Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2010

Ребенок и триада «дом – дерево – человек»

Не запирайте вашу дверь.
Пусть будет дверь открыта!

Рисунок Леры Каштановой, 5 лет, прогимназия № 1709, Москва

Рисунок Леры Каштановой, 5 лет, прогимназия № 1709, Москва

Мы рассказывали (и не один раз), какую роль в жизни ребенка играет образ дома, о диагностических возможностях рисования на тему «дом», о коррекционных возможностях игрового «домостроительства». Психологические методики, связанные с рисованием, в том числе, дома или домов, не случайно попадают в разряд «проекционных». Проекцией психологи называют перенос своего видения мира, внутренних проблем и жизненных сложностей на другой, внешний объект — игрушку, сказочного героя, рисованный образ. Этот процесс, как правило, бессознательный. Человек в ходе психологического исследования получает задание нарисовать какую-нибудь картинку и невольно «выдает» в ней свое потаенное.

Конечно, чтобы «читать» рисунки, видеть в них следы бессознательных устремлений и установок, нужно специально учиться. Это довольно сложное искусство, требующее знания определенных «кодов»: о чем свидетельствует та или иная композиция рисунка, что означает использование того или иного цвета, тех или иных деталей, как трактовать размеры нарисованных персонажей и предметов.

Искусство «прочтения рисунков» во многом выросло из психоаналитической концепции Карла Юнга и его теории архетипов. По мысли Юнга, в основе человеческого мировосприятия лежат своеобразные образы-матрицы, на основе которых человек возводит все свои сознательные и бессознательные конструкции. Это, что называется, врожденные психические структуры, которые отличают человечество как вид. Их следы неизменно обнаруживаются во всех древних культурах, в мифологии и волшебных сказках. Поэтому сказочные образы самых разных народов, никогда не пересекавшихся, часто так похожи друг на друга. Поэтому в основе самых разных религиозных учений можно найти схожие мотивы. И современные идеологии так же, как и древние учения, несут на себе отпечатки архетипических образов.

Теория Юнга, как и другие направления психоаналитической мысли, не раз подвергались критике и даже осмеянию.

Тем не менее проекционная методика «Дом – дерево – человек» — одна из самых известных и широко применяемых. А основана она именно на утверждении, что дом и дерево — это образы-архетипы, в которых, с одной стороны, отражаются представления человека об устройстве мира, а с другой — представления об устройстве самого себя. (Вспомните знаменитую восточную мудрость о том, что каждый человек обязан сделать в своей жизни: построить дом, посадить дерево, вырастить сына.)

В древних культурах человек мыслил себя как дом и вместилище божественного (или дьявольского), как микрокосм. Так же он на бессознательном уровне мыслит себя и сегодня. Поэтому, когда он рисует дом или дерево (не говоря уже о человеке), то невольно отражает свои представления о собственном устройстве.

Но это в конце концов дело специалистов — психологов, психотерапевтов и культурологов. Для педагога, видимо, главное — знать, что маленьким детям полезно рисовать дома (и деревья). Им вообще очень полезно рисовать.

Но в рисунке дома ребеночек «овеществляет», «опредмечивает» свое внутреннее состояние особенно сильно. А все, что изнутри выбралось наружу, все, что оказалось у нас перед глазами и во власти наших рук, в некотором смысле открыто нашему воздействию. Мы можем его как-то видоизменять. В этом и состоит секрет психотерапевтического эффекта детского рисования.

Но правильно организовать процесс, сделать его увлекательным и плодотворным, действительно целительным для ребенка — особое искусство.

Опыт каждого педагога в этой области и уникален, и бесценен.

Рейтинг@Mail.ru