Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2010

Международный день детской книги

Библейская «Книга бытия» рассказывает: Бог творил мир в течение шести дней, а в седьмой отдыхал. И человеку надлежит жить так же: кроме рабочих будней, в его жизни должны быть праздные дни, или праздники, когда надлежит размышлять о высоком.

Суть светских праздников по сути та же. Праздники и знаменательные даты для того придумываются и вносятся в календарь, чтобы заставить нас хотя бы день в году посвятить размышлениям на определенную — важную для человечества — тему.

В 1967 году Международный совет ЮНЕСКО по детской и юношеской литературе объявил 2 апреля Международным днем детской книги. Дата была выбрана не случайно: больше полутора веков назад (в 1805 году) в этот день в Датском королевстве на свет появился мальчик, ставший впоследствии непревзойденным сказочником, — Ханс Кристиан Андерсен.

Международный день детской книги соседствует в календаре с нашим отечественным книжным праздником под названием «Неделя детской книги», который традиционно проходит в дни весенних школьных каникул. Правда, изначально название у праздника было более «детское» и веселое — «Книжкина неделя».

В этом году «Книжкина неделя» обретает особый смысл. Ведь традиция чествовать детскую книгу зародилась в годы Великой Отечественной войны.

Впервые праздник для детей устроили в Москве, в Колонном зале Дома союзов, в 1943 году. И длился он тогда только один день. Перед детьми выступали писатели и поэты. Многие приехали прямо с фронта. Послушать стихи и рассказы казалось таким же важным, как получить продуктовый паек. В 1944 году праздник стали отмечать в самых разных городах и селах. И одного дня для него не хватило.

Статья опубликована при поддержке компании "KENGURU PROFESSIONAL". Компания занимается производством спортивного оборудования для Воркаут - площадки для воркаут и для ГТО. Помощь в создании уникальной площадки нужного Вам размера и функциональности, техническое описание оборудования, отгрузка оборудования в течение трёх рабочих дней. Узнать подробнее о компании, посмотреть видео и фото, узнать контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://kenguru.pro/.

Но если «Книжкина неделя» — период праздничного общения детей с писателями и поэтами, с «ожившими» персонажами детской литературы, время веселых конкурсов и соревнований в эрудиции, то Международный день детской книги обращен скорее ко взрослым. К тем, кто склонен задумываться о культурной жизни детей и о детском чтении.

«Дети больше не любят читать», «Телевизор и компьютер потеснили детскую книгу», «Больше трех страниц в день не осилит» — подобные жалобы педагогам дошкольного образования кажутся неактуальными. Это беды «других» — школьных учителей и родителей старших детей, по большей части — подростков. У нас свои дела: мы развиваем речь, прививаем навыки аккуратности, самообслуживания. Мы и думать не думаем, что причастны к проблеме. Нам и в голову не приходит брать за нее ответственность.

Но ведь с книгой ребенок впервые сталкивается не в школе. Он встречается с ней в тот момент, когда еще не умеет читать. Когда он еще только учится говорить. Когда взрослый — воспитатель, родитель — в один прекрасный момент говорит: «Давай почитаем книжку» или «Хочешь, я тебе почитаю?». Малыш садится рядом со взрослым, они — вместе — открывают книгу, и происходит…

Так и хочется сказать что-нибудь привычное: «ребенок оказывается в волшебном мире», «переносится в сказку». И затем сделать далеко идущее заявление, что-то вроде «И это — ворота в культуру».

Но вдруг все совсем не так? Вдруг та книга, которую мы открываем вместе с ребенком, переносит нас не в волшебный мир, а в мир дурного, негодного колдовства? И то, что он видит своими детскими глазами, своим неискушенным взглядом наивного зрителя, не имеет никакого отношения к культуре?

Трудно поверить? Мы ведь в своих праздничных речах привыкли оперировать обобщенным понятием «Книга». Мы величаем ее в соответствии с афоризмом классика: «Книга — великая сила».

Но сделаем следующий шаг, он вполне логичен: если книга — великая сила, то дурная, плохая книга обладает могучей способностью портить ребенку слух и затуманивать взгляд. Иными словами, плохая книга может открыть ребенку ворота не в светлый мир высших ценностей, а в мир агрессивной пошлости и воинствующего бескультурья.

Рейтинг@Mail.ru