Я работаю в интегративном детском саду
Центра «Наш Дом». Рисую с детьми. У наших детей
разные характеры и разные особенности. Все любят
рисовать разное.
Но однажды я предложила детям старшей
группы нарисовать дома. Пусть каждый из ребят
нарисует свой дом — какой угодно, какой
захочется. В этом доме может быть сколько угодно
этажей, сколько угодно дверей и балконов. А потом
мы поселим в эти дома, кого захотим.
Каждый получил большой лист бумаги
(формата А3) и нарисовал на нем дом. Каких только
домов не рисуют дети! Встречаются дома-башни,
дома-дворцы, дома-небоскребы. Даже летающие дома.
У дома могут быть крылья, он никогда не стоит на
месте, все время перемещается по воздуху в новое
место.
Затем каждый свой дом вырезал по
контуру. Вырезанный дом приобретает ощутимую
форму, и это детям очень нравится.
Вырезанный дом раскрашивается — в любые
цвета. Какое у ребенка настроение, такие краски
он и берет. Но я в это время тоже могу рисовать
свой дом — не для того, чтобы дети следовали
образцу, а «просто так». Иногда кто-то из них
мельком взглянет на мою работу и будто бы
нечаянно заметит, что я делаю, что у меня
получается. Если захочется, ребенок может
воспользоваться подсказанным приемом. А кто-то
может спросить, как сделать то или другое. На
вопрос нужно обязательно дать ответ, может быть,
помочь — если ребенок хочет.
Раскрашенные дома должны чуть
подсохнуть. После этого можно вырезать в них окна
и двери — по желанию детей. Это придает дому
объемность, а всему предприятию — выраженный
игровой характер. Двери можно закрывать и
открывать, в вырезанное окошко хочется
заглянуть.
Следующий этап — наиболее
захватывающий. Он связан с заселением домов.
Заселить свой дом можно любыми персонажами —
реальными и придуманными, самыми невероятными. В
доме-башне могут жить драконы. Во дворце —
королевская семья, полная и счастливая. Но
счастье ее не было б так велико, если б не
королевская собака — равноправный член
королевской семьи. Случается, что в многоэтажном
доме появляются корова с теленком. Может, им
лучше было бы в другом месте. Но раз художник
решил, значит — так тому и быть: корова с теленком
поселятся в небоскребе. Будут смотреть из окна на
луну. А в летучем доме самое место жар-птице. Дом
летит, а она в это время порхает вокруг него. Но и
обязательно найдется кто-то, кто захочет видеть в
качестве обитателей дома динозавров. Семьи
динозавров с прибившимся к ним пингвином.
По-моему, это чудесный сюжет для сказки в духе
Джанни Родари, его «Грамматики фантазии».
Все готовые дома мы собрали вместе и
построили сказочный город. Сразу было видно, что
город будет большим. В группе места для него
может и не хватить. А вдоль лестницы на второй
этаж пространства достаточно. Тут домам будет не
тесно. Теперь все, кто приходит к нам в садик,
могут увидеть наш волшебный город и полюбоваться
им.
А полюбоваться есть чем. Дома получились
невероятно живописными и живыми.
Строим дом, дом большой
Бывает,
что дети хотят что-то делать небольшими
группками.
Тогда можно предложить им нарисовать
общий дом. Один на всех, но — многоквартирный.
Трое детей в мини-группе — значит, в доме будет
три комнаты. (Или четыре. Вдруг понадобится одна
общая комната?) Если детей пятеро, и комнат будет
пять.
Сначала рисуются общие очертания дома.
Затем дом делится на квартиры. Каждая
квартира раскрашивается «хозяином».
Затем «хозяин» обставляет комнату на
свой вкус: «изготовляет» разную мебель,
придумывает элементы «дизайна». Мебель делается
по тому же принципу, что и дом: рисуется контур, по
контуру вырезается плоское изображение и
раскрашивается. Готовая мебель приклеивается на
нужное место в комнате. Что, где и как — решают
дети, каждый «хозяин квартиры».
Можно попробовать изобразить себя, т.е.
жильца дома, хозяина квартиры по вышеописанному
принципу. Вырезанный и раскрашенный человечек
тоже приклеивается сверху на предыдущие
изображения. И нет ничего из ряда вон выходящего,
если ребенок вдруг решит изобразить себя
странным, неожиданным образом.
В сказочном городе все позволено.
За счет наклеивания деталей картина
получает объем. А живописность ей гарантирована
изначально: она пополняется новыми цветами и
оттенками с каждым этапом работы, да и каждый из
участников мини-группы наверняка имеет
собственные цветовые предпочтения.
Фото Галины Соловьевой