Какие бы препятствия ни
возникали между ребенком и книгой в школьные
годы, в дошкольном возрасте редко кому удается не
познакомиться со сказками «Колобок» и «Теремок»,
«Репка» и «Курочка Ряба». Даже более сложные,
волшебные сказки — такие, как «Царевна-лягушка»
и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», —
попадают в орбиту детского существования.
Мы привыкли называть перечисленные
сказки «русскими народными», хотя наши дети
узнают их не в фольклорном варианте, а в
литературной обработке, к которой приложили руку
высокие мастера — Константин Ушинский, Лев
Толстой, Алексей Толстой. А «Аленький цветочек»
мы вообще называем сказкой Аксакова, хотя в
основе ее — известный фольклорный сюжет, причем
сюжет «бродячий», бытовавший как в России, так и в
Европе. (Достаточно вспомнить различные вариации
на тему «Красавица и чудовище».)
Как правило, эти сказки знают
современные родители. Знают настолько, что
способны не только прочитать их ребенку, но и
рассказать, показать с помощью мелких фигурок. В
силу своей природы эти сказочные тексты занимают
промежуточное положение между устной традицией,
фольклором, — и книжным текстом.
Поэтому дети до сих пор — несмотря на
огромное количество новых героев выдуманной
реальности, потеснивших прежних сказочных
персонажей, — любят играть с «народными»
сказками и по поводу сказок.
Чем старше они становятся, тем более
сложными могут быть игры, тем больше юмора в них
появляется.
Поэтому, если вы решили провести в
детском саду «Книжкину неделю» или хотя бы
«Книжкин день», имейте в виду: сказки —
прекрасный материал для первых детских
состязаний на знание литературы. Причем родители
могут участвовать в этих состязаниях, не
чувствуя себя ущербными.
Состязания могут быть
персональными — когда ведущий задает вопросы, а
дети на них отвечают и набирают баллы.
Статья опубликована
при поддержке интернет-ресурса "wmzcreditor.ru". Компания предлагает Вам быстрые онлайн-займы и кредиты. Займы на QIWI, кредиты от частного лица, кредитные карты, кредиты Webmoney. Узнать подробную информацию, посмотреть отзывы, условия и оформить кредит Вы сможете здесь.
А могут быть командными, что гораздо
интереснее и целесообразней с педагогической
точки зрения, особенно — для детей, достигших
пяти лет. Командные состязания могут проходить
за столами, в виде викторин или игры «Что? Где?
Когда?», которую в детских садах давно
«адаптировали» под свои нужды.
Но гораздо интереснее, когда команды
передвигаются по детскому саду от одного «пункта
испытания» к другому. Там их могут встречать
ведущие или сказочные персонажи, которые выдают
команде листочки с заданиями. Правда, при
динамической игре нужно обязательно создать
условия для выполнения задания и участия в этом
задании всех членов команды. Если нужно
отгадывать кроссворд, он должен быть достаточно
крупным, если нужно что-то дорисовать, листочки
для дорисовки должны достаться всем, а не
избранным.
У каждой команды может быть свой
сказочный проводник. А итоги должны подводиться
в общем зале, куда команды (и сказочные герои)
собираются, пробежав весь маршрут. Здесь их может
ждать последнее испытание, которое выполняется
на глазах «публики» и «конкурентов».
Таким испытанием могут
стать загадки с подвохом, которые сочинила Инна
Гамазкова. Они не строго укладываются в тему
«народных сказок», но в качестве решающего
аккорда строгим подходом к отбору материала
можно пренебречь.
Можно пригласить к ребятам «помощника»
— героя книги, который вечно все путает:
Иванушку-дурачка, Емелю (он по такому случаю
может на печке приехать), Незнайку (этот может на
воздушном шаре влететь — понарошку), Буратино.
Они будут быстро и громко давать неправильные
ответы и смешить детей. Дети в это время получат
возможность догадаться, где кроется подвох.