Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2010
В прошлом номере мы рассказали о модификации методики «Бумажные домики», которую предложила Татьяна СМИРНОВА, психолог, автор программы «Игротерапия развития». В этом номере мы продолжим разговор о возможностях игр и занятий с постройками из бумаги.

В одном сказочном замке

Строим замок

Если ты «человечек» четырех-пяти лет, тебе для «нормальной» игровой жизни нужен домик. Но если ты принц или принцесса, лет так шести-семи от роду (а может быть — и постарше), тебе, безусловно, следует жить в замке. Так и солидней, и интереснее. А замок пусть бы стоял в защищенной крепости: мало ли что может случиться в сказочной жизни!
В том, чтобы жить в замке, нет ничего невозможного — если умеешь складывать бумагу и владеешь ножницами.

Технология изготовления замка

Замки и крепости делаются по тому же принципу, что и домики, — из двойного бумажного треугольника. Только для них требуется лист формата А3.

1. Первый этап такой же, как при изготовлении домиков: положить прямоугольный лист длинной стороной к себе, потянуть левый верхний угол вниз и совместить боковую сторону прямоугольника с линией основания.

После этого нужно прогладить сгиб и отрезать «лишнюю» полоску от листа, чтобы в результате остался сложенный вдвое треугольник. Лишнюю полоску откладываем в сторону: она нам еще пригодится.

2. Располагаем треугольник сгибом к себе. Так же, как при создании домика, нам нужно превратить плоскую фигуру в объемную. Достигается это за счет создания двух новых сгибов: нужно загнуть нижние углы треугольника.

В отличие от домиков здесь не требуется следить за тем, чтобы с каждой стороны были отогнуты фигуры одинаковой площади и чтобы углы встретились друг с другом. Домики должны быть симметричными, а для крепости это условие необязательно. Напротив: асимметрия может придать будущей конструкции оригинальный вид.
Итак, будущая крепость стоит.

3. Теперь наступает время для самой волнующей и ответственной части работы — для создания архитектурного абриса. Тем, кто еще не имеет опыта создания крепостей, сначала нужно сделать карандашный набросок будущей постройки: обозначить место замка, прорисовать его башни. Замок может походить на сооружения средневековой Европы или напоминать древнерусский город, а может создаваться без претензии походить на что-то реальное. С этой точки зрения будущая архитектурная композиция «обречена на успех». Главное — помнить: замок будет расположен в центральной части крепости.
Те, кто уже «возводил» подобные крепости и знаком с разными приемами вырезания, могут обойтись без предварительных набросков и прибегнуть к технике симметричного вырезания. Для этого забудем на время про отогнутые углы и согнем двойной треугольник еще раз пополам — обозначим сгибом линию высоты, или ось симметрии, а затем возьмем ножницы и начнем фигурное вырезание от верхней вершины.
Контуры замка и крепости готовы.

4. Теперь в центральной части крепости нарисуем ворота. Делаем надрез снизу вверх по линии симметрии ворот, а затем чуть надрезаем ворота сверху: один надрез делается влево, другой — вправо, чтобы ворота открывались.

5. Наступает самая приятная и интересная часть работы — украшение замка и его «заселение».

Замок готов.

6. Используя принцип двойного треугольника и симметричное вырезание, можно очень быстро создать сколь угодно сложную декорацию — с изображением леса, парка, городских домов, чудесных цветов и т.п.
При желании ребенок может создать себе целое «волшебное государство», пригодное для сюжетной или режиссерской игры.
Населить замок можно мелкими игрушками.

7. Теперь вспомним про оставшийся узкий прямоугольник. Прямоугольник сгибается пополам по длине и разрезается. Затем каждая полученная часть еще раз сгибается по длине — так, чтобы получился своеобразный бумажный карман. Карман приклеивается к отогнутым частям крепости разрезом вверх. У него двойное назначение. Во-первых, он придает больше устойчивости всей конструкции, во-вторых, это место для защитников замка. Чтобы карман выполнял последнюю функцию, нужно промазать клеем его боковые стороны.

Замок в психологической работе

1. При желании «заселение» замка можно превратить в диагностический процесс.
Детям раздаются листы с пиктограммами, изображающими эмоциональные состояния человека. Педагог (психолог) предлагает детям выбрать из всех рисунков те, которыми он может обозначить себя, маму, папу, других домашних, вырезать «личики» и наклеить в окошки замка.

Ведущий группы подходит к ребенку во время работы, и ребенок на ушко сообщает ему, какое личико кого изображает. Иногда ребенок может по собственной инициативе объяснить выбор пиктограммы. Например: «Это папа. Он, когда с работы приходит, сядет на диван и спит. Все время он спит». Или: «Это мой брат. Он поет все время. Поет, поет, поет. Надоело — а он все поет».
Если замок «строится» с целью диагностики личностного самоощущения ребенка, психологу (педагогу) нужно делать пометки.
Важно проследить, в какое место дети помещают пиктограмму, которой обозначили себя. Для дошкольника пяти-шести лет естественно поместить свой «портрет» в центре «мира», т.е. — в центральном окне замка. Если ребенок поступает по-другому и его пиктограмма оказывается в «тайном» боковом окошке или даже на внутренней стороне замка, это повод для более глубокой диагностики и разговора с родителями.

2. Создание защитников замка-крепости можно соединить с проведением социометрии в детской группе. Как в случае с заселением замка, каждому ребенку выдается лист с пиктограммами. Из него нужно выбрать пять изображений будущих защитников крепости и дать им имена детей из своей группы. Эти имена сообщаются на ушко психологу (педагогу), который фиксирует их в своей тетради.
Личики защитников вставляются в карман замка.

Игры с бумажными замками

Бумажные замки можно использовать для тех же игр, которые описаны в предыдущем номере применительно к домикам. Но есть и специфические, возможности для которых открываются только при создании крупной бумажной конструкции.

Рыцарский поединок

Проверено: размеры замка позволяют поставить внутрь «крепостного двора» детскую ногу.
Вызываются двое рыцарей со своими замками. Замки ставятся на расстоянии полушага друг от друга. Каждый рыцарь вставляет опорную ногу внутрь замка, затем рыцари сцепляются между собой руками.
Они могут как угодно тянуть друг друга руками, не меняя их положения и не сдвигая ногу внутри замка. (Вторая нога может «скакать» как угодно свободно.) Если опорная нога сдвинется с места, рыцарю засчитывается проигрыш.

Похищение сокровища

Один из рыцарей вызывается сделать свой замок хранилищем для сокровища. Сокровище (маленькая игрушка или коробочка) кладется в центре «крепостного двора». Рыцарь-защитник опускается на колени сзади замка и упирается в бедра руками.
Рыцарь-захватчик садится со стороны высокой стены замка. Его задача — выхватить сокровище. Рыцарь-защитник в ответ на движение рук противника выставляет свои руки, перекрывая доступ к сокровищу. Руки друг друга нельзя отпихивать. Никакие силовые действия не допускаются. Сокровище можно достать только с помощью ловкости и быстроты реакции.

Сражение

В этой игре замки как таковые не нужны и служат лишь фоновой декорацией. Для игры нужны только пиктограммы защитников крепости.
Игра напоминает игру в фантики.
Двое «военачальников» садятся за стол друг против друга и кладут на ладонь одну пиктограмму, после чего по очереди ударяют ладонью по столу снизу, ближе к краю. Пиктограмма при этом взлетает. Если она падает на стол лицом вниз, защитник считается убитым. Если ложится на стол лицом вверх, защитник жив. Побеждает тот, чьи потери за определенное до начала игры время окажутся меньше.

Вместо заключения

Одна из главных претензий к самодельным домикам и замкам, которую предъявляют противники методики, заключается в следующем: бумажные игрушки очень непрочны. Ребенок, играя в такие игрушки, не учится бережному обращению с ними.
Бережливость, конечно, важное качество.
Но, как показывает опыт, уязвимость бумажных игрушек — кажущаяся. Их жизнеспособность имеет очень важное основание: они сделаны руками ребенка, сделаны для игры и с учетом его игровых потребностей. А потому дети, как правило, наделяют такие предметы душой и относятся к ним очень нежно.
А то, что бумажную конструкцию в результате невольных повреждений можно легко воспроизвести заново или починить, причем силами самого ребенка, — не недостаток, а достоинство.
Что касается долговечности, это как с однолетними травами. Есть цветы, которые живут всего одно лето. Разве это повод считать их ненужными и неважными? А ведь часто они цветут гораздо красивее многолетников.

Фото Галины Соловьевой

Рейтинг@Mail.ru