Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2010
Дети любят рисовать необычным способом. Художник-педагог Михаил Кудейко предлагает поиграть с воспитанниками «в пятнашки» — освоить способ рисования «от пятна».

Играем в пятнашки

Занятие первое. У каждого пятна свой «характер»

Для занятия понадобится демонстрационный материал — цветные пятна на альбомных листах бумаги — и заготовки с цветными пятнами для каждого ребенка. Дети на этом занятии будут рисовать фломастерами.

Пятна с разными краями

Предложите детям рассмотреть пятна на рисунке и сравнить их друг с другом. Чем они отличаются?

Дети сразу скажут: пятна отличаются по цвету. Это верно. Но в данном случае важнее другое: какие края у каждого пятна?
Предложите детям разделить пятна на группы по этому признаку. Сколько групп получилось? Почему?
Обобщите наблюдения детей.
У одних пятен края размыты. Поэтому они кажутся легкими, мягкими, пушистыми, нежными.
У других пятен края четкие, хорошо прочерченные. У них другой характер — жесткий, строгий, суровый.

Узнаем в пятнах образы

Покажите детям пятна, в которых легко узнаются конкретные образы.

Среди пятен нужно найти рыбку, бабочку, зайчика, птичку, кораблик.

Можно пригласить четырех детей к доске или в центр круга (если дети сидят в кругу) и предложить им «завершить» изображение с помощью фломастеров.
Теперь можно вернуться к пятнам, которые дети рассматривали в начале занятия. На что они похожи? Во что могли бы превратиться, если бы какой-нибудь волшебник дотронулся до них своей волшебной палочкой?
Особенно интересно фантазировать по поводу пятен, цвет и размер которых одинаковые, а края очерчены по-разному.

Дорисовываем пятна

В завершение занятия каждый ребенок получает раздаточный лист с изображением цветных пятен.

Задание: превратить пятна в веселые рожицы.

Занятие второе. Рисуем пятна

На этом занятии детям предстоит экспериментировать. У каждого должна быть гуашевая краска (один-два цвета) и щетинная кисть; акварельная краска (два цвета) и мягкая беличья кисть; 6–8 листочков для проб размером в 1/4 альбомного листа.

Как получить нужное пятно?

Дети получают задание. Нужно нарисовать два пятна: одно — с четкими прочерченными контурами, другое — с мягкими, размытыми контурами. Дети уже рисовали и гуашью, и акварелью. Какой краской удобнее рисовать «лохматые» пятна, а какой — «строгие»?
Предположение нужно проверить.
Особенно хорошо «лохматые» пятна получаются в том случае, если до рисования акварелью бумагу смочить водой: краска произвольно растекается. Такие пятна красивы сами по себе.

Разноцветные лохматые пятна

А можно на одном влажном листочке нарисовать акварельной краской два лохматых пятна — так чтобы они коснулись друг друга. Только коснулись.
В месте соприкосновения краска сольется, получится новый неожиданный эффект.

Занятие третье. «Движущиеся» пятна

Для этого занятия понадобятся: гуашевая краска, две четвертинки альбомного листа для экспериментирования и альбомный лист для самостоятельной композиции.

Превращаем строгое пятно в лохматое

Строгое пятно можно превратить в лохматое с одного боку. Для этого сначала нарисуем пятнышки краской по сухой бумаге, затем чистой, но мокрой кистью с одной стороны размоем край пятна.
У пятнышек с неоднородными краями появляется новое свойство.
Какое?
Предложите детям это угадать.
Для этого покажите лист с композицией из пятен с неоднородными краями. Что происходит с пятнами?
Если внимательно вглядеться, обнаружится: пятнышки словно разбегаются в разные стороны. Эффект возникает за счет размытых краев, напоминающих хвостики. И сами пятна слегка похожи на быстрых головастиков.
Теперь покажите другой демонстрационный рисунок. Куда сейчас движутся пятна? Собираются в центр.

Рисуем движущиеся пятна

Детям предлагается нарисовать движущиеся пятна. Для этого нужно помнить: «хвостик» пятна оказывается сзади.
После того как дети завершат работу, рисунки выставляются на доске или на стенде. Все дети собираются возле выставки и вместе определяют, куда движутся пятнышки на том или ином рисунке.

Занятие четвертое. Рисуем пятна с характером

Для занятия понадобятся демонстрационные листы с изображением пятен, которые использовались на первом занятии. Для рисования каждому ребенку нужны будут четыре четвертушки альбомного листа, гуашь и щетинная кисть.

Как понять характер пятна?

В начале занятия надо вспомнить, каким характером обладают лохматые пятна, а каким — хорошо очерченные пятна. А какой характер у пятна с неравномерно окрашенными краями? (Живой, подвижный.)
Кроме того, существенную черту к характеру пятна добавляет цвет. Бывают пятна теплые. Какого они цвета? (Желтого, красного, оранжевого, зеленого.) Бывают пятна холодные. (Синие, фиолетовые, голубые.)

Рисуем пятна с характером

Дети получают задание нарисовать на каждом из четырех листочков по пятну: теплое и доброе; холодное и злое; веселое и подвижное; строгое и сдержанное.
Хорошо, если дети (желающие высказаться) после рисования расскажут о характере своих пятен и объяснят, почему они так думают.

Занятие пятое. Пятно превращается в узнаваемый образ

Дети получают недорисованную картинку. На ней изображена курица. Недалеко от курицы — желтое пятнышко.

Во что его можно превратить? Конечно, в цыпленка. Но цыплят у курицы много. Детям предлагается нарисовать желтые пятна там, где им нравится, и превратить пятна в цыплят.

Рейтинг@Mail.ru