Раздается залихватский свист (можно
использовать спортивный свисток). В группе
появляется пират.
Пират. Карамба! Тысяча чертей! Какие
здесь детки! Попались? Испугались?
Дети. Нет!
Воспитатель делает детям знак
собраться вокруг пирата.
Пират. Как не испугались? Вы что —
пиратов не боитесь?
Дети. Нет!
Пират. А вы их когда-нибудь видели?
Дети. Да!
Пират. Да? Дырявая сковорода. Где вы
могли их видеть?
Дети отвечают.
Пират. Может, вы и имя мое знаете?
Дети. Джек Воробей.
Пират. Ишь, какие прыткие!
Догадались. Я — самый знаменитый пират
Карибского моря. Но у меня сейчас такой период. Не
очень... Короче... Мой корабль вот-вот отправится в
плаванье. И мне нужны матросы. Отважные и
башковитые. Пойдете ко мне на службу?
Дети. Да!
Пират. А как мой корабль называется,
знаете?
Дети. «Черная жемчужина».
Пират. А сказать «Кар-р-рамба»
по-пиратски сумеете?
Дети. Карамба!
Пират. Громче!
Дети. Карамба!
Пират. Еще громче. И «р-р-р» должно
раскатиться, как гром среди ясного неба.
Дети учатся говорить «карамба».
Пират. Ну, что ж! Это было первое
испытание. Второе испытание. Вот вам кусочки
пиратского флага. Сложите из него целый, так
чтобы Роджер улыбался во весь рот.
Дети складывают из картонных кусочков
изображение Веселого Роджера.
Пират. Теперь вам надо переодеться.
Пусть все издалека видят: это слуги Веселого
Роджера.
Воспитатель предлагает детям атрибуты
«пиратской одежды». Дети наряжаются в пиратов.
Пират. И имена у вас должны быть
пиратские. О том, что вас звали машами-пашами,
придется забыть.
Дети придумывают себе пиратские имена.
Воспитатель записывает их на карточки. (Если дети
уже умеют рисовать печатные буквы, они могут
сделать это сами.) Карточки можно прикрепить к
одежде ребенка, как бейджики. Если карточки из
плотного картона, можно проделать в карточках
дырочки и повесить их на шею каждому ребенку на
ленточке.
Пират. Сейчас я буду посвящать вас в
пираты.
Дети приседают на одно колено,
наклоняют головы вниз. Джек Воробей возносит
шпагу над головой каждого ребенка.
Пират. Я, Джек Воробей, беру тебя (называет
придуманное имя ребенка) в пиратскую команду. (Называет
всех детей.) Повторяйте за мной:
«Клянусь забыть родителей, родной дом, детский
сад, уют и покой и отправиться на поиски
сокровищ!»
Дети. Клянусь!
Пират. «Клянусь беспрекословно
подчиняться твоим командам!»
Дети. Клянусь!
Пират. «Клянусь быть всегда вместе
со своей командой и приходить на помощь своему
товарищу, даже если это грозит погибелью!»
Дети. Клянусь!
Пират. «Если я захочу самовольно
покинуть «Черную жемчужину», то меня высадят на
необитаемом острове. И я приму свою участь!»
Дети. Клянусь!
Если среди детей есть именниник, Джек
Воробей предлагает ему встать на какое-то
возвышение.
Пират. Сейчас я буду поздравлять
именинника по-пиратски.
Чтоб тебя не съела акула.
Чтоб ты не пошел ко дну.
Чтобы ты нашел сокровища.
Чтобы ты поймал гигантского ската.
А ну-ка, и вы пожелайте новорожденному
что-нибудь пиратское.
Дети придумывают пожелания.
Затем все разучивают пиратскую песню.
Можно исполнить пиратский танец.
Пират. А теперь, матросы, слушай мою
команду! Занять места на судне. Отдать концы!
Плывем на необитаемый остров. За сокровищами.
Все встают в круг, кладут руки на плечи
и качаются под фонограмму с записью морских волн.
Пират. Вперед смотрящий! Что видишь? (Протягивает
кому-то из детей подзорную трубу.) Видишь землю?
Кричи: «Земля!»
Ребенок. Земля!
Пират. Пристать к берегу. Бросить
якорь. Пираты, на землю! Вперед! На поиски
сокровищ.
Дети бегут за пиратом к месту, где
начнутся поиски.
Пират. Сокровища спрятаны где-то
рядом. Но где точно, неизвестно. У меня сохранился
кусок старой карты. Я дорого за нее заплатил.
Пират разворачивает перед детьми
карту. Дальнейший сценарий игры может
разворачиваться по-разному.
Маршрут по принципу ориентирования
Вы играете с детьми на улице и хотите,
чтобы они побегали, а заодно потренировали свое
умение «читать» карту. Тогда на местности
устраивают несколько тайников, где прячут
кусочки карты: каждый следующий — продолжение
предыдущего. Дети отыскивают один тайник за
другим. И в конце концов находят сокровища
(сладости, мелкие игрушечки, наклейки и т.п.).
Маршрут по принципу разных заданий
Дети получают карту, на которой отмечен
весь маршрут. Но сверяется с ней в основном
ведущий. На каждой стоянке детей ожидает
какое-нибудь испытание: отгадать кроссворд или
загадку. Задания могут быть связаны с
физическими упражнениями: нужно попасть в мишень
определенное количество раз — убить дракона;
преодолеть веревочную паутину, сплетенную
гигантским пауком; перебраться по кочкам
(дощечкам) через гиблое болото; переправиться по
бревну через реку, кишащую крокодилами. Можно
предложить детям и подвижную игру.
Если действие происходит на улице, расстояние
между стоянками будет больше. Дети смогут еще и
побегать от одной стоянки к другой.
Если играют в зале или групповой комнате, задания
должны быть подобраны с учетом возможной
активности.
Можно предложить смешные испытания.
Переход через пустыню
Все дети становятся верблюдами и
опускаются на четвереньки. На спину верблюду
ставится небольшая картонная коробка с
каким-нибудь «грузом» (легкие мячики, кегли).
Верблюд должен перейти через пустыню, не
опрокинув коробочку.
Если атрибутов не хватает для всех сразу,
переходят через пустыню по очереди.
Спасение утопающих
Берется плотный коврик, корзина или
плоская подушка, к которой привязана толстая
веревка. Выбираются «потерпевшие
кораблекрушение» — два-три человека. Они по
одному садятся на коврик-плот. Остальные дети
вместе с воспитателем стоят за условной линией и
тянут плот за веревку к берегу.
Змееловы
В разных местах группы спрятаны цветные
ленточки. Это ядовитые змеи. Они опасны для
путников. Вперед высылаются змееловы. Они за
определенное время должны отыскать всех змей и
посадить в клетку. Змееловы должны работать в
перчатках.
После того как сокровища обнаружены,
Джек Воробей предлагает устроить пиратский пир.
Это может быть пикник на природе или праздничное
чаепитие в группе. Всем блюдам даются пиратские
названия.
Затем Джек Воробей распускает свою команду — до
следующих приключений — и прощается с детьми.