С 2005 года наше дошкольное
образовательное учреждение работает в режиме
экспериментальной педагогической лаборатории.
Под руководством профессора Пермского
государственного педагогического университета
Л.В. Коломийченко мы занимаемся апробацией
«Программы социального развития детей
дошкольного возраста».
Закрытое
административно-территориальное образование
«Звездный» (ЗАТО «Звездный»), где мы живем, —
военный городок.
Для поселений подобного типа характерны
ограниченность социальных контактов и
отсутствие социально значимых традиций. В силу
специфики своей профессиональной деятельности
родители воспитанников, как правило, утрачивают
связь с традициями семейно-бытовой, народной
культуры. Многие из них проводят значительную
часть жизни по разным гарнизонам, ограничивая
себя в социальных привязанностях. Это рождает
определенные проблемы и в социальном развитии
детей.
На социальном развитии дошкольников из
военных городков сказывается и неравномерность
распределения воспитательных функций между
родителями. В силу специфики военной профессии
(отсутствие четко регламентированного рабочего
времени, частые сборы и т.д.) воспитанием детей
чаще занимаются женщины. Ограничение социальных
контактов общением с женщинами (и в детском саду,
и дома) зачастую приводит к утрированной
маскулинизации или, наоборот, феминизации
мальчиков, к искажению полоролевых ориентиров
девочек.
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "проглаза.ру". Вся информация про
глаза и их заболевания - строение глаза человека (статья, как устроен
человеческий глаз), офтальмология, консультация офтальмолога онлайн бесплатно,
болезни глаз, диагностика и лечение, процедуры и операции, проверка зрения,
глазные клиники и оптики Москвы, уход за кожей вокруг глаз и другая полезная
информация. Всё это Вы найдёте на сайте, который располагается по адресу:
http://proglaza.ru/.
Не менее существенной проблемой
закрытых городков является и то, что группа детей
детского сада практически в полном составе
переходит в начальную и далее — в среднюю школу.
В результате дети с низким социальным статусом
обречены пребывать в этом состоянии до окончания
учебы: и в дошкольном, и в школьном возрасте
чрезвычайно сильное влияние на взаимодействие
детей друг с другом оказывают социальные
стереотипы.
|
9 Мая — День Победы
|
Складываются устойчивые стереотипы и в
отношении дошкольного учреждения: детский сад —
единственное место, где за детьми присматривают
и где их развлекают, — зачастую воспринимается
потребительски. Родители перекладывают на него
все воспитательные функции. Отсутствие
стремления к взаимному диалогу снижает уровень
психолого-педагогической компетентности
родителей, а это неизбежно влечет за собой
существенные пробелы в семейном воспитании.
В Музее боевой славы
Но, даже проживая в условиях замкнутого
социального пространства, можно открывать для
детей новые социальные возможности, помогать им
утверждать себя в качестве субъектов социальной
культуры.
Для этого мы ведем работу по следующим
направлениям.
Разрабатываем и внедряем систему мер
по повышению психолого-педагогической и
социокультурной компетентности родителей. В
частности, предоставляем им возможности и
побуждаем к активному диалогу и деловому общению
по поводу воспитания детей.
Используем формы и методы работы,
повышающие статус профессии «военный» в
сознании детей, налаживаем диалог поколений:
рассказываем о военных династиях «Звездного»,
организуем «тимуровские акции» и встречи с
ветеранами, открыли Музеи боевой славы.
По возможности расширяем социальные
контакты и социальный опыт своих воспитанников:
приглашаем в детский сад театральные коллективы
и интересных людей, вывозим детей в гости в
другие детские сады за пределами городка.
Ведем серьезную работу по коррекции
межличностного взаимодействия детей, по
формированию их социального интеллекта:
предоставляем всем детям роли во время
праздников, проводим специальные игры-тренинги,
помогаем каждому ребенку пережить чувство
успешности.
Следим за тем, чтобы педагоги детского
сада тоже расширяли свои социальные контакты и
постоянно повышали свою профессиональную
квалификацию. Мы постоянно командируем
специалистов детского сада в другие города
Пермского края (Нытва, Карагай, Добрянка, Пермь,
Чусовой, Чайковский, Кунгур и др.) для обмена
опытом с коллегами и принимаем гостей у себя.
Наши практики постоянно
выявляют те или иные проблемы, а научный
руководитель помогает провести проблемно
ориентированный анализ, сформулировать новые
задачи развития детского сада и наметить пути
решения поставленных задач.
Мы убедились: эксперименты необходимы
для развития педагогической практики и системы
дошкольного образования. Экспериментальный
режим, в котором живет наш коллектив, помогает
нам и нашим детям преодолевать сложности жизни.
Мы представляем фотомонтаж из архива
детского сада № 4,
посвященный приобщению детей к одной из самых
важных героических страниц отечественной
истории,
связанной с военными подвигами наших солдат в
Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.