Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2010
Экологические игры можно использовать не только на занятиях по экологии и знакомству с окружающим миром, но и на занятиях по развитию речи, по математике (предметы природного мира не только определяются, но и пересчитываются), а также во время прогулок, детских праздников и детско-родительских досугов, уличных развлечений.

Экологические игры Натальи Рыжовой

Дикие и домашние

Воспитатель показывает детям рисунок с изображением дома и спрашивает, кто в нем может жить (человек, люди, папа, мама, бабушка, дедушка и т.п.). Затем предлагает рассмотреть пейзаж и спрашивает, кто может жить в таком лесу (на лугу, в тундре). Содержание рисунка зависит от особенностей природной зоны, в которой находится детский сад.
Воспитатель выставляет на стол игрушки: лошадку, корову, собаку, кошку, зайца, лису, белку, волка, тигра. (Игрушки можно заменить рисунками, но детям интереснее работать с игрушками.)
Воспитатель просит назвать животных, которых дети знают, и спрашивает, кто из этих животных живет рядом с человеком. Затем предлагает каждому ребенку по очереди взять одно животное и поставить его на большой рисунок с домом, если это животное живет рядом с человеком, или же поместить на рисунок с пейзажем, если оно обитает в лесу (на лугу, в тундре и т.п.). Если дети затрудняются с определением места нахождения какого-либо животного, воспитатель задает наводящие вопросы.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина кофе "Coffeerelax". В каталоге товаров представлен широкий ассортимент кофе - кофе Covim в зёрнах, в чалдах, в капсулах, молотый кофе, растворимый, а также чай, бумажные стаканы и крышки, сахар в стиках, средства от накипи. Гарантия качества, низкие цены и скидки, доставка по Киеву и другим городам Украины. Посмотреть цены и оформить заказ Вы сможете по ссылке: http://coffeerelax.com.ua/.

Примерные вопросы

— Это животное может жить в лесу, без помощи человека?
— Что оно ест?
— Как оно защищается?

Когда все животные поделены на две группы, воспитатель обобщает: есть животные, которые всегда живут рядом с человеком, они называются «домашними». Где у нас находятся домашние животные? (Дети показывают на рисунок с домом.) Как они называются? (Дети перечисляют животных, которые размещены на листе с домом.)

Воспитатель продолжает: «А животные, которые живут сами по себе, без помощи человека, в лесу, на лугу, в тундре, в степи, называются «дикими». Где у нас находятся дикие животные? Как они называются?» Воспитатель рассказывает, что дикие животные сами находят себе еду.

Воспитатель просит найти фигурку кошки. (Дети находят кошку и ставят ее на столе отдельно от других животных.) Где живет кошка? Кто-нибудь видел кошку в лесу? Что ест кошка? Человек кормит ее молоком, мясом. Какой дикий зверь похож на кошку? (Тигр, лев.) А кто видел кошку в городе или поселке?
У кого из ребят дома есть кошка? Кто ее кормит и чем? Люди кормят кошек молоком, мясом. Какое кошка животное — домашнее или дикое?

Воспитатель предлагает детям найти фигурку тигра и поставить его рядом с кошкой. Что ест тигр? Может, ему кто-нибудь приносит молоко и мясо? Нет, тигр сам охотится на других зверей. А может ли он жить вместе с людьми? (Нет, его дом — природа.) Значит, тигр — домашнее или дикое животное?

Аналогичным образом воспитатель обсуждает других представителей диких и домашних животных, по возможности сравнивая их, например: волка и собаку, свинью и дикого кабана.

В заключение воспитатель раздает детям маски разных животных и предлагает всем «домашним» животным собраться у домика или у стола, а всем диким — у окошка (или в уголке природы). Затем все обсуждают, правильно ли дети определили свои места.

Возможен другой вариант: воспитатель загадывает загадку, ребенок в маске животного, о котором идет речь, ее отгадывает и подходит к домику. Примеры загадок:

— Зверь рогат, молоком богат. (Корова)

— Мяукает громко и прыгает ловко,
— Мягоньки лапки, но остры царапки.  (Кошка)

— Дом хозяйский охраняет,
На чужого громко лает.  (Собака)

— Розовый пятачок, хвост похож на крючок. (Поросенок)

— Возит всех, кто ни попросит, ей хозяин сено носит.  (Лошадь)

В заключение воспитатель еще раз обобщает, вспоминая вместе с детьми, какие животные называются домашними, а какие — дикими.

Что в мешочке?

На прогулке дети собирают разные плоды, семена, кусочки коры, камешки и складывают их в коробочку. В конце прогулки воспитатель предлагает им рассмотреть содержимое коробочки, вспомнить, кто что нашел. Затем наиболее крупные и не очень хрупкие предметы складываются в мешочек. Детям предлагается по очереди на ощупь отгадать название плода, семени или природного объекта.
Например: «Миша, опусти, пожалуйста, руку в мешочек и вынь шишку».
Или: «Маша, что ты нащупала?»
Мешочек можно пополнять домашними находками детей.

Загадки природы

Педагог дает описание какого-нибудь объекта природы, а дети отгадывают, о чем идет речь, и находят этот объект на территории (в уголке природы). Например:

— То, о чем я говорю, большое, гладкое, прочное и твердое. Если солнышко греет, он теплый. Если на улице холодно, то и он холодный. (Камень.)

— То, о чем я говорю, небольшое, круглое, красное, висит на веточке. Ее любят есть снегири. (Рябина.)

— То, о чем я говорю, может быть сухим и мокрым. Из него получаются отличные куличики и замки. (Песок.)

— То, о чем я говорю, сегодня ярко светит у нас над головой (спряталось за тучку). Оно не только светит, но и греет нас своими лучиками. (Солнце.)

— Тот, о ком я говорю, прыгает на двух лапках и ищет зернышки, крошки. У него коричневые перышки и он говорит: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Для того чтобы детям было легче отгадать, о чем идет речь, воспитатель может подводить их к объекту, о котором говорит. (Например, к рябине, камню, участку, где прыгает воробей, и т.п.)

Если детям такая игра нравится, они могут попробовать придумать загадки такого типа (при необходимости с помощью воспитателя).

Рейтинг@Mail.ru