Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2010
В прошлом номере мы знакомили читателей с приемами кляксографии. Сегодня мы расскажем о том, как можно использовать в качестве инструмента для рисования детские пальчики и ладошки. Занятия можно проводить с детьми от пяти лет.

Разноцветные пальчики

Занятие первое. Что умеют наши пальцы?

Для занятия понадобится демонстрационный материал: изображение руки, расписанной разными красками, и лист с изображением цветных следов, оставленных пальцами.
Для каждого ребенка необходимы маленький лист бумаги (для пробных отпечатков), половина альбомного листа бумаги (для рисунка), краски, кисть, тряпочка для рук.

Статья опубликована при поддержке учебного центра в Санкт-Петербурге "НП МАЭБ". Учебный центр оказывает услуги в области охраны труда. Подготовка инженеров, специалистов по промышленной безопасности, безопасность труда эксплуатации электроустановок, ПТМ для ответственных лиц различных предприятий, предаттестационная подготовка специалистов, осуществляющих деятельность на объектах котлонадзора, повышение квалификации специалистов. Узнать подробнее об учебном центре, цены на обучение и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.maeb.ru/.

Узнаем пальцы с новой стороны

Предложите детям порассуждать на тему, что умеют делать пальцы. Затем покажите им картинку-схему с цветными пальцами. Рассмотрите ее вместе с детьми. Дети должны запомнить названия пальцев и их частей.
Поиграйте с ними в игру: вы называете палец (часть пальца), дети должны его показать. Эта часть занятия может сопровождаться специальными приговорками для пальчиков.
Теперь покажите картинку со следами пальцев. Разные части пальцев оставляют разные следы.

Следы указательного пальца

Для начала будем использовать в качестве кисточки фалангу указательного пальца. С помощью кисти положим на палитру любую краску.

а) Обмакнем в краску фалангу пальца и оставим отпечаток: получится овал.
б) Теперь попробуем получить кружок. Для этого не нужно прижимать всю фалангу пальца, а лишь большую часть.
в) Для того чтобы получить полукруг, прижимаем к бумаге половинку фаланги.

Превращаем пятно в образ

Покажите детям варианты преобразования пятна. Предложите каждому выбрать какой-нибудь образ: на основе овала рисуется цыпленок, на основе круга — арбуз, половинка круга превращается в гриб.
На половинке альбомного листа нужно поставить пальцем пятно и превратить его в образ.
Затем можно дорисовать картинку с помощью кисточки и красок.

Если кто-то из детей придумает самостоятельный путь преобразования пятна, это должно приветствоваться.

Занятие второе. Эксперименты со следами

Для занятия понадобится демонстрационный материал: рисунок с разными следами пальцев.
Для каждого ребенка необходимы лист бумаги для пробных отпечатков, половина альбомного листа бумаги (для рисунка), краски, кисть, тряпочка для рук.

Сложные следы

Предложите детям вспомнить, что они делали на предыдущем занятии. Каким пальцем работали? Какой формы отпечатки у них получались?
Покажите рисунок с более сложными отпечатками. Эти отпечатки получаются при соприкосновении с бумагой других частей пальцев.

На большом листе бумаги дети пробуют оставить такие же отпечатки пальцев.

Превращаем пятно в образ

На альбомном листе бумаги дети ставят пятно нужной формы и превращают его в один из предложенных образов:

Создание собственного образа приветствуется.

Занятие третье. Дополняем картины

Для занятия понадобятся незаконченные картины, в которых требуется пальчиковым способом дорисовать некоторые образы.
Каждому ребенку нужны краски, фломастеры, кисти, стаканчик с водой, тряпочка для рук.
Дети разбиваются на микрогруппы по два человека и выбирают себе какую-нибудь картинку, которую надо дорисовать.

Варианты незаконченных картин

Веточка рябины с листьями, но без плодов

Места плодов слегка обозначены контурной линией. Нужно с помощью пальчиков нарисовать плоды.
Какого они цвета?
Какой они формы? Как получить такой отпечаток?

Веточка мимозы без соцветий

Места цветков слегка обозначены контурной линией. Нужно с помощью пальчиков нарисовать цветы.
Какого они цвета?
Какой они формы? Как получить такой отпечаток?

Натюрморт, состоящий из плодов винограда и рябины

Плоды намечены контурно. Нужно нарисовать их с помощью пальчиков.
Какого они цвета?
Какой они формы? Как получить такой отпечаток?

Курочка Ряба и цыплятки

На фоне лужайки — белые пятнышки, где нужно дорисовывать цыплят.
Какого цвета цыплята?
Какой они формы? Как получить такой отпечаток?
Для рисования цыплят нужно использовать фалангу большого пальца.
С помощью фломастера дорисовывают цыпляткам клювики, глазки, крылышки, ножки, хвостики.
После завершения работы предложите детям составить рассказ по картинке. Натюрморты позволяют составить рассказики-описания, а картинка с курочкой позволяет составить сюжетный рассказ.

Вариант рассказа

По зеленой лужайке ходит обеспокоенная курочка. Она ищет своих цыплят: куда они пропали? Да вот же цыплятки, разбежались по травке: два делят между собой червячка. Кто-то ловит бабочку. А один, самый веселый, цыпленок спрятался у курочки на спинке. Конечно, она его не видит.

Занятие четвертое. Пальчиковая мозаика

Для занятия понадобится демонстрационный материал — рисунок в технике «мозаика», выполненный пальцами.
Для каждого ребенка необходимы лист бумаги для пробных отпечатков, половинка альбомного листа с контурным изображением яблока, альбомный лист бумаги для самостоятельного рисунка, краски, кисть, стаканчик с водой, тряпочка для рук.

Осваиваем технику рисования «мозаика»

Предложите детям вспомнить, как они играли с мозаикой. Обычно она состоит из пластмассовых разноцветных деталей, позволяющих выкладывать изображение какого-либо предмета. Часто эти детали округлой формы.
Пальчики позволяют рисовать так, будто мы выкладываем рисунок мозаикой. Покажите детям, как нужно оставлять следы на листе бумаги, чтобы получился эффект мозаики.
Дети должны поупражняться на пробном листе бумаги.

Раскрашиваем предмет пальцами в технике «мозаика»

Раздайте детям листы с контурным изображением яблока. Предложите раскрасить яблоко в технике «мозаика».
Можно предложить детям разные трафареты на выбор — контурное изображение яблока, груши, винограда.
Закончив раскрашивать предмет, можно в обычной технике — кистью и красками — раскрасить фон.

Придумываем образ и раскрашиваем

Гораздо интереснее самому нарисовать какой-то предмет и раскрасить в технике «мозаика».
Это задание может стать содержанием отдельного занятия. Но если сократить работу по раскрашиванию контурного изображения (использовать его исключительно как пробное, без раскрашивания фона), то детям старшего дошкольного возраста вполне по силам его выполнить после знакомства с техникой «мозаика».
В этой технике «мозаика» можно изображать волшебные замки и сказочные домики.

Занятие пятое. Наложение цвета на цвет

Для занятия понадобятся раздаточные картинки, которые дети будут дорисовывать.
Для каждого ребенка, кроме раздаточной картинки, необходимы лист бумаги для пробных отпечатков, краски, кисть, фломастер, стаканчик с водой, тряпочка для рук.

Эксперименты с наложением цветов

Пальчики могут оставлять не только отпечатки одного цвета, но и разноцветные отпечатки. Покажите детям, как добиться цветного изображения путем накладывания отпечатка одного цвета на отпечаток другого: оставьте на листе бумаги один отпечаток — например, отпечаток подушечки большого пальца, а затем с помощью подушечки мизинца сверху наложите пятно поменьше и другого цвета.
Предложите детям попробовать эту технику на листочке.

Птички на веточке

В этой технике можно нарисовать птичек на веточке. Например, пусть это будут птички-синички. У синички тельце синего цвета (большое пятно), а грудка — желтоватая (маленькое пятнышко). Клювы и лапки дорисовывают с помощью фломастеров.

Занятие шестое. Разноцветные пятнышки

Эксперименты с цветами

Если выложить на палитру две краски — одну рядом с другой, а пальчик прижать к палитре в месте соединения красок, фаланга окрасится в два цвета. Соответственно, получится двухцветный отпечаток. А если краски слегка перемешались, то отпечаток получится разноцветным.
Покажите детям, как выкладывать на палитру краски одну рядом с другой, чтобы они чуть соприкасались; как обмакивать палец в краску. Предложите им поэкспериментировать со следами на пробном листе бумаги.

Рыбки в аквариуме

Для каждого ребенка необходимы лист бумаги, краски, кисть, фломастер, стаканчик с водой, тряпочка для рук.
Предложите детям нарисовать рыбок в аквариуме, используя технику разноцветного пятна. (Можно раздать детям листы с контурным изображением аквариума.)
Для изображения «радужных» рыбок выложим на палитру две краски. Фалангу большого пальца поместим по центру слияния двух красок и оставим отпечаток на рисунке. Получился цветной овал. Это туловище рыбки. Для изображения хвостика обмакнем в краску только макушку большого пальчика и отпечаток поставим в продолжении туловища. С помощью белой краски и кисти нарисуем глазки, с помощью фломастера дорисуем недостающие элементы образа.
Затем дети могут в обычной технике изобразить водоросли, камушки, раковины в аквариуме.

Рейтинг@Mail.ru