Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2010
ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ВСЕХ
Развитие инклюзивного образования — одно из важнейших направлений совместного проекта ЮНЕСКО и Департамента образования г. Москвы по совершенствованию системы дошкольного образования в целом.

И невозможное возможно, или Все наоборот

Пять лет назад меня познакомили с одним бывшим милиционером, который заведовал детской конно-спортивной школой г. Набережные Челны. Эту школу он создал после того, как отдал дань работе в детской комнате милиции.
В Татарстане существует экзотический вид подростковой преступности — конокрадство. Подростки угоняют лошадей точно так же, как в других краях угоняют мотоциклы и автомобили. И за это серьезно наказывают.
— Но тут ведь какое дело? Может, он покататься хотел. Покатался бы — и успокоился. А мы его сразу в колонию, — объяснял мне этот гвардеец ростом метра под два и примерно такой же в плечах. И усы, как в книжке с богатырскими сказками. — Вон на того посмотрите, который командует, — он кивнул в сторону конного строя. — В свое время взял его на поруки. Лучше не ждать, пока мальчишка попадется с поличным. Лучше заранее с ним поработать. Мы же их знаем всех. Вот таких и берем. Но кто-то — бывает, бывает — все равно угодит за решетку. Волшебства-то нет никакого… Знаете, вас тут затопчут. Вы погуляйте пока вон там, на заднем дворе. Подождите, пока все кончится.
Я отправилась на задний двор за конюшенными строениями. Я решила быть терпеливой: мне нужно задать вопросы. Много разных вопросов: статистика и динамика, принцип набора, режим, кто за все это платит…
А на заднем дворе ходили две небольшие лошадки. На одной — ребенок, девочка лет десяти. На другой — малыш, на вид года три, не больше. Этот не мог сидеть — полулежал, обняв лошадку за шею. Каждую лошадь вел под уздцы инструктор. Еще один взрослый (как я потом узнала, лечебный педагог) шел рядом с лошадью так, чтобы видеть и слышать ребенка. И что-то они деткам говорили и объясняли, давали задания.
Занятие старшей девочки скоро кончилось. Ее сняли с лошади и усадили в инвалидное кресло.
— Видите, Ирочка наша не ходит. Но зато как сидит в седле! Как уверенно держится. Сама лошадью управляет. Она и без рук уже ездить может. Мы даже думаем к соревнованиям ее готовить. Спасибо Насиму Зуфаровичу — такое дело для нас сделал. Помог при школе занятия для детей-инвалидов организовать. И с таким пониманием, знаете ли. Во всем нам навстречу шел.
Я бросилась обратно. Насиму в это время принесли телефонограмму. Он развел руками:
— Извините! Не удастся поговорить. Вызывают к начальству.
— Но… Только один вопрос. Только один.
— Слушаю.
И я брякнула первое, что пришло мне в голову:
— Вот это понятно: подростки, будущее Татарстана. Но это-то, — я кивнула в сторону заднего двора, — лично вам это — зачем?
— Зачем? — он, видимо, растерялся. — Ну, как зачем? А вон, — и он показал на малыша, которого после занятия везли в коляске к воротам. — Видите: улыбается.

Пять лет назад я ничего не написала о конной школе в Набережных Челнах. Мне не хватило «фактуры». Но сейчас я об этом вспомнила — в надежде на помощь того милиционера. Что он и его ответ: «Видите: улыбается!» — не позволят сразу со скучным зевком отложить этот текст. И мне не придется мучительно сочинять информационный повод, чтобы произнести два непонятных «заимствованных» слова — «инклюзия» и «интеграция». И то и другое связано с попыткой обучать детей с «особыми нуждами» (попросту — инвалидов) вместе с детьми, которых мы называем нормальными.
Одно означает «включение», другое — «объединение». Применительно к теме существенной разницы в терминах нет. В ЮНЕСКО сейчас используют слово «инклюзия». В начале же 90-х люди, работающие с детьми, уже знали о западном опыте и называли то же самое «интеграцией».
И то и другое в нашей российской действительности почти невозможно представить. Не только потому, что инстинктивно мы воспринимаем любую «неполноту» как угрозу и испытываем к человеку с «неполнотой» неприязнь. То есть не только потому, что мы, советские люди, до сих пор не желаем бороться с собственной первобытностью. Даже не формулируем это как недостаток. Есть еще миллион причин: например, устройство наших образовательных учреждений. Или то, что сейчас называют «ментальностью», — ментальность наших учителей и наших «нормальных» детей. И наше общее, почвенное отношение к человеку. Мы до сих пор распеваем в педагогических гимнах «Растим детей для страны» — вместо того чтобы думать, как обустроить страну для людей и для этих самых детей. Нам гораздо привычней видеть в них перспективный расходный материал для решения «общегосударственных» задач. А инвалиды для этого вроде мало подходят.
Тем не менее Москва участвует в совместном проекте с ЮНЕСКО по развитию дошкольного образования. Внедрение практики инклюзивного образования — одно из важных направлений проекта. Важных и наиболее сложных. Даже на уровне «освоения» идеи.
Поэтому так важен уже существующий опыт. Опыт, который сложился по собственной инициативе наших сограждан задолго до того, как ЮНЕСКО просигналило: пора об этом подумать.

В 1992 году в Москве при Центре лечебной педагогики появилась первая в нашей стране группа для малышей, куда наряду с обычными принимали детей-инвалидов.
Потом эта группа «выросла» до отдельного детского сада, и в настоящее время сад (формально — «дошкольное отделение») существует в рамках образовательного Центра дифференцированного образования «Наш Дом» Юго-Западного округа Москвы. Изначально в сад принимали очень тяжелых детей — тех, чей диагноз предполагал, что ребенок «неговорящий», а значит — «необучаемый». То есть не сможет учиться даже в школе VIII вида (в годы нашего детства ее называли «школой для дураков», но правильно называть эту школу «учреждение для детей с пониженным интеллектом»).
В советские времена родителям в роддомах, как правило, говорили: «Никаких перспектив. Никаких намеков на возможную социализацию», — и предлагали таких детей «сдать». Куда и как это выглядит — сюжеты для фильмов ужасов.
Но, оказалось, может быть и по-другому.
К примеру, если вовремя провести малышу диагностику, в возрасте до трех месяцев, в 95% случаев (в 95!) диагноза «инвалидность» можно вообще избежать.
А если диагноз все же поставлен, существуют программы, позволяющие встроить больного ребенка в социум. Детей с синдромом Дауна, например, которых раньше считали «неговорящими», можно в ряде случаев научить говорить и даже читать. Для детей-аутистов тоже существуют специальные программы, обучающие навыкам самообслуживания и не только. Но для этого надо много и умно работать. Вместе со специалистами. В одиночку родителям с этим не справиться.
И еще ребенку с особыми нуждами непременно нужна среда. Среда, состоящая не только из предметов, но и из людей. И взрослых здесь недостаточно. Больной ли, здоровый ребенок, ему для развития необходимы другие дети. Особенно — по достижении определенного возраста, когда малыш преодолевает трехлетний рубеж своей жизни.
Если вокруг говорящие дети, если они играют, взаимодействуют друг с другом, пользуются ложкой и почти справляются с вытиранием попки, их опыт волей-неволей становится «заражающим». Для ребенка с проблемами дети нормы — как буксиры, задающие направление, побуждающие двигаться вперед.
Группы интегративного сада формируются так: 4–5 человек детей со сложным дефектом, 2–3 — с задержкой в развитии, 7–8 нормальных детей.
Работать в такой группе сложно. И обычные воспитатели, «со стандартным образованием» и без внутренней мотивации, вряд ли на это способны. Как правило, все специалисты сада имеют высшее специальное образование — дефектолога или психолога. Многие пришли по призванию, из других сфер, с другими дипломами, и потом получали второе высшее, уже — по потребности, в связи со своей новой работой. Нет и «чистых» специалистов, которые сразу осели в своих кабинетах. Каждый обязательно прожил кусок жизни в группе.

У инклюзивного образования (в том числе у детских садов вроде садика Центра «Наш Дом») есть и сторонники, и противники. И один из доводов «против» лежит совсем не в сфере противостояния гуманизма и жестокости, а в сфере простейших хозяйственно-экономических расчетов.
Интегративные группы — группы малой наполняемости. И не каждый ребенок с особенностями годится для такой группы.
Значит, за счет интегративных групп сильно не поднимешь статистику охвата образовательными услугами.
Интегративные группы, куда ходят особые дети, имеют и другие особенности. Здесь, например, очень сложно следовать принципу разновозрастности, хотя этот принцип часто лежит в основе формирования групп кратковременного пребывания.
То, что шестилетка с синдромом Дауна по интеллектуальному уровню не отличается от нормального трехлетки, — недостаточный аргумент, чтобы эти дети посещали одну и ту же группу. Взаимодействие детей не сводится к дружеским беседам. Они могут что-то не поделить, могут нечаянно столкнуться. Ребенок с дефектом может быть высокого роста и довольно сильным. От руки пятилетнего дауненка трехлетка отлетает, как надувная игрушка. О какой терпимости, о какой толерантности может идти речь, если нормальный ребенок будет бояться «другого»? А особые ровесники обычно не вызывают страха. Они соизмеримы с остальными детьми и по росту, и по весу.
Обобщим все сказанное: в отличие от разновозрастных групп кратковременного пребывания для особых детей, группы интегративные по определению дорогие, и количественные показатели «охвата» и «посещаемости» не поражают воображение.
Но даже в Министерстве образования и науки уже отказались от идеи, что показатель охвата служит самым убедительным критерием благополучия системы. Сегодня не менее значимым становится критерий качества образования.
А качество связано с динамикой развития каждого отдельного ребенка, с его индивидуальным приростом, с расширением его возможностей.

Уже через пару лет после открытия первой группы оказалось: системная работа дает результаты. Многие из тех, кому диагноз предрекал необучаемость, например дети с синдромом Дауна, способны нормально учиться в школе VIII вида. Кое-кто из воспитанников по окончании сада может пойти даже в массовую школу. А что такое образование для ребенка? Это новые умения и новые возможности. Это расширение коридора будущей жизни. И ради этого стоит стараться и родителям, и педагогам.
Ни лекотеки, ни группы кратковременного пребывания — как бы хороши они ни были, какие чудесные специалисты там ни работали — не заменят детского сада.
Интегративный детский сад, кроме прочего, выполняет еще одну важнейшую функцию — позволяет работать родителям своих воспитанников. Или же отдыхать. Потому что растить детей с особыми нуждами — тяжелейший, выматывающий труд. Семейная жизнь таких родителей (чаще всего — матерей-одиночек) полна напряжения, очень скудна на простые человеческие радости и, как правило, бедна. Родителям нужны силы и средства, чтобы помогать своим малышам двигаться вперед.
Поэтому в детский сад Центра «Наш Дом» довольно большая очередь — несмотря на то что многие очередники посещают в других местах индивидуальные занятия или ходят в группы кратковременного пребывания.

Тут, безусловно, возникает вопрос: «Забота о детях с особыми нуждами — это, конечно, гуманно. И другие дети помогают им развиваться. Но, может, особые нужды одногруппников тянут нормальных назад? Если среда так важна? Исследования проводились?»
«Мы не можем сослаться на какие-то авторитетные лонгитюдные исследования. Только на собственный опыт, — говорит один из руководителей детского сада, замдиректора Центра «Наш Дом» по дошкольному отделению Елена Цырульникова. — Практически все сотрудники детского сада водили сюда своих детей. Два моих сына прошли через наш детский сад. Сейчас они оба заканчивают институт. Главное, что дает детям нормы такое вот взаимодействие, — это опыт принятия и терпимости. Я не знаю, где, в каком месте можно получить более полноценный опыт подобного рода. А ведь способность принять другого — крайне важное качество для любого человека. Оно пригодится и в личной жизни, и в будущей работе. И еще очень важно, чтобы с «другими» детьми, с людьми, от тебя отличными, дети столкнулись как можно раньше, года в три-четыре. Потому что для них в этом возрасте еще нет диагнозов. Они еще открыты самому разному и готовы с ним рядом сосуществовать. В школьном возрасте, на мой взгляд, гораздо труднее учиться принимать не таких, как ты».

Инклюзивное образование требует сдвига в отчетности: главным становится не количество детей, посещающих учреждение, а индивидуальная динамика каждого в отдельности, его личные достижения. С этой точки зрения российское инклюзивное образование, его первые ростки в гораздо большей степени соответствует мировым тенденциям, требованиям ЮНЕСКО, чем образованию для «детей нормы».
Как наши параолимпийцы победили на Олимпийских играх, задавая образец устремленности, воли и продуманной подготовки спортсменов «нормальным» олимпийцам, так инклюзивное образование сегодня задает высоту планки в умении всматриваться в детей, в способности выстраивать для каждого ребенка индивидуальную траекторию развития не на словах, а на деле.
Поэтому интегративный детский сад Центра «Наш Дом» — это привет из прекрасного далека нашей системы дошкольного образования. Это место, где невозможное становится возможным.

Да, так с чего я начинала? С истории про бывшего милиционера. Задний двор при конюшне можно было использовать и более рациональным образом. Но Насиму Зуфаровичу нравилось, что дети-инвалиды улыбаются после «лошадиных» занятий. Кажется, он не мучился, чтобы сформулировать для себя критерий качества.

Вместо приложения

(переводится в цифры)

Выпускная судьба воспитанников интегративного детского сада (дошкольного отделения Центра «Наш Дом»)

Ребенок

Диагноз

Дальнейшее обучение

2009 год

Мальчик

эмоционально-волевые нарушения

Пироговская школа, массовая программа

Мальчик

ЗПРР (задержка психического и речевого развития), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность)

200-я школа

Мальчик

невротические реакции, страхи, тревож.

200-я школа

Девочка

ЗПРР на органическом фоне

массовая школа

Мальчик

синдром Дауна

108-я школа VIII вида

Мальчик

РДА (ранний детский аутизм)

на индивидуальном обучении в школе по массовой программе

Мальчик

РДА

школа №169, массовая программа

2008 год

Мальчик

сенсорно-моторная алалия

Школа здоровья, массовая программа

Девочка

РДА

на индивидуальном обучении в школе по массовой программе

Мальчик

РДА

на индивидуальном обучении в школе по массовой программе

Мальчик

порок развития правой кисти

общеобразовательная школа

Мальчик

синдром Аспергера

массовая школа

2007 год

Девочка

РДА

массовая школа

Мальчик

слабослышащий

школа для слабослышащих

Мальчик

эписиндром

массовая школа

Девочка

синдром Дауна, отягощенный аутизмом

30-я школа VIII вида

Мальчик

ДЦП

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш Дом»

Девочка

синдром Вильямса

Центр ПМС на ул. Архитектора Власова, массовая программа

2006 год

Мальчик

синдром Дауна

школа «Ковчег»

Девочка

РДА

массовая школа

Мальчик

органическое поражение ЦНС

школа VIII вида

Мальчик

ЗПРР на органическом фоне

массовая школа

Мальчик

ЗПРР на органическом фоне

массовая школа

Мальчик

миопатия Дюшена

массовая школа

Выпуски более ранних лет

Девочка

органические поражения ЦНС

школа VIII вида

Девочка

синдром Дауна

Пироговская школа, подготовительный класс

Девочка

РДА

частная гимназия по массовой программе

Мальчик

алалия, заговорил в 5,5 лет

речевая школа

Мальчик

киста правого полушария

массовая школа

Девочка

эписиндром

школа VIII вида

Мальчик

РДА

массовая школа

Девочка

синдром Вильямса

школа VIII вида

Девочка

органическое поражение ЦНС

школа VIII вида

Мальчик

РДА

массовая школа

Мальчик

РДА

коррекционная школа

Мальчик

РДА

30-я школа VIII вида

Мальчик

РДА

массовая школа, сейчас институт

Девочка

синдром Дауна

30-я школа VIII вида

Рейтинг@Mail.ru