Не запирайте вашу дверь.
Пусть будет дверь открыта!
Рисунок Леры Каштановой, 5 лет,
прогимназия № 1709, Москва
Мы рассказывали (и не один раз), какую
роль в жизни ребенка играет образ дома, о
диагностических возможностях рисования на тему
«дом», о коррекционных возможностях игрового
«домостроительства». Психологические методики,
связанные с рисованием, в том числе, дома или
домов, не случайно попадают в разряд
«проекционных». Проекцией психологи называют
перенос своего видения мира, внутренних проблем
и жизненных сложностей на другой, внешний объект
— игрушку, сказочного героя, рисованный образ.
Этот процесс, как правило, бессознательный.
Человек в ходе психологического исследования
получает задание нарисовать какую-нибудь
картинку и невольно «выдает» в ней свое
потаенное.
Конечно, чтобы «читать» рисунки, видеть
в них следы бессознательных устремлений и
установок, нужно специально учиться. Это
довольно сложное искусство, требующее знания
определенных «кодов»: о чем свидетельствует та
или иная композиция рисунка, что означает
использование того или иного цвета, тех или иных
деталей, как трактовать размеры нарисованных
персонажей и предметов.
Искусство «прочтения рисунков» во
многом выросло из психоаналитической концепции
Карла Юнга и его теории архетипов. По мысли Юнга,
в основе человеческого мировосприятия лежат
своеобразные образы-матрицы, на основе которых
человек возводит все свои сознательные и
бессознательные конструкции. Это, что
называется, врожденные психические структуры,
которые отличают человечество как вид. Их следы
неизменно обнаруживаются во всех древних
культурах, в мифологии и волшебных сказках.
Поэтому сказочные образы самых разных народов,
никогда не пересекавшихся, часто так похожи друг
на друга. Поэтому в основе самых разных
религиозных учений можно найти схожие мотивы. И
современные идеологии так же, как и древние
учения, несут на себе отпечатки архетипических
образов.
Теория Юнга, как и другие направления
психоаналитической мысли, не раз подвергались
критике и даже осмеянию.
Тем не менее проекционная методика «Дом
– дерево – человек» — одна из самых известных и
широко применяемых. А основана она именно на
утверждении, что дом и дерево — это
образы-архетипы, в которых, с одной стороны,
отражаются представления человека об устройстве
мира, а с другой — представления об устройстве
самого себя. (Вспомните знаменитую восточную
мудрость о том, что каждый человек обязан сделать
в своей жизни: построить дом, посадить дерево,
вырастить сына.)
В древних культурах человек мыслил себя
как дом и вместилище божественного (или
дьявольского), как микрокосм. Так же он на
бессознательном уровне мыслит себя и сегодня.
Поэтому, когда он рисует дом или дерево (не говоря
уже о человеке), то невольно отражает свои
представления о собственном устройстве.
Но это в конце концов дело специалистов
— психологов, психотерапевтов и культурологов.
Для педагога, видимо, главное — знать, что
маленьким детям полезно рисовать дома (и
деревья). Им вообще очень полезно рисовать.
Но в рисунке дома ребеночек
«овеществляет», «опредмечивает» свое внутреннее
состояние особенно сильно. А все, что изнутри
выбралось наружу, все, что оказалось у нас перед
глазами и во власти наших рук, в некотором смысле
открыто нашему воздействию. Мы можем его как-то
видоизменять. В этом и состоит секрет
психотерапевтического эффекта детского
рисования.
Но правильно организовать процесс,
сделать его увлекательным и плодотворным,
действительно целительным для ребенка — особое
искусство.
Опыт каждого педагога в этой области и
уникален, и бесценен.