Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2010

Маленькие «исследователи»

Ориентировочный рефлекс как реакция на новизну дан ребенку самой природой. Малыш — «исследователь» с первых лет жизни, поэтому воспитание любознательности падает на благодатную почву.

Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, мы рекомендуем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования. Они подводят ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока ему предстоит накапливать практический опыт под руководством взрослого.

Если в младенчестве кроху привлекают внешние свойства предметов (яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука), то на третьем году ребенку уже интересны их «скрытые» свойства. Эти «скрытые» свойства малыш обнаруживает с помощью целенаправленных исследовательских действий: поглаживает предмет, постукивает им, прикладывает его к уху и т.д. Он как бы «изучает» предмет, обнаруживая свойства, «таящиеся» в его конструкции, и чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация.

В быту многие родители поисковые, исследовательские действия ребенка, как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил из ботинок шнурки и т.п.? Некоторые дети отличаются особой активностью в подобных действиях. Они неудержимые проказники. И все же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование.

Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка, отмечают: уже на третьем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

  • экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;

  • экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.

Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса!

Необходимо сделать любознательность управляемым процессом. Согласитесь, совершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост, налить воду в дедушкины ботинки! Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства.

Для этого в работе с детьми 2,5–3,5 лет можно использовать игры с элементами экспериментирования. Они позволяют:

— воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру;
— развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие – результат»;
— переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему;
— воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое;
— формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.);
— учить малыша выражать словами свои впечатления.

Учитывая психологические особенности малышей, занятия лучше проводить в микро-группах, состоящих из двух-трех детей. Можно заниматься с одним ребенком.

Занятие «Водичка-водичка»

Цель: закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности, о воде (прозрачная, течет, пьется, журчит, нужна всем — и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются).
Использовать игры с водой для оздоровления ребенка, подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пестушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.

Материал: репродукция к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).

Ход занятия

Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети смотрят на нее 2–3 минуты.

Вопросы к детям

— Кто изображен на картинке?
— Что он делает?

Затем взрослый читает потешку:

Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Взрослый обращается к детям с вопросом, какая бывает водичка? Пусть малыши вспомнят, как они умывались, мыли руки, купались. Если дети затрудняются с ответом, взрослый им помогает: водичка прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т.п.
Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком.
Взрослый медленно льет воду, давая малышам возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течет».
В конце занятия взрослый разливает воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами: «прозрачная», «журчит», «булькает». Предлагает детям попить, пьет вместе с ними.

Занятие «Какого цвета водичка?»

Цель: использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например, при рисовании кистью).

Материал: гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей (18x15 см).

Ход занятия

Взрослый обращает внимание детей на то, что у них имеется несколько красок, например: красная, зеленая, синяя, желтая. На своем листе белой бумаги взрослый «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у детей живой интерес к происходящему, промывает кисть в стаканчике с водой. Лист взрослого становится разноцветным. Затем этот листочек откладывается в сторону.

Во второй части занятия дети (ребенок) действуют самостоятельно под руководством взрослого. Каждому малышу дают четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой, тряпочку для кисти.

Вначале детям предлагается поработать с одной краской, например, с красной. Ребенок наносит красную краску на белый лист, взрослый показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Взрослый обращает внимание детей на то, что вода в стаканчике стала красной после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит, вода «умеет» окрашиваться», — говорит взрослый и предлагает попробовать другие цвета.

Аналогично проходит знакомство с другими красками. После того как все листочки просохнут, взрослый собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветные листочки. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.

Затем взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют цвет. Взрослый спрашивает детей:

— Какого цвета шарик?
— А этот какой?

Наконец внутри трафарета появляется картинка, которую рисовал взрослый.

— Какого цвета этот шарик? Он разноцветный!

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru