Библейская «Книга бытия» рассказывает:
Бог творил мир в течение шести дней, а в седьмой
отдыхал. И человеку надлежит жить так же: кроме
рабочих будней, в его жизни должны быть праздные
дни, или праздники, когда надлежит размышлять о
высоком.
Суть светских праздников по сути та же.
Праздники и знаменательные даты для того
придумываются и вносятся в календарь, чтобы
заставить нас хотя бы день в году посвятить
размышлениям на определенную — важную для
человечества — тему.
В 1967 году Международный совет ЮНЕСКО по
детской и юношеской литературе объявил 2 апреля
Международным днем детской книги. Дата была
выбрана не случайно: больше полутора веков назад
(в 1805 году) в этот день в Датском королевстве на
свет появился мальчик, ставший впоследствии
непревзойденным сказочником, — Ханс Кристиан
Андерсен.
Международный день детской книги
соседствует в календаре с нашим отечественным
книжным праздником под названием «Неделя
детской книги», который традиционно проходит в
дни весенних школьных каникул. Правда,
изначально название у праздника было более
«детское» и веселое — «Книжкина неделя».
В этом году «Книжкина неделя» обретает
особый смысл. Ведь традиция чествовать детскую
книгу зародилась в годы Великой Отечественной
войны.
Впервые праздник для детей устроили в
Москве, в Колонном зале Дома союзов, в 1943 году. И
длился он тогда только один день. Перед детьми
выступали писатели и поэты. Многие приехали
прямо с фронта. Послушать стихи и рассказы
казалось таким же важным, как получить
продуктовый паек. В 1944 году праздник стали
отмечать в самых разных городах и селах. И одного
дня для него не хватило.
Статья опубликована при поддержке компании "KENGURU PROFESSIONAL". Компания занимается производством спортивного оборудования для Воркаут - площадки для воркаут и для ГТО. Помощь в создании уникальной площадки нужного Вам размера и функциональности, техническое описание оборудования, отгрузка оборудования в течение трёх рабочих дней. Узнать подробнее о компании, посмотреть видео и фото, узнать контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://kenguru.pro/.
Но если «Книжкина неделя» — период
праздничного общения детей с писателями и
поэтами, с «ожившими» персонажами детской
литературы, время веселых конкурсов и
соревнований в эрудиции, то Международный день
детской книги обращен скорее ко взрослым. К тем,
кто склонен задумываться о культурной жизни
детей и о детском чтении.
«Дети больше не любят читать»,
«Телевизор и компьютер потеснили детскую книгу»,
«Больше трех страниц в день не осилит» —
подобные жалобы педагогам дошкольного
образования кажутся неактуальными. Это беды
«других» — школьных учителей и родителей
старших детей, по большей части — подростков. У
нас свои дела: мы развиваем речь, прививаем
навыки аккуратности, самообслуживания. Мы и
думать не думаем, что причастны к проблеме. Нам и
в голову не приходит брать за нее
ответственность.
Но ведь с книгой ребенок впервые
сталкивается не в школе. Он встречается с ней в
тот момент, когда еще не умеет читать. Когда он
еще только учится говорить. Когда взрослый —
воспитатель, родитель — в один прекрасный момент
говорит: «Давай почитаем книжку» или «Хочешь, я
тебе почитаю?». Малыш садится рядом со взрослым,
они — вместе — открывают книгу, и происходит…
Так и хочется сказать что-нибудь
привычное: «ребенок оказывается в волшебном
мире», «переносится в сказку». И затем сделать
далеко идущее заявление, что-то вроде «И это —
ворота в культуру».
Но вдруг все совсем не так? Вдруг та
книга, которую мы открываем вместе с ребенком,
переносит нас не в волшебный мир, а в мир дурного,
негодного колдовства? И то, что он видит своими
детскими глазами, своим неискушенным взглядом
наивного зрителя, не имеет никакого отношения к
культуре?
Трудно поверить? Мы ведь в своих
праздничных речах привыкли оперировать
обобщенным понятием «Книга». Мы величаем ее в
соответствии с афоризмом классика: «Книга —
великая сила».
Но сделаем следующий шаг, он вполне
логичен: если книга — великая сила, то дурная,
плохая книга обладает могучей способностью
портить ребенку слух и затуманивать взгляд.
Иными словами, плохая книга может открыть
ребенку ворота не в светлый мир высших ценностей,
а в мир агрессивной пошлости и воинствующего
бескультурья.