Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2010

«Чудесный Паровозик»

Описание дидактического пособия

Игрушка представлена в виде книжки, изготовлена из твердого картона, с использованием самоклеющейся пленки основных цветов.
Четырнадцать страниц дидактического пособия — это плоскостные вагончики основных цветов, соединенные между собой с помощью разноцветных шнурков. Каждый вагончик — самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной работы с ребенком. Но страницы пособия могут использоваться одновременно несколькими игроками — детьми при участии взрослых: мамы, воспитателя и помощника воспитателя.
К каждому вагону прилагается инструкция, описание, материал для работы с детьми и художественное слово — сопровождение.
Общая цель игрушки: развивать сенсорные способности и мелкую моторику рук детей.

Инструкция по применению

Ко всем страницам паровозика при помощи разноцветных шнурков прикрепляются колеса — пуговицы, которые можно завязать узелком или бантиком. С двух сторон каждый вагон соединяется с соседними разноцветными шнурками.

Обложка книги — Паровоз

Запыхтел паровоз
И вагоны повез.
— Пых-пых-пых, чу-чу-чу,
С ветерком прокачу!

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук (шнуровать, манипулировать деталями);

  • обогащать словарь детей (использовать в активной речи слова — части паровоза: кабина, колеса, труба, окно).

Колеса паровоза в виде пуговиц прикрепляются к нему с помощью шнурков, которые можно завязывать, развязывать в виде узелка или бантика. Сбоку пришнуровывается вагон.

Первый вагон — «Геометрические фигуры»

Вот фигурки для ребят:
Треугольник, круг, квадрат.
Надо их пришнуровать,
Чтоб в пути не потерять!

Задачи:

  • развивать мышление и пальцевую моторику;

  • учить осваивать операцию вкладывания, наложения, соединения частей в целое с помощью шнурка;

  • знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов (круг, квадрат, треугольник).

Второй вагон — «Мишка — Мышка — Зайка»

— Длинноухий Зайка,
В вагон полезай-ка!
Слева сядет Мышка,
Справа сядет Мишка.
Можно и наоборот. Вот:
Слева — Зайка, справа — Мышка,
В середине — толстый Мишка.

Задачи:

  • развивать пальчиковую моторику, тактильные ощущения;

  • обогащать сенсорный опыт детей (мягкий, пушистый, шершавый, твердый);

  • формировать первоначальную культуру мышления;

  • способствовать освоению навыков обследования (ощупывание ковриков, игрушек).

Дети прикрепляют игрушки к вагончику на катушки с помощью петельки, меняют местами, ощупывают поверхность сидений у зверей, внутреннее наполнение самих игрушек.

Третий вагон — «Заяц с овощами»

Привез паровоз
Овощей целый воз.
А что любит Зайка?
Быстрей отгадай-ка!

Задачи:

  • развивать зрительное восприятие;

  • развивать умение сравнивать и различать контрасты по величине;

  • знакомить детей с понятием «величина» (маленький, большой);

  • активизировать познавательную, игровую деятельность детей.

Из предложенных морковок детям предлагают выбрать все самые большие (самые маленькие) морковки.

Четвертый вагон — «Неваляшка»

Раз-два-три-четыре,
Мы кружочки прикрепили,
Вышла Неваляшка —
Красная рубашка!

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук (прикреплять детали с помощью липучки);

  • закреплять цвет, размер, форму (круг).

Пятый вагон — «Мячи»

— Чу-чу-чу, чи-чи-чи,
В детский сад везли мячи.
Красный, желтый и зеленый
Укатились из вагона.
Поскорее их найдите
И на место положите.

Задачи:

  • учить детей осваивать операцию соединения частей в целое;

  • учить подбирать детали по цвету;

  • закреплять знание основных цветов.

Шестой вагон — «Петушок с семьей»

Паровозик загудел,
Петушок в вагон влетел.
— Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко,
Уезжаю далеко.
А со мной — моя семья
Едет в дальние края!

Задачи:

  • развивать подражание речевым звукам;

  • развивать способности детей узнавать предметы по словесному описанию (петух, курица, цыпленок);

  • развивать мелкую моторику рук.

Седьмой вагон — «Кукла Катя»

Катя круп понакупила,
По мешочкам разложила.
— Расстегни скорей замочек.
Что положено в мешочек?

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук и координацию кистей посредством различных застежек (пристегивание с помощью кнопок, шнуровка, застежка-«молния», прикрепление липучек);

  • развивать тактильные ощущения.

Восьмой вагон — «Фрукты»

Ежик фрукты собирал
И на зиму запасал.
— Помогите, помогите,
Все в корзиночку сложите!

Задачи:

  • обогащать словарь детей (использовать в активной речи названия фруктов);

  • закреплять знание основных цветов;

  • развивать умение манипулировать деталями.

Девятый вагон — «Чьи дети?»

Мама место занимает,
Где детеныши — не знает,
— Помогите, помогите,
Моих деточек найдите!

Задачи:

  • стимулировать развитие умственных способностей;

  • знакомить детей с домашними животными и их детенышами.

Десятый вагон — «Пирамидка»

Пирамидку собираем
И колечки выбираем.
— Покажи, какое
Самое большое?
Сколько тут всего колец?
Правильно! Ты — молодец!

Задачи:

  • знакомить с формой (круг, квадрат, овал);

  • знакомить с понятием «размер», учить находить из предложенных форм самую большую;

  • знакомить с основными цветами (желтый, синий, зеленый, красный).

Одиннадцатый вагон — «Елочка»

Паровоз на Новый год
Детям елочку везет.
Мы ее украсим сами
Разноцветными шарами.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук;

  • обучать группировке предметов по цвету;

  • учить выявлять отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один);

  • определять количество путем пересчета (1, 2, 3);

  • развивать умение манипулировать с деталями;

  • закреплять знание основных цветов (красный, синий, желтый).

Двенадцатый вагон — «Аквариум»

Вот аквариум. Рыбешки
Беспокоятся немножко:
— Осторожнее везите,
Воду нам не расплещите!

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук;

  • учить застегивать пуговицы;

  • развивать умение манипулировать с предметами, прикрепляя их с помощью липучки.

Тринадцатый вагон — «Кот с кубиками»

Кот задумал строить дом.
Будет жить он в доме том.
Для постройки этой кот
Много кубиков везет!

Задачи:

  • знакомить детей с формой (квадрат, треугольник);

  • развивать умение подбирать нужную фигуру и вкладывать в соответствующую ей форму;

  • закреплять знание цветов (красный, синий, желтый).

Четырнадцатый вагон — «Два Мишки»

Большой Мишка
С меньшим братцем
Очень любят наряжаться.
Только им совсем не просто
Подобрать наряд по росту…

Задачи:

  • упражнять в различении цветов: синий, желтый, зеленый, красный;

  • развивать координацию кистей рук;

  • развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине (большой, маленький), цвету (красный, желтый, зеленый);

  • закреплять понимание слов, обозначающих части тела животных: голова, живот, лапы, рот, нос, глаза, уши;

  • обогащать словарь детей (использовать в активной речи названия предметов одежды: шапка, куртка, штаны).

Автор рифмовок Надежда Вижуткина, логопед.
Авторы пособия — педагоги детского сада № 149, г. Пенза
Фото из архива детского сада № 149, г. Пенза

Рейтинг@Mail.ru