Какие качества — человеческие и
профессиональные — нужны тому, кто работает в
Центре «Наш Дом»?
Как принимают сюда на работу?
На этот вопрос отвечает Лилия Зверобоева,
директор Центра лечебной педагогики и
дифференцированного обучения Юго-Западного
округа Москвы.
Кто может работать в Центре «Наш Дом»?
Центр «Наш Дом» состоит из нескольких
подразделений. Это школа, дошкольное отделение и
мастерские. По уставу нашего заведения, каждое
подразделение обеспечивается кадрами в
соответствии с его специфическими задачами и
устройством, в соответствии с командным духом
работы. И, как правило, будущих сотрудников
представляют мне мои заместители — руководители
отделений.
Тем не менее есть какие-то общие
качества, которыми должен обладать человек,
решившийся у нас работать.
Прежде всего это внутренняя решимость
специалиста или педагога к работе с особыми
детьми. Однако бывает, что человеком движут
высокие идеи. Он приходит и заявляет об этом. А
потом, через три дня знакомства, вдруг говорит:
«Нет, не могу». И даже не потому, что трудно —
«слишком больно».
Желание служить идее упирается в
психологическую неготовность к общению с нашими
воспитанниками.
Здесь решающую роль играют не только
гуманистические установки, абстрактная идея
толерантности, а способность взрослого войти в
контакт с нашими детьми, принимать их не
умозрительно, не головой, а на уровне бытового
общения, в повседневности. Это стартовое условие.
Начиная с этой отметки, общение может
развиваться и углубляться. И в таком общении,
только через него решаются самые разные задачи —
коррекции, абилитации, социализации.
Но это не значит, что наши сотрудники
должны исповедовать неоправданный оптимизм. Они
прежде всего реалисты. Они понимают, что значит
диагноз того или иного ребенка, и не обнадеживают
ни себя, ни родителей беспочвенными надеждами:
мол, ребеночек к нам походит и будет, как все
другие. У специалистов нашего профиля есть
термин «нормализация жизни». Это значит, мы
должны обеспечить ребенку с особенностями
развитие в максимально возможных для него
пределах и предоставить те возможности вести
«нормальную жизнь», которыми обладают другие
члены общества (обучение, трудоустройство,
досуг). Мы должны обеспечить родителям
психологическое и социальное сопровождение,
чтобы они не чувствовали себя один на один с
нерешаемыми проблемами.
Конечно, опыт подсказывает: перспективы
любого ребенка — сверхразвитого или с задержкой
психического развития — невозможно обозначить с
жесткой определенностью. Случается, богатейшие
задатки ни во что не выливаются, одаренный
ребенок превращается во взрослого-неудачника. А
тот, от которого ничего не ждали, только работали
с ним целенаправленно и упорно, вдруг делает
непостижимый рывок.
Но это — «тайное знание». Оно не может
быть руководящим принципом профессионала. Мы в
своей работе подчиняемся принципу реальности.
Правда, реальность нашей сферы
невероятно динамична. Медицина, фармакология,
дефектология, лечебная педагогика в современном
мире развиваются очень бурно. И сегодня мы можем
сделать для особых детишек то, что раньше, лет
двадцать назад, казалось фантастикой. То есть
наука все время расширяет перспективы наших
воспитанников. Поэтому очень важно, чтобы
сотрудники центра были в курсе последних
достижений науки.
Нам, как никому другому, необходимо все
время повышать свое профессиональное
мастерство, все время учиться новому. От этого,
если хотите, зависит будущее наших детей и их
семей.
ИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
<...>
4. Дошкольное образовательное
учреждение создает условия для реализации
гарантированного гражданам Российской
Федерации права на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного образования.
<...>
6. Дошкольное образовательное
учреждение может проводить реабилитацию
детей-инвалидов при наличии в нем
соответствующих условий.
7. К дошкольным образовательным
учреждениям относятся образовательные
учреждения следующих видов:
…детский сад для детей предшкольного
(старшего дошкольного) возраста (реализует
основную общеобразовательную программу
дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности, а также при
необходимости в группах компенсирующей и
комбинированной направленности для детей в
возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным
осуществлением деятельности по обеспечению
равных стартовых возможностей для обучения
детей в общеобразовательных учреждениях);
…детский сад комбинированного вида
(реализует основную общеобразовательную
программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей, компенсирующей,
оздоровительной и комбинированной
направленности в разном сочетании)…
8. Основной структурной единицей
дошкольного образовательного учреждения
является группа детей дошкольного возраста.
…Группы могут иметь общеразвивающую,
компенсирующую, оздоровительную или
комбинированную направленность…
В группах комбинированной
направленности осуществляется совместное
образование здоровых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения, разрабатываемой им
самостоятельно на основе примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральных государственных
требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации, с учетом
особенностей психофизического развития и
возможностей детей.
В группы могут включаться как дети
одного возраста, так и дети разных возрастов
(разновозрастные группы).
Группы различаются также по времени
пребывания детей и функционируют в режиме
полного дня (12-часового пребывания), сокращенного
дня (8–10-часового пребывания), продленного дня
(14-часового пребывания), кратковременного
пребывания (от 3 до 5 часов в день) и
круглосуточного пребывания. Группы
функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной
рабочей недели. По запросам родителей (законных
представителей) возможна организация работы
групп также в выходные и праздничные дни.
III. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
<...>
29. Дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети-инвалиды
принимаются в группы компенсирующей и
комбинированной направленности дошкольного
образовательного учреждения только с согласия
родителей (законных представителей) на основании
заключения психолого-медико-педагогической
комиссии.
30. При приеме детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов в
дошкольные образовательные учреждения любого
вида дошкольное образовательное учреждение
обязано обеспечить необходимые условия для
организации коррекционной работы.
<...>
35. В группах комбинированной
направленности предельная наполняемость
устанавливается в зависимости от возраста детей
(до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с
ограниченными возможностями здоровья и
составляет:
до 3 лет — 10 детей, в том числе не более 3
детей с ограниченными возможностями здоровья;
старше 3 лет — 10 детей, в том числе не
более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, или
детей с умственной отсталостью умеренной,
тяжелой, или детей со сложным дефектом;
15 детей, в том числе не более 4
слабовидящих и(или) детей с амблиопией и
косоглазием, или слабослышащих детей, или детей,
имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с
умственной отсталостью легкой степени;
17 детей, в том числе не более 5 детей с
задержкой психического развития.
IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
<...>
43. В штатные расписания дошкольных
образовательных учреждений, обеспечивающих
воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и
оздоровление детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также
коррекцию недостатков их физического и(или)
психического развития, в случае необходимости
могут быть введены дополнительные должности
учителей-дефектологов, учителей-логопедов,
логопедов, педагогов-психологов, социальных
педагогов, воспитателей и других работников (в
зависимости от категории детей) в пределах
ассигнований, выделяемых по решению учредителя
на эти цели.
<...>
45. Работники дошкольного
образовательного учреждения имеют право:
на участие в управлении дошкольным
образовательным учреждением в порядке,
определяемом уставом;
на защиту своей профессиональной
чести, достоинства и деловой репутации.
46. Дошкольное образовательное
учреждение устанавливает:
заработную плату работников в
зависимости от квалификации работника,
сложности, интенсивности, количества, качества и
условий выполняемой работы, а также
компенсационные выплаты (доплаты и надбавки
компенсационного характера) и стимулирующие
выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего
характера, премии и иные поощрительные выплаты) в
пределах бюджетных ассигнований, направляемых
на оплату труда;
структуру управления деятельностью
дошкольного образовательного учреждения;
штатное расписание и должностные
обязанности работников.
|
|