Предлагаемые музыкальные игры можно
использовать на праздниках и музыкальных
занятиях.
В зависимости от подготовленности детей педагог
выбирает игры различной сложности. Многие игры
будут пользоваться успехом в разновозрастном
коллективе и в родительской среде. Они помогают
развитию творческого воображения, музыкальной
памяти, чувства ритма и слуха, а также развлекают
и веселят.
Простейшие игры на определение
характера музыки
«Солнышко и тучки»
Это игра для самых маленьких. У каждого
ребенка в руках карточки с изображением солнышка
и тучки. После прослушивания музыки они должны
показать либо солнышко, либо тучку. Солнышко
обозначает веселую музыку, тучка — грустную.
«Гномики»
На планшете или на столике выложены
крупные картинки с изображением гномиков. У
гномиков разные выражения лиц — грустное,
веселое, спокойное, обиженное и т.п. (Для
рисования гномиков можно воспользоваться
классическими таблицами мимических схем,
которыми пользуются практические психологи.)
Дети слушают пьесу. Затем педагог приглашает
кого-то из детей, чтобы он выбрал гномика,
характер которого соответствует музыке. Другие
дети соглашаются или не соглашаются с ним.
Возможен вариант, когда для характеристики пьесы
понадобятся два или больше гномиков.
Игры на имитацию разных исполнителей
«Котенок и щенок»
Умению выделять в оркестре звучание
отдельных музыкальных инструментов
способствуют упражнения на имитацию голосов
различных исполнителей — сказочных или
шуточных. Дети очень любят изображать «поющих
животных».
Играющие делятся на команды по 3–4 человека.
Каждая команда выбирает себе животное, голосом
которой она будет петь. Это дрессированное
животное. Оно очень любит петь под музыку, но
говорить не умеет.
Звучит знакомая детям песня.
После этого каждая команда должна исполнить ее
хором голосом животного — промяукать,
прогавкать, прохрюкать и т.д.
Эту игру можно с успехом использовать не только
на занятиях, но и на детско-родительских
праздниках.
«Кто на чем играет?»
Выбирается водящий. Он становится в
центр круга и закрывает глаза. Остальные
договариваются, на каком инструменте они будут
«играть». После этого водящий открывает глаза.
Звучит музыка, а дети имитируют игру на
инструменте — на пианино, на скрипке, на
тарелках, на колокольчиках, на виолончели, на
трубе. Водящий должен угадать, на каком
инструменте «играют» дети.
Этой игре должна предшествовать
подготовительная работа. Детям показывают
картинки с изображением разных исполнителей —
скрипача, трубача, пианиста и т.п. — и знакомят со
звучанием различных инструментов.
Игры на развитие чувства ритма
«Часы»
Проговаривая текст, стучат пальцем
одной руки по ладони другой в разном ритме и с
разной скоростью.
Так идут часы большие:
Та-ак-так, та-ак-так.
Маленькие ходят так:
Тик-тик-так, тик-тик-так.
Часы-крошки — будто понарошке:
Ти-ке-ти-ке, ти-ке-ти-ке.
«Охотник и зайчик»
Из играющих считалкой или жребием
выбирается охотник. Он получает бубен или
барабан.
Дети поют потешку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф. Ой-ой-ой!
После этого охотник должен отстучать на
бубне или на барабане ритм фразы: «Убегает зайчик
мой!»
Если он отстучал ритм правильно, дети
разбегаются по залу, а охотник их ловит.
Если ритм неверный, зайчики «падают замертво».
«Лесные гости»
Дети делятся на три групы — зайцы, волки,
медведи. Каждая группа должна двигаться под свой
ритм: зайцы — под музыку с частым ритмическим
рисунком; волки — медленнее, медведи — совсем
медленно.
Педагог играет ритм зайца: зайцы прыгают, а волки
и медведи стоят неподвижно. Затем звучит ритм
волка: волки бегут, медведи и зайцы стоят. Наконец
звучит ритм медведя: медведи двигаются,
остальные стоят.
В ходе игры ритмы чередуются произвольно.
«Звучащие жесты»
Традиционно используют четыре вида
звучащих жестов: притопы ногами, шлепки по
коленям, хлопки и щелчки пальцами.
Эти звуки можно использовать для музыкального
оформления разных мелодий и в разных музыкальных
упражнениях.
Первый вариант
Дети делятся на две группы. Одна группа
должна прохлопать мелодию, другая — протопать.
Затем обе группы исполняют свои «партии»
одновременно.
Второй вариант
Дети делятся на три или четыре группы.
Сначала «партии» исполняются по очереди, потом —
одновременно.
Третий вариант
Дети делятся на две группы. Каждая
группа отбивает ритм мелодии двумя способами.
Например, одну часть мелодии — хлопками, другую
— шлепками.
Затем нужно исполнить мелодию вместе.
Здесь, помимо ритмической работы, от играющих
требуется внимание. Чужие движения сбивают.
Игру «Звучащие жесты» можно успешно
использовать в ходе праздников и досугов с
участием родителей. Родители и дети могут играть
друг против друга. Кто из исполнителей ошибается,
тот вылетает. Выигрывает та команда, которая к
концу исполнения сохранит больше
«оркестрантов».
«На морском берегу»
Звучит любая музыка размера 2/4 в
медленном темпе.
Дети сидят «на песке» и играют «камешками» —
перебрасывают их из одной руки в другую, а потом
бросают «в воду», делая хороший замах на затакт и
кидая на сильную долю.
«Играем на воде»
На сильные доли дети «брызгаются водой»
— сжимают и разжимают кисти рук, а на слабые доли
«стряхивают капли» с рук.
Игры на развитие слуховой памяти и
различение тембра голосов
«Угадай, чей голосок!»
Водящий стоит в кругу с закрытыми
глазами. Дети движутся по кругу и поют:
Вот построили мы круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем: «Скок, скок, скок!»
Угадай, чей голосок!
Слова «скок, скок, скок» произносит один
из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен
узнать, кто произнес слова.
«Угадай по голосу»
Один ребенок — «Ваня» — стоит впереди,
спиной к остальным играющим. Дети поют песенку:
Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
С окончанием песни педагог показывает
на кого-нибудь из ребят, а тот называет «Ваню» по
имени. Водящий должен догадаться по голосу, кто
его позвал.
Дети могут стоять в кругу. Тогда водящий с
окончанием песни закрывает глаза и ждет, пока его
окликнут.
«Невидимые инструменты»
Дети слушают, как звучит металлофон,
треугольник, колокольчик (тембры, похожие друг на
друга). Затем кто-то (взрослый или ребенок)
прячется за ширму и оттуда играет то на одном, то
на другом инструменте. Дети должны догадаться,
какой инструмент играет.
Игру можно разнообразить.
Вариант первый
Педагог прячет за ширмой инструменты.
Затем выбирается ребенок, который заходит за
ширму, берет один из инструментов и играет на нем.
Если дети правильно назвали инструмент, ребенок
передает право играть другому водящему. Если
дети ошиблись, прежний водящий получает еще одну
попытку.
Вариант второй
Наличие ширмы и помощника педагога
позволяет ввести в игру театрального персонажа
— Петрушку или другую перчаточную куклу, которая
и будет загадывать детям загадки.
Звуки разных инструментов можно связать с
появлением злых или добрых персонажей на
празднике: звучит треугольник — появляется Фея.
Громко и резко звучит колокольчик — появляется
Ночь, Ветер, Засуха и т.п.
С помощью инструментов злых персонажей можно
прогонять.
Игры на различение высоты звука
«Подбросим мяч»
Дети играют в воображаемый мяч. Когда
музыка звучит в высоком регистре, они на сильную
долю такта как бы подбрасывают мяч вверх, в
низком регистре — ударяют мячом об пол, в среднем
регистре держат мяч в руках.
«Петух, куры и цыплята»
Дети стоят парами по кругу. Внутренний
круг образуют цыплята, внешний круг — куры. Петух
в стороне. Он поет: «Ку-ка-ре-ку!» Если споет
высоко, по кругу бегут цыплята, если низко — куры.
«Веселые танцоры»
Дети стоят по кругу. Если играют
плясовую мелодию в высоком регистре — пляшут
девочки, если в низком регистре — мальчики.
Игра «Медведи и зайцы»
Выбираются мишки и зайцы. Под музыку,
звучащую в высоком регистре, зайцы прыгают на
поляне. Как только зазвучит музыка в низком
регистре, на охоту выходят медведи. Зайцы должны
замереть на месте. Тот, кто пошевелится,
считается пойманным и отправляется к медведю в
берлогу.
Игры на согласование движений с темпом
музыки
«Вышивание»
Дети образуют цепочку, взявшись за руки.
Стоящий впереди — ведущий, или иголка, а
остальные — нитка. С началом музыки иголка ведет
нитку в любом направлении, переходя с ходьбы на
бег и снова на ходьбу, реагируя на
постепенное изменение темпа музыки. Движение то
ускоряется, то замедляется.
Поначалу роль иголки берет на себя взрослый.
Когда дети освоятся с этой игрой, можно поручать
роль иголки кому-нибудь из них. Как правило, такой
переход возможен в группе детей предшкольного
возраста.
«Карусель»
В ходе игры дети передают в движении
постепенное ускорение и замедление темпа музыки.
Еле-еле, еле-еле
(Карусель медленно движется)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Темп речи и движения постепенно ускоряются)
Побежали, побежали,
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
(Темп движений постепенно замедляется)
Раз-два, раз-два (пауза) —
Вот и кончена игра.
(Карусель останавливается)
«Наша поездка»
Дети имитируют езду на лошади, машине,
пароходе и самолете. Учатся чувствовать
изменение темпа от медленного к очень быстрому.
На лошади ехали,
До угла доехали.
На машине ехали,
До реки доехали.
Т-р-р! Стоп! Разворот.
На реке пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали!
Пароход не везет!
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит:
У-у-у, у-у-у!
Игры на развитие музыкальной
памяти
«Ручеек»
Ребенок поет первую фразу какой-нибудь
песни, а остальные дети по очереди поют следующие
музыкальные фразы.
«Часть песни — про себя»
По знаку педагога часть ранее
выученного музыкального произведения
исполняется как обычно, а часть — «молча»: дети
должны пропеть ее про себя.
Это упражнение превращается в веселую игру, если
выбрать смешную песню, у которой при каждом новом
повторении «прячется» одна строка.
Берется попевка. Например:
Тень-тень, потетень,
Сели звери под плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Сначала пропеваются четыре строчки.
Затем три, последняя опускается. Но поющие должны
вовремя спеть начало куплета.
Затем опускаются две последние строчки, потом —
три. И, наконец, все поющие через определенные
музыкально-временные отрезки повторяют только
«тень-тень».
В такую игру можно играть с детьми предшкольного
возраста.
Для того чтобы дети усвоили «пение» (или
ритмический проговор) про себя, можно
сопровождать слова движениями.
«Тень-тень, потетень» — хлопаем в
ладоши,
«Сели звери под плетень» — топаем ногами,
«Сели звери под плетень» — шлепаем себя по
коленкам,
«Похвалялися весь день» — топаем ногами.
Тогда, по мере «исчезновения» слов, ритм
и продолжительность фразы помогают удерживать
движения.
Эта игра очень уместна на празднике. Родителей
можно обучить в нее играть прямо «на ходу».
Советуем прочитать
1. Жигалко Е., Казанская Е.
Музыка, фантазия, игра. СПб.: Композитор, 1999.
2. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П.
Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного
и младшего школьного возраста. М.: Владос, 2000.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.:
Музыка, 1987.
4. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П.
Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников. М.: Просвещение, 1986.
5. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в
музыкально-ритмическом развитии детей. М.:
Гном-Пресс, 1998.
6. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в
музыке. М.: Советский композитор, 1991.
7. Петрова В.А. Музыкальные занятия с
малышами. М.: Просвещение, 1993.
8. Печковская М.П. Букварь музыкальной
грамоты. М.: Международная программа образования,
1996.
Фотографии из архива детского сада №
25, г. Мончегорск, Мурманская область. Музыкальный
руководитель Татьяна Ганичева