Чаще всего мы видим мячи в качестве
спортивного снаряда для игры в теннис, футбол,
волейбол и пр. Но мяч для ребенка дошкольного
возраста — прежде всего игрушка, позволяющая
экспериментировать. Маленький мяч можно
удержать в одной руке, большой надувной — только
двумя руками, резиновый мяч скачет, тряпичный —
нет. Зато мягкий мячик легче бросать в цель или на
расстояние. Мячи по-разному ведут себя,
приземляясь на гладкую или шершавую поверхность,
падая в воду.
Но, кроме всего перечисленного, мяч удобно
использовать в играх на социальное
взаимодействие.
«Солнышко»
Игра для детей от полутора лет
Сначала ребенок играет в эту игру в паре
со взрослым. А к четырем годам малыши уже могут
играть в эту игру самостоятельно.
Задача игры — научить ребенка направленно
катить мяч, принимать и отдавать его. С
увеличением числа игроков игра усложняется за
счет разнообразия направлений, откуда может
прикатиться мяч и куда можно его толкнуть.
Для игры требуется мяч такого размера, который
ребенку удобно ловить и катить двумя руками: от
15–18 см в диаметре для двухлетних малышей и до 12
см в диаметре для дошкольников.
Играющие садятся напротив друг друга, разведя
ноги в стороны. Так ограничивается пространство
движения мяча.
Мячик в ладонях взрослого покачивается из
стороны в сторону под песенку на произвольный
мотив:
«По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к Ване заходит (мячик катится к Ване),
И к маме заходит (мячик от Вани катится к маме),
И к Ване заходит,
И к маме заходит…»
Игру повторяют, пока ребенок не утратит
к ней интерес.
В «Солнышко» можно играть на празднике для
малышей с участием родителей. Для игры
приглашаются несколько желающих мам (в брюках).
Мамы и дети образуют «дома»: каждая мама садится
на маленький коврик и сажает ребенка спиной к
себе между ногами. «Двери дома» (ноги) широко
раскрыты. Мяч под музыку катится из «дома» в
«дом». Мама помогает малышу поймать мяч и
заставить катиться по направлению к другим
играющим парам.
В группе более старших детей ребенок сам решает,
кому отправить мяч. Внимательно наблюдая за
игрой и выбором детей, можно определить их
предпочтения и симпатии, а также понять, кто из
детей все время оказывается без внимания. Если
кто-то из детей выбрасывает мяч из круга или не
отдает, можно мягко скорректировать его
действия: «Солнышко спряталось за тучу. К кому
оно теперь протянет свои лучики? К Олегу,
наверное».
После чего игра продолжается.
В подобные игры можно играть за столом, используя
маленькие резиновые мячи, мячики для пинг-понга,
матерчатые, ватные мячи или шерстяные клубки.
«Летит мой мяч»
Игра для детей в возрасте от трех до
шести лет
В эту игру могут играть от 3 до 10 детей.
Для игры в помещении можно взять мягкий мяч
диаметром 15–20 см, а для игры на улице — прыгучий.
Взрослый поет песенку (читает стихотворение) и на
слова третьей строки бросает мяч одному из детей:
«Летит мой мяч, летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Держи его, лови его…»
Ребенок ловит мяч и со словами: «И снова
мне бросай!» — бросает обратно взрослому.
«Шарик летит»
Игра для детей от пяти лет
Игра с воздушным шариком — прообраз
пляжного волейбола. Дети стоят в кругу и руками
перебрасывают друг другу воздушный шарик, не
давая ему упасть. Дети должны стоять на
расстоянии друг от друга — так, чтобы не задевать
друг друга при движении.
Если в игре принимают участие два-три ребенка,
можно раздать им полые пластмассовые трубочки и
предложить дуть в них, не давая шарику упасть на
пол.
Играть
с воздушным шариком лучше всего дома, а в
безветренную погоду — можно и на улице.
«Мой веселый, звонкий мяч»
Игра для детей от четырех лет
Для этой игры нужен хорошо прыгающий
мяч. Ребенку в возрасте четырех лет взрослый
показывает следующий вариант: нужно ударить
мячом об пол или стенку и поймать отскочивший мяч
двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик,
подскачи!» Ничего страшного, если мяч несколько
раз ударится об пол, прежде чем малыш его поймает.
В возрасте пяти-шести лет дети смогут освоить
ведение мяча, сопровождая удары стихотворением
С.Маршака «Мяч» («Мой веселый, звонкий мяч, ты
куда пустился вскачь?..»).
Эту игру дети должны многократно видеть в
исполнении взрослого или более старших детей,
чтобы прочувствовать ритм движения.
Фото из архива разновозрастной
Монтессори-группы детского сада № 1488, г. Москвы
(ЮЗАО)