

Виктор Копцев — кандидат педагогических наук, автор методики объемного конструирования, автор книги «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное» (Ярославль, 2001)

Создание декорации древнего города — былинного Киева — для спектакля «Добрыня и Змей» может стать, в свою очередь, коллективным проектом для группы детей и родителей.
Действие былины «Добрыня и Змей» происходит в древнем Киеве — в те времена, когда Киев еще был деревянным.
За ориентир будущего былинного города возьмем макет, предложенный Виктором Копцевым, и воспользуемся его технологией «строительства» деревянных построек.
На макете изображены княжеский терем (хоромы), крепостная стена в виде частокола с крепостной башней (вежей) и проездными воротами.
Мы можем сделать несколько башен и обнести город стеной по всей сценической площадке. Можем построить крепостную стену, уложив «бревна» срубом.
К княжеским хоромам можно добавить дома незнатных горожан — избы.
Если мы решим подчеркнуть символизм былинных событий, можно поставить внутри города небольшой храм — «деревянный» или «каменный».
Перед началом работы сделайте подборку фотографий с изображением построек деревянного русского зодчества и картин (репродукций), на которых нарисован деревянный древнерусский город.
Затем соберите творческую группу из детей и родителей, которым интересно принять участие в проекте. Вместе рассмотрите картины, рисунок макета, обсудите детали его изготовления, покажите основные приемы скатывания бревнышек и конструирования построек из этих бревнышек.
Бревнышки скатываются из оберточной бумаги, нарезанной на множество листочков одинакового размера. Листочки накручиваются на карандаш вдоль длинной стороны, если нужно получить длинное бревно, и короткой стороной, если нужно получить короткое бревно. Край бумажной полоски подклеивается к трубочке, а карандаш вынимается (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Дети-дошкольники обычно с энтузиазмом принимаются за изготовление бревнышек, но быстро от этой работы устают. Она довольно однообразна, а бревнышек нужно много. Поэтому следует быть готовыми к тому, что изготовление бревнышек, по большей части, ляжет на взрослых.

Складывать из бревнышек постройки ребенку интереснее, но это он может делать только в паре со взрослым (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Самостоятельно (или с небольшой помощью) дети могли бы создать плоскостное изображение домиков, когда бревнышки нужно приклеивать на лист бумаги. Таким образом можно сделать задник для сцены (рис. 3).

Рис. 3. Макет бревенчатого города Древней Руси

Рис. 3. Макет бревенчатого города Древней Руси

Познакомив участников проекта с общим замыслом и приемами работы, распределите между ними задания: кто что будет делать.

Приемы можно осваивать коллективно, а конструировать дома. В назначенный день участники проекта принесут изготовленные постройки, и вы вместе соберете их в единую композицию.

Важно, чтобы декорации были соразмерны кукольным персонажам. Поэтому, определяя размеры построек и всего города, нужно уже иметь хотя бы одну готовую куклу.

Рейтинг@Mail.ru