Дикие и домашние
Воспитатель показывает детям рисунок с
изображением дома и спрашивает, кто в нем может
жить (человек, люди, папа, мама, бабушка, дедушка и
т.п.). Затем предлагает рассмотреть пейзаж и
спрашивает, кто может жить в таком лесу (на лугу, в
тундре). Содержание рисунка зависит от
особенностей природной зоны, в которой находится
детский сад.
Воспитатель выставляет на стол игрушки: лошадку,
корову, собаку, кошку, зайца, лису, белку, волка,
тигра. (Игрушки можно заменить рисунками, но
детям интереснее работать с игрушками.)
Воспитатель просит назвать животных, которых
дети знают, и спрашивает, кто из этих животных
живет рядом с человеком. Затем предлагает
каждому ребенку по очереди взять одно животное и
поставить его на большой рисунок с домом, если
это животное живет рядом с человеком, или же
поместить на рисунок с пейзажем, если оно обитает
в лесу (на лугу, в тундре и т.п.). Если дети
затрудняются с определением места нахождения
какого-либо животного, воспитатель задает
наводящие вопросы.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина кофе "Coffeerelax". В каталоге товаров представлен широкий ассортимент кофе - кофе Covim в зёрнах, в чалдах, в капсулах, молотый кофе, растворимый, а также чай, бумажные стаканы и крышки, сахар в стиках, средства от накипи. Гарантия качества, низкие цены и скидки, доставка по Киеву и другим городам Украины. Посмотреть цены и оформить заказ Вы сможете по ссылке: http://coffeerelax.com.ua/.
Примерные вопросы
— Это животное может жить в лесу, без
помощи человека?
— Что оно ест?
— Как оно защищается?
Когда все животные поделены на две
группы, воспитатель обобщает: есть животные,
которые всегда живут рядом с человеком, они
называются «домашними». Где у нас находятся
домашние животные? (Дети показывают на рисунок
с домом.) Как они называются? (Дети
перечисляют животных, которые размещены на листе
с домом.)
Воспитатель продолжает: «А животные,
которые живут сами по себе, без помощи человека, в
лесу, на лугу, в тундре, в степи, называются
«дикими». Где у нас находятся дикие животные? Как
они называются?» Воспитатель рассказывает, что
дикие животные сами находят себе еду.
Воспитатель просит найти фигурку кошки.
(Дети находят кошку и ставят ее на столе
отдельно от других животных.) Где живет кошка?
Кто-нибудь видел кошку в лесу? Что ест кошка?
Человек кормит ее молоком, мясом. Какой дикий
зверь похож на кошку? (Тигр, лев.) А кто видел
кошку в городе или поселке?
У кого из ребят дома есть кошка? Кто ее кормит и
чем? Люди кормят кошек молоком, мясом. Какое кошка
животное — домашнее или дикое?
Воспитатель предлагает детям найти
фигурку тигра и поставить его рядом с кошкой. Что
ест тигр? Может, ему кто-нибудь приносит молоко и
мясо? Нет, тигр сам охотится на других зверей. А
может ли он жить вместе с людьми? (Нет, его дом —
природа.) Значит, тигр — домашнее или дикое
животное?
Аналогичным образом воспитатель
обсуждает других представителей диких и
домашних животных, по возможности сравнивая их,
например: волка и собаку, свинью и дикого кабана.
В заключение воспитатель раздает детям
маски разных животных и предлагает всем
«домашним» животным собраться у домика или у
стола, а всем диким — у окошка (или в уголке
природы). Затем все обсуждают, правильно ли дети
определили свои места.
Возможен другой вариант: воспитатель
загадывает загадку, ребенок в маске животного, о
котором идет речь, ее отгадывает и подходит к
домику. Примеры загадок:
— Зверь рогат, молоком богат. (Корова)
— Мяукает громко и прыгает ловко,
— Мягоньки лапки, но остры царапки. (Кошка)
— Дом хозяйский охраняет,
На чужого громко лает. (Собака)
— Розовый пятачок, хвост похож на
крючок. (Поросенок)
— Возит всех, кто ни попросит, ей хозяин
сено носит. (Лошадь)
В заключение воспитатель еще раз
обобщает, вспоминая вместе с детьми, какие
животные называются домашними, а какие — дикими.
Что в мешочке?
На прогулке дети собирают разные плоды,
семена, кусочки коры, камешки и складывают их в
коробочку. В конце прогулки воспитатель
предлагает им рассмотреть содержимое коробочки,
вспомнить, кто что нашел. Затем наиболее крупные
и не очень хрупкие предметы складываются в
мешочек. Детям предлагается по очереди на ощупь
отгадать название плода, семени или природного
объекта.
Например: «Миша, опусти, пожалуйста, руку в
мешочек и вынь шишку».
Или: «Маша, что ты нащупала?»
Мешочек можно пополнять домашними находками
детей.
Загадки природы
Педагог дает описание какого-нибудь объекта
природы, а дети отгадывают, о чем идет речь, и
находят этот объект на территории (в уголке
природы). Например:
— То, о чем я говорю, большое, гладкое,
прочное и твердое. Если солнышко греет, он теплый.
Если на улице холодно, то и он холодный. (Камень.)
— То, о чем я говорю, небольшое, круглое,
красное, висит на веточке. Ее любят есть снегири. (Рябина.)
— То, о чем я говорю, может быть сухим и
мокрым. Из него получаются отличные куличики и
замки. (Песок.)
— То, о чем я говорю, сегодня ярко светит
у нас над головой (спряталось за тучку). Оно не
только светит, но и греет нас своими лучиками. (Солнце.)
— Тот, о ком я говорю, прыгает на двух
лапках и ищет зернышки, крошки. У него коричневые
перышки и он говорит: «Чик-чирик!» (Воробей.)
Для того чтобы детям было легче
отгадать, о чем идет речь, воспитатель может
подводить их к объекту, о котором говорит.
(Например, к рябине, камню, участку, где прыгает
воробей, и т.п.)
Если детям такая игра нравится, они могут
попробовать придумать загадки такого типа (при
необходимости с помощью воспитателя).