Куклы, сделанные воспитанниками
кружка «Исторический кукольный театр»
Государственного исторического музея. Педагог
Татьяна Муравьева
История четвертая
Как Юрий Долгорукий Москву основал
Путешествие в Древнюю Русь
казитель. Ехал
князь Юрий Владимирович Долгорукий из
Новгородских земель в славный город Суздаль.
Ехали с князем его дружинники, ехали бояре,
следом поспевали слуги.
И был среди бояр мудрый и ученый человек по имени
Василий.
Заехал князь в густой, темный лес.
Оказался на краю топкого болота.
Вдруг поднялся над болотом туман.
Сгустился туман и превратился в неведомого
трехголового зверя.
Остановился князь.
Попятились дружина, бояре и слуги.
Князь. Что за диво?
Дружинник. Не ведаем, князь!
Боярин. Смотрите, а зверь-то
красивый!
Другой дружинник. И шкура у него
пестрая!
Сказитель. Тут зверь снова
превратился в туман и исчез, будто его и не было.
Поехали князь, дружина, бояре и слуги дальше.
Поднялись на высокий холм.
У подножия того холма текла большая река по имени
Москва, и впадала в нее речка поменьше, по имени
Неглинка.
Остановились князь и его люди на ночлег,
раскинули шатры.
Но не спится князю в его узорном шатре.
Позвал он мудрого человека Василия и спросил:
Князь. Скажи, мудрый человек, что
означает видение, явившееся нам нынче?
Василий. Великий князь! Означает оно,
что построишь ты на этом месте новый город.
Князь. А что означают три головы у
зверя?
Василий. Означают они, что будет тот
город треугольным.
Князь. А почему у зверя пестрая
шкура?
Василий. Потому что будут в том
городе жить люди разных племен.
Князь. Ну а почему зверь большой и
красивый, я и сам понимаю: будет новый город велик
и прекрасен.
Сказитель. Наступило утро.
Вышел князь из шатра, окинул взором широкие дали
по берегам Москвы-реки и за Неглинкою.
Князь. Хороши здешние места! Не найти
лучших для нового города!
Сказитель. Приказал князь созвать
умелых мастеров-плотников.
Прибыли плотники со всех концов Русской земли.
Застучали топоры.
Поднялся на холме город — треугольный, большой и
красивый.
И дали тому городу имя — Москва.
|
Путешествие в Древнюю Русь
Познавательный материал для
педагогов
Легенда о возникновении Москвы
Москва — древний город. Когда она
появилась — никто не знает. Первое упоминание о
ней в летописи относится к 1147 году. Летописец
сообщает, что суздальский князь Юрий
Владимирович по прозванию Долгорукий,
возвращаясь из военного похода, сделал остановку
на берегу Москвы-реки и послал оттуда своему
родственнику и союзнику князю Святославу
грамоту, в которой было написано: «Приди ко мне,
брате, в Москов». А когда Святослав прибыл со
своей дружиной, Юрий Долгорукий устроил для них
«обед силен».
Вне всякого сомнения, Москва в то время уже
существовала и была достаточно значительным
поселением, в котором могли разместиться и
пировать два князя со своими дружинами. Юрию
Долгорукому было известно и название этого
поселения — Москов.
Однако Юрия Долгорукого не случайно называют
основателем Москвы. Именно он в 1156 году воздвиг
первый московский Кремль — стены и башни из
сосновых бревен, превратив поселение в город.
Позже, когда Москва уже стала столицей обширного
и могущественного государства, люди, вспоминая о
ее начале, говорили: «И кто про то знал, что Москве
царством быти, государством слыти?».
Об основании Москвы стали складывать легенды, в
которых история смешивалась с поэтической
фантазией, достоверные факты обрастали
сказочными подробностями.
Одна из таких легенд положена в основу сценария
нашего спектакля.
Путешествия в Древней Руси
Во времена Древней Руси путешествовали
в основном по рекам.
Но Юрий Долгорукий, согласно легенде, едет из
Новгорода в Суздаль посуху. Такие путешествия
были гораздо труднее и опаснее, чем по воде.
Большая часть русских земель была тогда покрыта
дремучими лесами, летом путнику преграждали
дорогу топкие болота и разлившиеся реки, зимой —
глубокие снега, в которых, по словам
современника, кони вязли «по чрево», а люди «по
пазуху».
Сухопутных дорог в современном понимании этого
слова, по мнению исследователей, в Древней Руси
не было. И решившиеся на путешествие должны были
сами «торить» для себя дорогу: вырубать просеки,
строить мосты, гатить болота. Но поскольку
путешествия такие совершались редко, то просеки
вновь зарастали, мосты разрушались, гати
сгнивали. Самое слово «путь» в то время означало
«направление», а «дорога» — путь, по которому
только что кто-то прошел.
Новгородский кремль
Конечно, такие путешествия могли
совершать только князья, которые имели
возможность послать впереди себя отряд, чтобы
проторить дорогу, и каждое такое путешествие
отмечается в летописях как особый подвиг. Путь от
Курска до Киева занимал три недели.
Путешествия посуху совершались верхом, на санях
или в повозках. Сани имели сильно загнутые
деревянные полозья, к которым при помощи стояков
— копыльев — крепился кузов. В санях ездили не
только зимой, но и летом, полозья могут скользить
по траве.
Использовались и колесные повозки — колы. Кола
могла быть открытой или закрытой. Колеса
делались из сплошного дерева, позже — в виде
обода со спицами. Как выглядели колы, доподлинно
неизвестно.
Декорации к спектаклю
В спектакле князь Юрий едет из Новгорода
в Суздаль. Значит, на разных концах сценической
площадки можно создать условное изображение
этих древних русских городов. В ту пору их еще
называли белокаменными.
Время основания Москвы приходится на период
после крещения Руси. Поэтому среди строений
древнерусских городов того времени уже были
храмы.
Ильинский храм в Суздале
А основную, среднюю часть декорации
будет занимать изображение дремучего леса.
Декорацию леса лучше нарисовать на внутреннем
занавесе.
В конце спектакля этот занавес открывается: за
ним до времени была скрыта декорация нового
города — Москвы.
Несмотря на то что Москва изначально была
деревянной, условности спектакля позволяют
предъявить детям узнаваемый образ «кирпичного
города». Это тот город, который мы знаем и любим,
который впоследствии вырос на месте деревянной,
а потом — и белокаменной Москвы.
А.Васнецов. Московский Кремль при
Иване Калите
А.Васнецов. Московский Кремль при
Дмитрии Донском
Делаем кукол
Давайте перечислим персонажей
спектакля: Юрий Долгорукий, мудрец Василий,
дружинники, зверь троеглавый, плотники.
Юрий Долгорукий
Юрий Долгорукий был седьмым сыном
Великого киевского князя Владимира Мономаха.
Отец отдал ему во владение Владимиро-Суздальские
земли, расположенные на северо-востоке Руси. Эти
земли называли еще Залесской Русью, поскольку
лежали они посреди дремучих лесов.
Юрий Долгорукий основал в Залесской Руси новые
города, существующие и поныне, —
Переславль-Залесский, Дмитров и, как вы уже
знаете, возвел укрепления в Москве.
Однако Юрий не был доволен своим положением и
стремился занять киевский престол, хотя и был
одним из младших сыновей Великого князя. За свои
столь дальние устремления он и получил прозвище
— Долгорукий.
Юрий Долгорукий вел длительную борьбу со своими
братьями и в конце концов, незадолго до своей
смерти, все-таки занял киевский престол.
Московские укрепления он возвел, уже будучи
князем Киевским.
Портретов Юрия Долгорукого не сохранилось.
Согласно описанию, он был высок ростом, дороден и
красив.
Князь в Древней Руси был прежде всего
предводителем дружины, военным вождем. Юрий
Долгорукий остановился на Москве-реке,
возвращаясь из военного похода, поэтому наша
кукла должна быть одета по-походному.
Шлем Великого князя
Ярослава Всеволодовича, XIII век
|
На голове у Юрия — шлем.
Древнерусские шлемы имели форму так называемого
«шишака».
Княжеский шлем мог быть богато украшен.
В Оружейной палате можно увидеть шлем,
принадлежавший князю Ярославу, родственнику
Юрия Долгорукого. Этот шлем украшен
позолоченными накладками, спереди прикреплена
иконка Михаила Архангела. Архангел Михаил —
предводитель небесного воинства, почитался как
покровитель воинов земных.
Благодаря красному плащу князь сразу выделялся
среди своих дружинников.
Грек Василий
О мудром человеке Василии,
сопровождавшем Юрия Долгорукого, говорится, что
он был греком, то есть выходцем из Византии.
В древности могущественным государством была
Римская империя, подчинившая себе значительную
часть мира. Но со временем Римская империя
ослабела, распалась на две части — Западную и
Восточную. Западная была уничтожена племенами
варваров, а Восточная продолжала существовать
под названием Византии.
Византия оказалась наследницей культуры Древней
Греции и Древнего Рима.
Взаимоотношения Древней Руси и Византии были
тесными и сложными. Два государства то воевали,
то заключали мир и объединялись против общих
врагов, торговали, обменивались культурными
достижениями.
Из Византии на Русь пришла христианская вера.
Окрестил Русь князь Владимир — предок Юрия
Долгорукого. Ученые греки часто приезжали на
Русь.
Наиболее образованными людьми того времени были
монахи.
Василий, скорее всего, был монахом, поскольку
именно монахи в Древней Руси были наиболее
образованными – «книжными» людьми. Монашеское
облачение состоит из рясы – длинного одеяния
черного цвета, плаща-мантии, застегнутого под
горлом, и головного убора – куколя. Куколь по
форме похож на шлем воина, что должно напоминать
о борьбе за спасение души.
Создавая куклу-Василия, подчеркнем его греческое
происхождение — смуглый цвет лица, темные глаза.
Мудрый грек, вероятно, был уже не молод, поэтому
бороду и усы сделаем ему седыми — из белых или
светло-серых ниток.
Он одет в монашеское облачение.
Дружинники
Русь времен Юрия Долгорукого делилась
на множество отдельных княжеств, каждым из
которых управлял свой князь. Каждый князь имел
собственное войско — дружину. Дружина делилась
на «старшую» и «молодшую». В старшую дружину
входили родовитые, богатые бояре. Они составляли
«совет» князя, без их согласия князь не мог
принимать важных решений. Молодшая дружина
состояла из менее знатных воинов, которые
зависели от князя.
Нам нужно сделать несколько кукол-дружинников.
Количество их зависит от количества участников
спектакля, но дружинников должно быть не менее
трех.
Костюм дружинника представляет собой доспехи,
которые защищали воина в бою. Под доспехи
надевалась рубаха.
На Руси издавна существовало две
разновидности доспехов — кольчуги и брони.
Кольчуга состоит из мелких проволочных колец. На
изготовление кольчуги уходило до двух тысяч
колец. Мастер-кольчужник работал над ней не менее
года. Кольчуга весила до десяти килограмм.
Брони состояли из довольно крупных
металлических пластин.
Часть наших дружинников мы оденем в брони, часть
— в кольчуги.
К шлему прикрепляется кольчатая сетка — бармица,
которая защищала от ударов шею воина.
Обязательной частью воинского костюма был плащ.
Простой походный плащ представлял собой
прямоугольный кусок ткани, который набрасывался
на плечи и скреплялся застежкой-фибулой.
Одежду в Древней Руси обязательно подпоясывали.
Пояс воина был кожаным, застегивался при помощи
пряжки. Дорогой пояс мог быть украшен
металлическими накладками.
Древнерусское оружие
|
Плащи для дружинников делаем так же, как
и плащ Юрия Долгорукого, только не красного, а
более приглушенного цвета — коричневые, синие,
темно-зеленые.
Наиболее знатные и богатые воины могли, как и
князь, быть вооружены мечами. Но, как уже было
сказано, мечи были дорогими. Поэтому большая
часть войска была вооружена копьями. Наконечники
копья имели разную форму. Наконечник надевался
на длинное — выше человеческого роста — древко.
Когда войско шло в поход, копья стояли над
головами воинов подобно лесу.
В качестве оружия использовались и боевые
топоры. Боевой топор меньше и легче топора
рабочего.
Меч, копье, боевой топор — это оружие ближнего
боя. А стреляли из лука стрелами.
Важной частью вооружения древнерусского воина
был щит. Щиты делали из дерева или прочной кожи,
натянутой на раму, центр щита укрепляли железным
умбоном. Щиты были круглой или миндалевидной
формы.
Кони
Князь и дружина отправлялись в поход на
конях.
Конь вырезается из плотного картона и
раскрашивается. Чтобы раскрасить коней
правильно, надо знать их основные масти, для
каждой из которых характерно свое сочетание
цвета шерсти коня и цвета хвоста и гривы (хвост и
гриву специалисты называют «навес»).
Конь гнедой масти имеет темно-рыжую шерсть и
черный навес; буланой — светло-желтую шерсть с
темно-бурым навесом. Саврасый конь похож на
буланого, но у него белые брюхо и ноги. Серый конь
с черным навесом называется мышастым. Очень
эффектна серая масть в яблоках — с большими
более светлыми круглыми пятнами. Полностью
черный конь называется вороным, черный с
проседью — сивым. Красивая, редко встречающаяся
масть — игреневая — с рыжей шерстью и белым
навесом. Но самая редкая масть — чисто-белая.
Белый конь и в жизни, и в фольклоре играл особую
роль — он был атрибутом княжеской власти,
помощником сказочного витязя, олицетворением
светлой силы героя-победителя.
Для того чтобы всадник мог управлять конем, на
коня надевается узда.
Кроме узды, конский убор мог включать в себя
украшения.
Узду и украшения можно нарисовать или
наклеить в технике аппликации.
Всадник устанавливается на две поперечные
подставки. Пространство под брюхом коня лучше не
вырезать, иначе фигурка будет неустойчивой.
Дружинники делаются так же, как и князь, различия
– в масти коня и цвете плащей (княжеский конь –
белый, плащ – красный).
Плотники
Плотницкое ремесло на Руси всегда
пользовалось особым уважением. Русь — лесная
страна, дерево было основным строительным
материалом. Плотники строили и жилые дома, и
храмы, и крепостные стены с башнями.
Плотник — мастер-ремесленник, его одежда —
одежда простого человека Древней Руси.
Как уже было сказано, основой древнерусского
костюма была рубаха. Рубаха простых людей шилась
из холста. Холст ткали из льна. Изготовление
холста было женской работой и требовало умения и
трудолюбия.
Рубаху украшали вышивкой. Пояс был тканым или
плетеным.
Инструмент плотника — топор.
Зверь троеглавый
В сказках, легендах всех народов
присутствуют фантастические существа,
наделенные чертами разных зверей. «Зверь
троеглавый» (представления о фантастических
существах, их образы в древнерусском искусстве, в
частности, в белокаменной резьбе
ростово-суздальской архитектуры).
Фрагмент белокаменной резьбы в
Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском.
Был сооружен в 1230–1234 гг., сыном Всеволода
Третьего (Большое Гнездо) Святославом
Строим древнерусский белокаменный
город с Виктором Копцевым
Изобразить Новгород и Суздаль, между
которыми путешествует Юрий Долгорукий, можно
несколькими способами: нарисовать, сделать
полуобъемное изображение на заднике сцены или
поставить с разных сторон сцены небольшие
макеты.
Мы познакомим читателей с созданием
макетов. При желании их можно наклеить на фон и
сделать полуобъемными.
Храмы, башни и палаты белокаменных
городов делаются из альбомных листов бумаги и
бумажных полос.
На схемах показано, как режется бумага,
как из нее моделируются разные формы —
прямоугольные призмы, кубы, цилиндры. Эти формы
составляют основу зданий. Из полосок бумаги
моделируются звонницы и купола.
Для того чтобы создать иллюзию
«каменного кружева», потребуется поработать
ножницами.
Образ древней Москвы создается с помощью
макета «кирпичного» города Древней Руси.
Детали макета белокаменного города
Древней Руси. Палаты
Детали макета белокаменного города
Древней Руси. Храмы. Кокольня
Детали макета белокаменного города
Древней Руси. Храмы. Терем.
Макет кирпичного города Древней Руси