Ориентировочный рефлекс как
реакция на новизну дан ребенку самой природой.
Малыш — «исследователь» с первых лет жизни,
поэтому воспитание любознательности падает на
благодатную почву.
Для того чтобы повернуть действия
маленького исследователя в полезное русло, мы
рекомендуем особый тип игр-занятий, в основе
которых лежат действия экспериментирования. Они
подводят ребенка к познанию окружающего мира,
физическую природу которого малыш будет
познавать значительно позже, в школе, а пока ему
предстоит накапливать практический опыт под
руководством взрослого.
Если в младенчестве кроху привлекают
внешние свойства предметов (яркость цвета,
необычность формы, новизна деталей,
оригинальность и сила звука), то на третьем году
ребенку уже интересны их «скрытые» свойства. Эти
«скрытые» свойства малыш обнаруживает с помощью
целенаправленных исследовательских действий:
поглаживает предмет, постукивает им,
прикладывает его к уху и т.д. Он как бы «изучает»
предмет, обнаруживая свойства, «таящиеся» в его
конструкции, и чем больше «сюрпризов»
преподносит ему исследовательская деятельность,
тем интереснее для него сама ситуация.
В быту многие родители поисковые,
исследовательские действия ребенка, как правило,
принимают за шалость, удивляясь все новым и новым
проказам. Действительно, зачем ребенок порвал
обои, вылил после рисования краску в таз с бельем,
вытащил из ботинок шнурки и т.п.? Некоторые дети
отличаются особой активностью в подобных
действиях. Они неудержимые проказники. И все же
это не хулиганство, а бесконтрольное детское
экспериментирование.
Ученые, изучающие познавательную
активность маленького ребенка, отмечают: уже на
третьем году жизни в поведении малыша можно
видеть элементы экспериментирования. Выделяют
два основных вида
ориентировочно-исследовательской, поисковой
деятельности:
экспериментирование, исходящее от
самого малыша и не побуждаемое взрослым;
экспериментирование, которое выделяет
существенные элементы новизны и организуется
взрослым.
Последнее формирует любознательность,
желание познавать законы окружающего мира. И это
уже не всеядное любопытство на основе
безусловного ориентировочного рефлекса!
Необходимо сделать любознательность
управляемым процессом. Согласитесь, совершенно
недопустимо ради познавательного интереса
загубить деревце, попытаться оторвать коту
хвост, налить воду в дедушкины ботинки!
Любознательность должна сочетаться с
благородством поступка, формировать у ребенка
эстетические и нравственные чувства.
Для этого в работе с детьми 2,5–3,5 лет
можно использовать игры с элементами
экспериментирования. Они позволяют:
— воспитывать у ребенка познавательный
интерес к окружающему миру;
— развивать его любознательность, понимание
простейших причинно-следственных отношений в
системе «действие – результат»;
— переводить действия игрового
экспериментирования в полезное русло, формируя
бережное отношение к окружающему;
— воспитывать эстетические чувства, желание
оберегать и создавать красивое;
— формировать представления о некоторых
свойствах предметов, вещей, отношений
объективного мира (объем, масса, движение,
скорость, время, пространство полое, сквозное,
замкнутое и т.п.);
— учить малыша выражать словами свои
впечатления.
Учитывая психологические особенности
малышей, занятия лучше проводить в микро-группах,
состоящих из двух-трех детей. Можно заниматься с
одним ребенком.
Занятие «Водичка-водичка»
Цель: закрепить первоначальные
представления о явлениях неживой природы, в
частности, о воде (прозрачная, течет, пьется,
журчит, нужна всем — и животным, и людям, и
растениям, потому что воду пьют, водой умываются,
в воде купаются).
Использовать игры с водой для оздоровления
ребенка, подчеркнуть целительные свойства воды.
В процессе занятия целесообразно использовать
малые фольклорные жанры (потешки, пестушки),
раскрывающие отношение человека к воде, ее
значимость для всего живого.
Материал: репродукция к
потешке «Водичка-водичка» (можно использовать
любую картинку, на которой изображен умывающийся
ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой,
прозрачные стаканчики (по числу участвующих).
Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).
Ход занятия
Взрослый показывает детям картинку, на
которой изображена умывающаяся девочка. Дети
смотрят на нее 2–3 минуты.
Вопросы к детям
— Кто изображен на картинке?
— Что он делает?
Затем взрослый читает потешку:
Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Взрослый обращается к детям с вопросом,
какая бывает водичка? Пусть малыши вспомнят, как
они умывались, мыли руки, купались. Если дети
затрудняются с ответом, взрослый им помогает:
водичка прозрачная, течет, льется, журчит,
булькает и т.п.
Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее
умывают над игрушечным тазиком.
Взрослый медленно льет воду, давая малышам
возможность прочувствовать слова «вода
прозрачная, течет».
В конце занятия взрослый разливает воду из
кувшина по стаканчикам, сопровождая действия
словами: «прозрачная», «журчит», «булькает».
Предлагает детям попить, пьет вместе с ними.
Занятие «Какого цвета водичка?»
Цель: использовать игровую
ситуацию для ознакомления малыша с такими
свойствами воды, как возможность ее окрашивания
(принимает цвет краски, например, при рисовании
кистью).
Материал: гуашь и специальные
стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой;
белая бумага, трафарет воздушного шара в виде
пакета с прорезью для цветных вкладышей (18x15 см).
Ход занятия
Взрослый обращает внимание детей на то,
что у них имеется несколько красок, например:
красная, зеленая, синяя, желтая. На своем листе
белой бумаги взрослый «пробует» каждую краску,
называет цвет, старается вызвать у детей живой
интерес к происходящему, промывает кисть в
стаканчике с водой. Лист взрослого становится
разноцветным. Затем этот листочек откладывается
в сторону.
Во второй части занятия дети (ребенок)
действуют самостоятельно под руководством
взрослого. Каждому малышу дают четыре краски и
четыре стаканчика с прозрачной водой, тряпочку
для кисти.
Вначале детям предлагается поработать с
одной краской, например, с красной. Ребенок
наносит красную краску на белый лист, взрослый
показывает прием размывания краски. Ребенок
закрашивает весь листочек. Взрослый обращает
внимание детей на то, что вода в стаканчике стала
красной после того, как вымыли кисть. Красный
листочек откладывается на просушку. Баночка с
крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски
вода становится цветной. Значит, вода «умеет»
окрашиваться», — говорит взрослый и предлагает
попробовать другие цвета.
Аналогично проходит знакомство с
другими красками. После того как все листочки
просохнут, взрослый собирает их в стопку, вниз
кладет свои разноцветные листочки. Всю стопку
вкладывает в пакет, на котором вырезано
изображение воздушного шарика (трафарет) с
темной ниточкой.
Затем взрослый вытаскивает листочки по
очереди, и «шарики» меняют цвет. Взрослый
спрашивает детей:
— Какого цвета шарик?
— А этот какой?
Наконец внутри трафарета появляется
картинка, которую рисовал взрослый.
— Какого цвета этот шарик? Он
разноцветный!
Продолжение следует