Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2010

Мы живем в военном городке

С 2005 года наше дошкольное образовательное учреждение работает в режиме экспериментальной педагогической лаборатории. Под руководством профессора Пермского государственного педагогического университета Л.В. Коломийченко мы занимаемся апробацией «Программы социального развития детей дошкольного возраста».

Закрытое административно-территориальное образование «Звездный» (ЗАТО «Звездный»), где мы живем, — военный городок.

Для поселений подобного типа характерны ограниченность социальных контактов и отсутствие социально значимых традиций. В силу специфики своей профессиональной деятельности родители воспитанников, как правило, утрачивают связь с традициями семейно-бытовой, народной культуры. Многие из них проводят значительную часть жизни по разным гарнизонам, ограничивая себя в социальных привязанностях. Это рождает определенные проблемы и в социальном развитии детей.

На социальном развитии дошкольников из военных городков сказывается и неравномерность распределения воспитательных функций между родителями. В силу специфики военной профессии (отсутствие четко регламентированного рабочего времени, частые сборы и т.д.) воспитанием детей чаще занимаются женщины. Ограничение социальных контактов общением с женщинами (и в детском саду, и дома) зачастую приводит к утрированной маскулинизации или, наоборот, феминизации мальчиков, к искажению полоролевых ориентиров девочек.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "проглаза.ру". Вся информация про глаза и их заболевания - строение глаза человека (статья, как устроен человеческий глаз), офтальмология, консультация офтальмолога онлайн бесплатно, болезни глаз, диагностика и лечение, процедуры и операции, проверка зрения, глазные клиники и оптики Москвы, уход за кожей вокруг глаз и другая полезная информация. Всё это Вы найдёте на сайте, который располагается по адресу: http://proglaza.ru/.

Не менее существенной проблемой закрытых городков является и то, что группа детей детского сада практически в полном составе переходит в начальную и далее — в среднюю школу. В результате дети с низким социальным статусом обречены пребывать в этом состоянии до окончания учебы: и в дошкольном, и в школьном возрасте чрезвычайно сильное влияние на взаимодействие детей друг с другом оказывают социальные стереотипы.

9 Мая — День Победы

Складываются устойчивые стереотипы и в отношении дошкольного учреждения: детский сад — единственное место, где за детьми присматривают и где их развлекают, — зачастую воспринимается потребительски. Родители перекладывают на него все воспитательные функции. Отсутствие стремления к взаимному диалогу снижает уровень психолого-педагогической компетентности родителей, а это неизбежно влечет за собой существенные пробелы в семейном воспитании.

В Музее боевой славы

Но, даже проживая в условиях замкнутого социального пространства, можно открывать для детей новые социальные возможности, помогать им утверждать себя в качестве субъектов социальной культуры.

Для этого мы ведем работу по следующим направлениям.

  • Разрабатываем и внедряем систему мер по повышению психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей. В частности, предоставляем им возможности и побуждаем к активному диалогу и деловому общению по поводу воспитания детей.

  • Используем формы и методы работы, повышающие статус профессии «военный» в сознании детей, налаживаем диалог поколений: рассказываем о военных династиях «Звездного», организуем «тимуровские акции» и встречи с ветеранами, открыли Музеи боевой славы.

  • По возможности расширяем социальные контакты и социальный опыт своих воспитанников: приглашаем в детский сад театральные коллективы и интересных людей, вывозим детей в гости в другие детские сады за пределами городка.

  • Ведем серьезную работу по коррекции межличностного взаимодействия детей, по формированию их социального интеллекта: предоставляем всем детям роли во время праздников, проводим специальные игры-тренинги, помогаем каждому ребенку пережить чувство успешности.

  • Следим за тем, чтобы педагоги детского сада тоже расширяли свои социальные контакты и постоянно повышали свою профессиональную квалификацию. Мы постоянно командируем специалистов детского сада в другие города Пермского края (Нытва, Карагай, Добрянка, Пермь, Чусовой, Чайковский, Кунгур и др.) для обмена опытом с коллегами и принимаем гостей у себя.

Наши практики постоянно выявляют те или иные проблемы, а научный руководитель помогает провести проблемно ориентированный анализ, сформулировать новые задачи развития детского сада и наметить пути решения поставленных задач.

Мы убедились: эксперименты необходимы для развития педагогической практики и системы дошкольного образования. Экспериментальный режим, в котором живет наш коллектив, помогает нам и нашим детям преодолевать сложности жизни.

Мы представляем фотомонтаж из архива детского сада № 4,
посвященный приобщению детей к одной из самых важных героических страниц отечественной истории,
связанной с военными подвигами наших солдат в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Рейтинг@Mail.ru