Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2010
Предлагаемые подвижные игры способствуют развитию произвольного поведения и воображения у старших дошкольников, ослабляют психоэмоциональное напряжение, снимают агрессию.

Принцы, принцессы, гномы и великаны

«Заколдованная Принцесса»

Педагогические задачи: упражнять детей в беге; учить изображать различные психологические состояния и эмоции с помощью мимики, характерных поз и движений.

Игровые роли: добрая Фея, заколдованная Принцесса (ловишка), жители Сказочного королевства (остальные дети).

Оборудование: большой мягкий модуль в форме кольца (замок Принцессы), «волшебная палочка» для Феи, дудочка (музыкальная игрушка), аудиозапись с музыкой релаксационного характера.

Описание игры

Дети проходят в зал и встают в круг. Педагог сообщает название новой игры. При помощи считалки из девочек-участниц выбирают Принцессу и Фею. Принцесса придумывает для себя имя. Остальным участникам игры предлагается представить себя в роли жителей Сказочного королевства: Русалочки, Дюймовочки, Гнома, Кота в сапогах и других положительных персонажей, знакомых детям по сказкам. Все дети по очереди называют персонажа, которого они для себя выбрали, и представляют его с помощью характерных движений (реверанс, поклон и т.п.).

Заколдованная Принцесса располагается в замке — в центре модуля, который находится у дальней стены от входа в зал. Принцесса с помощью мимики и движений показывает, что она коварна. Фея располагается у противоположной стороны зала.

Там же остальные играющие строятся цепочкой, положив друг другу руки на плечи.

Педагог. Добрую принцессу Эмилию (вариант имени, предложенный ребенком) заколдовала злая волшебница. Принцесса стала подстерегать жителей Сказочного королевства, чтобы заточить их в своем неприступном замке.

Под музыку дети прогуливаются — движутся «паровозиком» (руки на плечах впереди идущего) по периметру зала. По окончании музыки все разбегаются. Принцесса выходит из своего замка, ловит и «пленит» игроков: те, кого задела Принцесса, удаляются в замок.

После того как Принцесса осалит 6–7 игроков, звучит сигнал дудочки, означающий появление Феи. Фея прикосновением волшебной палочки «снимает чары» с заколдованной Принцессы, и та, улыбнувшись, отпускает пленников. Все встают в круг. После обсуждения игры выбирают новых персонажей. Игра повторяется.

Примечание

При обсуждении игры нужно обратить внимание детей на удачное перевоплощение Принцессы из «злой» в «добрую». Обсудить с воспитанниками, при помощи каких средств Принцессе удалось удачное перевоплощение. Для конструирования замка можно использовать стулья.

«Заколдованный Принц»

Педагогические задачи: упражнять в беге с препятствиями; способствовать развитию внимания, ловкости; закреплять навыки корректного и честного поведения во время игры.

Успешное решение поставленных задач проявляется в желании детей организовать игру самостоятельно, в свободное время.

Роли участников игры: Принц (ловишка), жители Сказочного королевства (дети), Фея.

Оборудование: мягкий модуль в форме кольца (замок); мягкие кубы высотой 30 сантиметров (волшебные камни); «волшебная палочка»; аудиозапись с музыкой релаксационного характера.

Описание игры

По залу произвольно расставлены кубы. У дальней стены от входа в зал располагается «замок». Дети проходят в зал и встают в круг. Педагог сообщает название игры. При помощи считалки из мальчиков выбирают Принца, а из девочек — Фею. Принц придумывает себе имя и удаляется в замок. Остальные игроки «перевоплощаются» в жителей Сказочного королевства. Фея встает у противоположной от замка стены.

Педагог. Отважного и доброго принца Христиана (вариант имени, предложенный ребенком) злой колдун лишил великодушного сердца. Сердце Принца стало каменным. Принц забыл своих друзей. С тех пор все, кого коснется рука заколдованного Принца, превращаются в каменного стража его замка. Помогают Принцу в колдовстве волшебные камни. Принц расставил их по всему Сказочному королевству. Тот, кто коснется камня, становится каменным стражем замка.

Под музыку дети произвольно ходят по залу. По окончании музыки дети разбегаются.

Принц старается догнать их, задеть рукой и увести к своему замку. Пойманные ловишкой или задевшие куб дети остаются у замка до окончания игры. Они должны стоять неподвижно, изображая каменных стражников. После того как Принц заколдовал 6–7 игроков, звучит сигнал дудочки, останавливающий игру. Принц удаляется в «замок». Фея при помощи волшебной палочки «снимает чары» с заколдованного Принца. Принц дружеским рукопожатием расколдовывает каждого пленника. Все встают в круг. После обсуждения игры выбирают новых водящих.

Игра повторяется.

Примечание

Во время игры педагог наблюдает за тем, чтобы дети, задевшие куб, выходили из игры, отмечает тех, кто это сделал самостоятельно. Акцент делается и на то, что у замка все пленники стоят неподвижно. При обсуждении игры педагог поддерживает всех участников, отмечая ловкость одних игроков и безукоризненное выполнение правил другими игроками.

«Волшебный колодец»

Педагогические задачи: совершенствовать навыки бега в ограниченном пространстве зала; упражнять в осуществлении самоконтроля во время игрового взаимодействия; развивать ловкость; способствовать проявлению товарищеских чувств во время игрового взаимодействия.

Роли участников игры: Тролль (ловишка), гномы (остальные участники игры).

Оборудование: большой мягкий модуль в форме кольца («колодец»); деревянная дуга (вход в пещеру Тролля); барабан (музыкальная игрушка).

Описание игры

В центре зала расположен волшебный колодец (кольцо). У дальней стены от входа в зал — пещера Тролля. Вход в пещеру через дугу.
Педагог сообщает название игры.
По считалке выбирают Тролля. Остальные дети — гномы.

Педагог. Рядом с Королевством гномов, в пещере, поселился Тролль-король. Он внезапно появляется в Королевстве, вылавливает гномов и прячет от друзей в своей пещере. Есть в Королевстве гномов волшебный колодец. Тот из гномов, кто укрылся в колодце, становится невидимым для глаз Тролля. Но находиться внутри колодца можно только по одному. Сидя в колодце, нужно досчитать до трех и покинуть убежище, предоставив возможность укрыться другому гному. Прятаться в колодце каждый гном может только один раз. Тролль не может входить в колодец и не должен сторожить притаившегося гнома, поскольку для Тролля колодец невидим!
Пойманных пленников Тролль отводит в пещеру (дети проползают на четвереньках под дугой).

Тролль удаляется в пещеру. Дети под музыку, взявшись за руки, ходят вокруг кольца.

По окончании музыки дети разбегаются в разные стороны. Тролль покидает пещеру через вход (дуга), старается поймать гномов и увести в свою пещеру. По сигналу барабана погоня прекращается. Тролль возвращается в жилище и пересчитывает добычу. Дети с педагогом подходят к пещере «выкупать» своих друзей.

Тролль-король!
Стань добрей,
Отпусти друзей!

Тролль просит выкуп в виде стихотворения, песни или танца. После выкупа пленники выходят на свободу. Все играющие встают в круг для обсуждения игры. Выбирается новый Тролль-король и игра повторяется.

Примечание

Во время обсуждения игры педагог обращает внимание детей на то, насколько честно использовали дети спасительный колодец (один раз и определенное время), а также насколько точно выполнял правила Тролль (не сторожил укрывающегося).

«Ловкие гномы»

Педагогические задачи: упражнять в беге; развивать ловкость, внимание; вызывать желание выручать товарищей, проявляя решительность, смекалку.

Роли участников игры: Великан Черногор (ловишка), гномы (остальные дети).

Оборудование: 3–4 обруча средней величины; барабан (музыкальная игрушка); высокий деревянный куб (гора).

Описание игры

У дальней стены от входа, в углу, располагается куб — гора, на которой возвышается Великан Черногор. Неподалеку от горы, на расстоянии одного метра друг от друга, лежат три обруча для пленения пойманных гномов. Дети проходят в зал, встают в круг, выбирают Великана, который отправляется на возвышение. Гномы водят хоровод со словами:

Дружный маленький народ
Водит шумный хоровод.
Из-за леса, из-за гор
Появился Черногор!

После окончания слов все разбегаются. Великан спускается с куба, ловит гномов и отводит в кольца пленников (оставляет в обруче). Оставив пленника, Черногор отправляется ловить других. Сторожить пленников не нужно. Пойманного товарища могут выручить другие дети, если успеют подбежать, поднять обруч и, сняв его с пленника через голову, положить на пол. По сигналу барабана погоня прекращается, и Черногор отправляется на свою гору. После сигнала к окончанию игры освобождать пленников нельзя. Оставшихся пленников «выкупают» при помощи песни, стихотворения или танца.

Примечание

При обсуждении игры педагог словами поощряет тех, кто неоднократно выручал своих товарищей из «плена».

Рейтинг@Mail.ru