«Чудесный Паровозик»
Описание дидактического пособия
Игрушка
представлена в виде книжки, изготовлена из
твердого картона, с использованием
самоклеющейся пленки основных цветов.
Четырнадцать страниц дидактического пособия —
это плоскостные вагончики основных цветов,
соединенные между собой с помощью разноцветных
шнурков. Каждый вагончик — самостоятельная
дидактическая игра для индивидуальной работы с
ребенком. Но страницы пособия могут
использоваться одновременно несколькими
игроками — детьми при участии взрослых: мамы,
воспитателя и помощника воспитателя.
К каждому вагону прилагается инструкция,
описание, материал для работы с детьми и
художественное слово — сопровождение.
Общая цель игрушки: развивать сенсорные
способности и мелкую моторику рук детей.
Инструкция по применению
Ко всем страницам паровозика при
помощи разноцветных шнурков прикрепляются колеса
— пуговицы, которые можно завязать узелком или
бантиком. С двух сторон каждый вагон
соединяется с соседними разноцветными
шнурками.
Обложка книги — Паровоз
Запыхтел паровоз
И вагоны повез.
— Пых-пых-пых, чу-чу-чу,
С ветерком прокачу!
Задачи:
развивать мелкую моторику рук
(шнуровать, манипулировать деталями);
обогащать словарь детей (использовать
в активной речи слова — части паровоза: кабина,
колеса, труба, окно).
Колеса паровоза в виде пуговиц
прикрепляются к нему с помощью шнурков, которые
можно завязывать, развязывать в виде узелка или
бантика. Сбоку пришнуровывается вагон.
Первый вагон — «Геометрические
фигуры»
Вот фигурки для ребят:
Треугольник, круг, квадрат.
Надо их пришнуровать,
Чтоб в пути не потерять!
Задачи:
развивать мышление и пальцевую
моторику;
учить осваивать операцию вкладывания,
наложения, соединения частей в целое с помощью
шнурка;
знакомить детей с геометрическими
фигурами и формой предметов (круг, квадрат,
треугольник).
Второй вагон — «Мишка — Мышка —
Зайка»
— Длинноухий Зайка,
В вагон полезай-ка!
Слева сядет Мышка,
Справа сядет Мишка.
Можно и наоборот. Вот:
Слева — Зайка, справа — Мышка,
В середине — толстый Мишка.
Задачи:
развивать пальчиковую моторику,
тактильные ощущения;
обогащать сенсорный опыт детей (мягкий,
пушистый, шершавый, твердый);
формировать первоначальную культуру
мышления;
способствовать освоению навыков
обследования (ощупывание ковриков, игрушек).
Дети прикрепляют игрушки к вагончику на
катушки с помощью петельки, меняют местами,
ощупывают поверхность сидений у зверей,
внутреннее наполнение самих игрушек.
Третий вагон — «Заяц с овощами»
Привез паровоз
Овощей целый воз.
А что любит Зайка?
Быстрей отгадай-ка!
Задачи:
развивать зрительное восприятие;
развивать умение сравнивать и
различать контрасты по величине;
знакомить детей с понятием «величина»
(маленький, большой);
активизировать познавательную,
игровую деятельность детей.
Из предложенных морковок детям
предлагают выбрать все самые большие (самые
маленькие) морковки.
Четвертый вагон — «Неваляшка»
Раз-два-три-четыре,
Мы кружочки прикрепили,
Вышла Неваляшка —
Красная рубашка!
Задачи:
развивать мелкую моторику рук
(прикреплять детали с помощью липучки);
закреплять цвет, размер, форму (круг).
Пятый вагон — «Мячи»
— Чу-чу-чу, чи-чи-чи,
В детский сад везли мячи.
Красный, желтый и зеленый
Укатились из вагона.
Поскорее их найдите
И на место положите.
Задачи:
учить детей осваивать операцию
соединения частей в целое;
учить подбирать детали по цвету;
закреплять знание основных цветов.
Шестой вагон — «Петушок с семьей»
Паровозик загудел,
Петушок в вагон влетел.
— Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко,
Уезжаю далеко.
А со мной — моя семья
Едет в дальние края!
Задачи:
развивать подражание речевым звукам;
развивать способности детей узнавать
предметы по словесному описанию (петух, курица,
цыпленок);
развивать мелкую моторику рук.
Седьмой вагон — «Кукла Катя»
Катя круп понакупила,
По мешочкам разложила.
— Расстегни скорей замочек.
Что положено в мешочек?
Задачи:
развивать мелкую моторику рук и
координацию кистей посредством различных
застежек (пристегивание с помощью кнопок,
шнуровка, застежка-«молния», прикрепление
липучек);
развивать тактильные ощущения.
Восьмой вагон — «Фрукты»
Ежик фрукты собирал
И на зиму запасал.
— Помогите, помогите,
Все в корзиночку сложите!
Задачи:
обогащать словарь детей (использовать
в активной речи названия фруктов);
закреплять знание основных цветов;
развивать умение манипулировать
деталями.
Девятый вагон — «Чьи дети?»
Мама место занимает,
Где детеныши — не знает,
— Помогите, помогите,
Моих деточек найдите!
Задачи:
Десятый вагон — «Пирамидка»
Пирамидку собираем
И колечки выбираем.
— Покажи, какое
Самое большое?
Сколько тут всего колец?
Правильно! Ты — молодец!
Задачи:
знакомить с формой (круг, квадрат, овал);
знакомить с понятием «размер», учить
находить из предложенных форм самую большую;
знакомить с основными цветами (желтый,
синий, зеленый, красный).
Одиннадцатый вагон — «Елочка»
Паровоз на Новый год
Детям елочку везет.
Мы ее украсим сами
Разноцветными шарами.
Задачи:
развивать мелкую моторику рук;
обучать группировке предметов по
цвету;
учить выявлять отношения групп
предметов по количеству и числу (много, мало,
один);
определять количество путем пересчета
(1, 2, 3);
развивать умение манипулировать с
деталями;
закреплять знание основных цветов
(красный, синий, желтый).
Двенадцатый вагон — «Аквариум»
Вот аквариум. Рыбешки
Беспокоятся немножко:
— Осторожнее везите,
Воду нам не расплещите!
Задачи:
развивать мелкую моторику рук;
учить застегивать пуговицы;
развивать умение манипулировать с
предметами, прикрепляя их с помощью липучки.
Тринадцатый вагон — «Кот с кубиками»
Кот задумал строить дом.
Будет жить он в доме том.
Для постройки этой кот
Много кубиков везет!
Задачи:
знакомить детей с формой (квадрат,
треугольник);
развивать умение подбирать нужную
фигуру и вкладывать в соответствующую ей форму;
закреплять знание цветов (красный,
синий, желтый).
Четырнадцатый вагон — «Два Мишки»
Большой Мишка
С меньшим братцем
Очень любят наряжаться.
Только им совсем не просто
Подобрать наряд по росту…
Задачи:
упражнять в различении цветов: синий,
желтый, зеленый, красный;
развивать координацию кистей рук;
развивать зрительное восприятие,
умение сравнивать и различать контрастные по
величине (большой, маленький), цвету (красный,
желтый, зеленый);
закреплять понимание слов,
обозначающих части тела животных: голова, живот,
лапы, рот, нос, глаза, уши;
обогащать словарь детей (использовать
в активной речи названия предметов одежды: шапка,
куртка, штаны).
Автор рифмовок Надежда Вижуткина,
логопед.
Авторы пособия — педагоги детского сада № 149, г.
Пенза
Фото из архива детского сада № 149, г. Пенза
|