— Мой сын станет палеонтологом, —
сообщила мне одна мама.
Я удивилась: откуда такая уверенность в
отношении пятилетнего малыша?
Мама решительно отвергла всякие сомнения:
— Он играет только в игрушечных динозавров. К
книжкам раньше спокойно относился. А как купили
ему энциклопедию доисторических ящеров, все
изменилось. Ну, точно палеонтолог.
Мои возражения, что палеонтологи не играют в
игрушки; что их профессия только на первый взгляд
кажется романтичной; что они по преимуществу
имеют дело с костями, а еще чаще — с фрагментами
этих самых костей, и для начала мальчик должен
проявить интерес к биологии, к биологии как
науке, а это вряд ли выяснится так скоро, — все
эти доводы показались маме неубедительными.
И все-таки повторюсь: детская страсть к
динозаврам имеет гораздо больше общего с
интересом к монстрам (к черепашкам-ниндзя,
человеку-пауку и другим из этой компании), чем к
занятиям палеонтологией.
Собственно, динозавры для ребенка дошкольного
возраста — разновидность монстров. Еще один
вариант ответа на проективный тест
«несуществующее животное».
Кроме стремления мамы усмотреть в любви к
динозаврам признак великого будущего ребенка,
возможно и резко негативное отношение взрослых к
«монстрам». Педагоги, особенно — в возрасте,
склонны усматривать в детской привязанности к
подобным игрушкам и образам «дурное начало»,
результат тлетворного действия телевидения,
проявления агрессивного поведения. Они полагают,
что можно бороться с монстрами путем их
физического уничтожения или хотя бы пресечения
всяких попыток пронести их на «чистую»
территорию дошкольного учреждения. Ваш ребенок
играет в монстров? Он непременно «агрессор». Как
бороться с детской агрессией? Насилием и
изъятием.
По-моему, что-то не так в датском королевстве.
Вернемся к психологическому тесту
«несуществующее животное».
Согласно его толкованию, размеры, зубы и когти,
щитки и броня, которыми снабжены динозавры,
драконы и прочие монстры, — проекция собственных
страхов ребенка, желание защититься от мира,
который почему-то настроен к нему не по-доброму.
Взрослые люди из страха перед насильником тоже
часто желают отождествиться с ним. Так возникает
«любовь» к диктаторам и террористам. Это так
называемый «стокгольмский синдром» — синдром
заложника.
А чувство страха не развеять разумными доводами.
Рациональное всегда проигрывает в столкновении
с иррациональным.
Поэтому, если ребенок склонен рисовать
динозавров, если он играет исключительно в
монстров, если его любимый зверь — огнедышащее
чудовище, мы, наверное, заподозрим, что у него
психологические проблемы. Но выход не в том,
чтобы изымать или запрещать книжки или игрушки. А
в том, чтобы использовать монстров для борьбы с
ними самими.
Разнообразные монстры во все века тревожили
человеческое воображение. Откройте «Мифы
Древней Греции»: Пифон, Медуза-Горгона, циклопы,
пифии, гарпии. Греческие сказители обожали о них
рассказывать, а греки обожали про них слушать.
Баба Яга и огнедышащий Змей-Горыныч из русских
сказок — не менее страшные существа. Одна
костяная нога — признак «живого» скелета — чего
стоит! Просто мы к ней привыкли.
В волшебных сказках и мифах герои, богатыри
сражаются с монстрами. У них для этого есть все
необходимое: богатырская сила, могущественное
оружие и поддержка других высших сил.
Что есть у ребенка начала ХХI века?
Ощущение собственной уязвимости и
беззащитности. Плохая экипировка, чтобы
противостоять чудовищам.
В последние десятилетия в детской зарубежной
литературе появилось множество сказочных
сюжетов про ручных динозавриков и симпатичных
дракончиков. Ребенку показывают: первый шаг к
победе над страхом — это его «приручение». Очень
полезный совет — сделать чудовище розовым и
украсить колючий хвост великолепным бантиком.
Это главный секрет драконоведения для дошколят.
Так давайте вместе с детьми приручать драконов.