Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2010

Дети в лабиринте сказок

Какие бы препятствия ни возникали между ребенком и книгой в школьные годы, в дошкольном возрасте редко кому удается не познакомиться со сказками «Колобок» и «Теремок», «Репка» и «Курочка Ряба». Даже более сложные, волшебные сказки — такие, как «Царевна-лягушка» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», — попадают в орбиту детского существования.

Мы привыкли называть перечисленные сказки «русскими народными», хотя наши дети узнают их не в фольклорном варианте, а в литературной обработке, к которой приложили руку высокие мастера — Константин Ушинский, Лев Толстой, Алексей Толстой. А «Аленький цветочек» мы вообще называем сказкой Аксакова, хотя в основе ее — известный фольклорный сюжет, причем сюжет «бродячий», бытовавший как в России, так и в Европе. (Достаточно вспомнить различные вариации на тему «Красавица и чудовище».)

Как правило, эти сказки знают современные родители. Знают настолько, что способны не только прочитать их ребенку, но и рассказать, показать с помощью мелких фигурок. В силу своей природы эти сказочные тексты занимают промежуточное положение между устной традицией, фольклором, — и книжным текстом.

Поэтому дети до сих пор — несмотря на огромное количество новых героев выдуманной реальности, потеснивших прежних сказочных персонажей, — любят играть с «народными» сказками и по поводу сказок.

Чем старше они становятся, тем более сложными могут быть игры, тем больше юмора в них появляется.

Поэтому, если вы решили провести в детском саду «Книжкину неделю» или хотя бы «Книжкин день», имейте в виду: сказки — прекрасный материал для первых детских состязаний на знание литературы. Причем родители могут участвовать в этих состязаниях, не чувствуя себя ущербными.

Состязания могут быть персональными — когда ведущий задает вопросы, а дети на них отвечают и набирают баллы.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "wmzcreditor.ru". Компания предлагает Вам быстрые онлайн-займы и кредиты. Займы на QIWI, кредиты от частного лица, кредитные карты, кредиты Webmoney. Узнать подробную информацию, посмотреть отзывы, условия и оформить кредит Вы сможете здесь.

А могут быть командными, что гораздо интереснее и целесообразней с педагогической точки зрения, особенно — для детей, достигших пяти лет. Командные состязания могут проходить за столами, в виде викторин или игры «Что? Где? Когда?», которую в детских садах давно «адаптировали» под свои нужды.

Но гораздо интереснее, когда команды передвигаются по детскому саду от одного «пункта испытания» к другому. Там их могут встречать ведущие или сказочные персонажи, которые выдают команде листочки с заданиями. Правда, при динамической игре нужно обязательно создать условия для выполнения задания и участия в этом задании всех членов команды. Если нужно отгадывать кроссворд, он должен быть достаточно крупным, если нужно что-то дорисовать, листочки для дорисовки должны достаться всем, а не избранным.

У каждой команды может быть свой сказочный проводник. А итоги должны подводиться в общем зале, куда команды (и сказочные герои) собираются, пробежав весь маршрут. Здесь их может ждать последнее испытание, которое выполняется на глазах «публики» и «конкурентов».

Таким испытанием могут стать загадки с подвохом, которые сочинила Инна Гамазкова. Они не строго укладываются в тему «народных сказок», но в качестве решающего аккорда строгим подходом к отбору материала можно пренебречь.

Можно пригласить к ребятам «помощника» — героя книги, который вечно все путает: Иванушку-дурачка, Емелю (он по такому случаю может на печке приехать), Незнайку (этот может на воздушном шаре влететь — понарошку), Буратино. Они будут быстро и громко давать неправильные ответы и смешить детей. Дети в это время получат возможность догадаться, где кроется подвох.

Рейтинг@Mail.ru