Как от нас болезнь ушла
Комплексное занятие по физкультуре и
изодеятельности для детей от пяти лет
Предварительная работа:
Беседы о здоровом образе жизни,
занятия и дидактические игры по теме «Познай
себя».
Оборудование:
Большие обручи, скакалки, мячи простые
и набивные, гимнастические скамьи, маски: оленьи
рожки, охотничьи шапочки; карандаши, фломастеры,
восковые мелки, большой лист бумаги, мольберт.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал здоровья.
Воспитатель: Дети, как называется
этот зал? А что значит здоровье?
Ответы детей. Появляется старуха
Болезнь.
Болезнь: Я — старуха Болезнь,
привела с собой вредные микробы и вирусы, кашель
и насморк, вот вы сейчас все заболеете. Что,
испугались?
Воспитатель и дети: Нет, мы тебя не
боимся. Мы по утрам зарядкой занимаемся.
Болезнь: А я вот напущу на вас свои
вирусы, и не поможет вам никакая физкультура.
Воспитатель: А мы не только
физкультурой занимаемся. Дети, расскажите, что мы
еще делаем, чтобы быть здоровыми.
Дети: Закаляемся, полощем горло,
принимаем витамины, едим лук и чеснок.
Воспитатель: Физкультура нам
помогает расти ловкими, сильными, смелыми.
Бабушка Болезнь, становись в шеренгу,
позанимайся с нами! Ты тоже станешь здоровой и
крепкой.
Дети строятся в шеренгу, делают
разминку, а Болезнь пытается повторить, но у нее
ничего не получается, она охает, вздыхает, ворчит.
Разминка
Ходьба в колонне по одному, скрестным
шагом, с высоким подниманием колен, по скамье с
перешагиванием через ленты, с остановкой на
сигнал «Аист». Бег с захлестыванием.
Воспитатель: Бабушка Болезнь, ты
сегодня попала на необычное занятие. Дети будут
не только заниматься физкультурой, но и рисовать
занятие. Поэтому им надо понаблюдать за собой, за
своими движениями, подумать, как это будет
выглядеть на рисунке. И ты, бабушка, примечай,
вдруг ты окажешься замечательной художницей.
Болезнь: Ишь чего надумали, да
разве можно нарисовать человека в движении? Что
же это получится, если он бежит, значит, на
рисунке у него окажется много ног?
Воспитатель: Вовсе нет. Мы будем
рисовать только какой-нибудь момент движения,
так, как будто фотографируем. Нам надо запомнить,
как выглядит это движение, и нарисовать его.
Сейчас мы выполним подготовительные упражнения
с обручами.
Воспитатель обращает внимание детей
на то, что все упражнения надо выполнять
одновремено, стараясь сохранять равновесие. Дети
перестраиваются в три колонны, каждая колонна
берет по одному большому обручу.
Солнышко
просыпается
И.п. — стоя, ноги слегка расставлены,
руки с обручем опущены, на счет 1—2 поднять обруч
вверх, отвести ногу, на счет 3—4 вернуться в и.п.
Повторить 4 раза.
Вверх-вниз
И.п. — стоя на коленях, руки с обручем
опущены, на счет 1—2 поднять обруч вверх, на счет
3—4 вернуться в и.п. Повторить 6 раз.
Лодочка
И.п. — лежа на животе, вокруг обруча,
обруч в руках. На счет 1—2 руками поднять обруч,
прогнуть спину, приподнять туловище и голову, на
счет 3—4 вернуться в и.п.
Паровоз
И.п. — стоя серединами стоп на лежащем
обруче, руки на поясе, ходьба по ободу обруча
приставным шагом вправо, влево, имитировать
звуки паровоза: «чу-чу-чу». Повторить 6 раз.
Прыжки
Одна нога в обруче, другая сзади,
чередовать с ходьбой.
Надуй шарик
Дыхательные упражнения. Звуки [с] и [ш]
на длительном выдохе. 2 раза.
Воспитатель напоминает, что дети
могут выбрать себе тот вид деятельности, который
они хотят нарисовать. Предлагает упражнения
нескольким детям с тем, чтобы остальные
наблюдали, как это выглядит. По ходу выполнения
комментирует каждое движение, обращает внимание
на положение рук, ног, туловища, головы.
Бросание и ловля мяча вверх, вниз, с
хлопками.
Обратить внимание на положение рук,
мяч над руками, под руками.
«Тюлень»: подтягивание лежа на животе.
Ребенок лежит на животе, видны спина,
бок, половина лица, руки согнуты в локтях, прижаты
к телу.
Прыжки со скакалкой.
Обратить внимание на положение рук,
ног.
Лазанье по гимнастической стенке.
Ребенок виден только со спины.
Сначала руки кладет на перекладину, затем
поочередно ставит ноги.
Ходьба по скамейке с перешагиванием
через набивные мячи.
Обратить внимание детей, как
смотрится ребенок, который выполняет упражнение.
Видна часть лица, спина прямая, одна нога высоко
поднята, руки в стороны.
Дети увлечены, а Болезнь сидит,
дуется.
Воспитатель: Дети, бабушка Болезнь
совсем заскучала. Давайте отдохнем, поиграем в
игру «Ловля оленей». Болезнь будет охотником, а
вы — оленями.
Дети надевают шапочки с оленьими
рожками, охотники — охотничьи шапочки.
Игра «Ловля оленей»
Олени бегают в кругу. Охотники за
кругом. Вместо охотников могут быть пастухи. По
сигналу «раз, два, три, лови» олени бегают по
кругу, пастухи бросают мячи в оленей, а те
убегают. Олень, в которого попал мяч, считается
пойманным. Бросать мяч можно только в ноги.
Болезнь не может попасть, сердится.
Болезнь: Да, я вижу, что у меня здесь
ничего не выходит. Пойти, что ли, других поискать?
Воспитатель: Не огорчайся, бабушка,
с первого раза и у детей не получалось. Зато
теперь полюбуйся, какие ловкие да умелые!
Болезнь: И не просите, и не
уговаривайте, с такими спортсменами мне уж точно
не по пути. Пойду-ка я восвояси. (Понурившись,
Болезнь уходит.)
Воспитатель: Жалко бабушку, да
только там, где дети любят физкультуру, никакие
болезни надолго не задержатся. Сейчас давайте
отдохнем перед сложным заданием.
Дети ложатся на ковер.
Упражнение на расслабление
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье,
И становится понятно:
Расслабление приятно.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза
И встать.
Дети сжимают кулачки. Тянутся,
поднимаются, улыбаются, открывают глаза, встают.
Садятся в кружок.
Воспитатель: Вы дружно занимались,
играли, а сейчас давайте так же дружно нарисуем,
что мы сегодня делали. Только сделаем зарядку для
наших пальчиков.
Твои помощники, взгляни, —
Десяток дружных пальцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И как хороший мальчик,
Послушен каждый пальчик.
(Растирание, массаж каждого пальца.)
Мы ими карандаш возьмем
И рисовать сейчас начнем.
(Имитация движений.)
Воспитатель: Теперь выберите себе,
чем вы хотите рисовать, на каком месте листа,
вспомните, как выполняли это упражнение.
Дети выбирают нужные карандаши,
фломастеры, мелки и рисуют на одном большом
листе. Воспитатель подходит к каждому ребенку,
помогает в случае затруднения, предлагает
нарисовать не только себя, но и других детей.
Обращает внимание на то, что если ребенок
находится далеко, он кажется меньше, а если
близко — то больше, на пропорции тела, на
расположение на листе, на то, как дети держат
карандаш. После того как работа закончена,
предлагает отойти от листа и посмотреть, что же
получилось.
Воспитатель: Вы все дружно
работали и занимались, поэтому у вас получилась
такая интересная картина, и тот, кто посмотрит на
нее, сразу узнает, чем занимаются дети в нашем
зале здоровья.
Нина ШЕВЧУК, инструктор по физкультуре,
детский сад № 131, г. Мурманск
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ...
Из опыта работы по взаимодействию
школы и детского сада в области физической
культуры
Гуманизация педагогического процесса
предполагает то, что в центре всей
учебно-воспитательной и оздоровительной
деятельности должен стоять ребенок
(удовлетворение его потребности в познании,
движении, обучении). При этом одной из главных
задач дошкольного воспитания остается задача
подготовки детей к широкому вхождению в жизнь, и
прежде всего к переходу в школу, не насилуя
природу ребенка, не подчиняя этому всю его
предшествующую жизнь. Необходимо сделать этот
переход менее болезненным. Важно подготовить
детей к переходу в новый социальный статус и
создать условия для такого психофизического
развития, которое позволит успешно усваивать
учебный материал, развивать и совершенствовать
их физические умения и навыки. Поэтому проблема
взаимосвязи детского сада и школы как
общественных институтов, в которые ребенок
последовательно входит, в которых
осуществляется его развитие как личности,
чрезвычайно важна. А в связи с разработкой
«Концепции непрерывного образования» эта
проблема приобрела новую актуальность. Но что
вкладывается в понятие «преемственность»?
Проблема преемственности дошкольного
образования и начальной школы волновала
педагогов издавна. Я.А. Коменский, создавая
систему школ, охватывающую все периоды
становления и развития личности человека,
последнюю главу своей книги «Материнская школа»
назвал «Как подготовить ребенка к школе». В ней
можно выделить две основные идеи: необходимость
формирования положительного отношения к школе и
учителю и значимость всестороннего развития
ребенка.
Одним из первых, кто поставил этот
вопрос в России, был В.Ф. Одоевский, написавший
книгу «Наука до науки», посвященную воспитанию
детей до школы. Необходимость преемственности
подчеркивалась советскими педагогами уже в 20-е
годы.
Сегодня имеется ряд исследований по
вопросу преемственности в укреплении и
сохранении здоровья ребенка и развитию его
духовных качеств. В периодической печати все
чаще появляются статьи известных педагогов, где
они излагают свою точку зрения по
рассматриваемой проблеме. Среди них:
А.Белошистая, Т.Богина, В.Кудрявцев, В.Маханева,
Р.Стеркина.
Всероссийское совещание по проблеме
преемственности рекомендует согласовывать
работу ДОУ и начальной школы, сохраняя
достижения дошкольного воспитания, которое «в
радости» формирует личностные качества ребенка,
что является основой успешного обучения. Школа
подхватывает и развивает эти достижения. Жаль,
что чаще всего ключевые моменты преемственности
остаются задекларированными. Однако в работах
наших ведущих педагогов предлагается ряд
реальных планов по решению этой проблемы.
В «Дошкольной педагогике» (№ 1, 2002) О.Г. Прикот
называет проблему преемственности «острой и
нерешаемой», так как в основе ее стоит базовое
противоречие между ДОУ и начальной школой.
Детский сад видит свою цель в развитии ребенка,
школа — в формировании личности хорошего
ученика. Изменение подхода к работе с детьми в
начальной школе по сравнению с ДОУ перечеркивает
работу воспитателей, переделывает менталитет
детей, структуру сознания, что приводит к
снижению физического и психического здоровья
детей.
Пути решения проблемы она, как и
Р.Стеркина, видит в изменении содержания и в
новых формах организации процесса образования и
воспитания. Для того чтобы скоординировать
содержание образования в ДОУ и начальной школе,
создаются общие программы, такие, как «Развитие»
Л.В. Занкова и В.В. Давыдова и сквозная
программа «Золотой ключик». Организационное
решение проблемы осуществляется в образовании
при ДОУ класса шестилеток или прогимназий, где
начальная школа находится при ДОУ. И где
шестилетки, еще малыши, но уже школьники, легко
адаптируются к условиям школьного обучения.
Что же входит в понятие «готовность к
школьному обучению»? Прежде всего это
психологическая и физическая готовность ребенка
к школе.
В данном пособии авторы особое
внимание уделяют проблеме физической готовности
дошкольников к обучению в школе. Хорошо учиться
сможет только здоровый, физически развитый
ребенок, поэтому важнейшей задачей в работе по
интеграции детского сада и школы является
укрепление здоровья детей, повышение
сопротивляемости заболеваниям путем
организации единого педагогического
пространства.
Каждое дошкольное учреждение и каждая
начальная школа, работающие в
совместном едином направлении, должны выбрать
свою модель преемственности. Наш центр развития
— детский сад № 156 активно сотрудничает с
начальным звеном образовательной школы № 56. При
детском саде работает класс шестилеток. В
течение последних пяти лет организация
учебно-воспитательного процесса основана на
единых требованиях к охране как физического, так
и общего здоровья ребенка. Для достижения
благоприятных результатов используются
следующие принципы:
— интегрирование содержания занятий
физической культурой с повседневной
самостоятельной деятельностью детей;
— доступность различных видов деятельности
восприятию ребенка;
— эмоциональная окрашенность различных форм
деятельности детей;
— использование комплексов физических
упражнений, направленных на укрепление осанки и
профилактику плоскостопия.
Планирование работы
Для успешной реализации этих принципов
ежегодно составляем совместные планы работы,
которые предусматривают использование как
традиционных форм работы, так и новых,
придуманных в сотворчестве с детьми. А
начиналось все с обычного знакомства: дети
подготовительных групп ходили на экскурсии в
школу, воспитатели и инструктор по физической
культуре посещали уроки учителей, учителя
приходили знакомиться с будущими
первоклассниками и наблюдали их на занятиях. Эти
взаимопосещения оказались очень полезны: багаж и
тех и других обогатился новыми приемами в работе;
были проанализированы требования и взаимные
упреки друг к другу. Школа предъявляла претензии
детскому саду в том, что семилетки приходят из
ДОУ слабыми, вялыми, не выдерживающими нагрузку
как учебную, так и по физической культуре. В
результате чего на занятиях по физическому
воспитанию в детском саду было увеличено
количество упражнений на выносливость,
разработана система походов и экскурсий по
ровной местности и с использованием
возвышенностей и небольших сопок. Самой трудной
задачей для инструктора по физическому
воспитанию и учителя физкультуры стало создание
таких условий, чтобы ребенок чувствовал себя
комфортно как на занятиях в детском саду, так и
впоследствии на уроках в школе.
Для этого мы предприняли следующие
шаги:
Разнообразие форм проведения
занятий, уроков
1. В практике работы инструктора по
физическому воспитанию и учителя физкультуры
существуют общие традиционные формы, такие, как
«Игротека», «Эстафетландия», «Веселые старты».
Традиционные в детском саду занятия
«Царь горы» для мальчиков и «Спортивные
задоринки» для девочек мы перенесли на
совместные занятия школьников и детсадовцев.
Такие занятия-уроки стали проводиться в стенах
ДОУ. Участвуют в них обычно дети
подготовительных групп и один из классов: третий,
четвертый или пятый. Школьники с большим
удовольствием приходят в детский сад, чтобы
посоревноваться с малышами. Мы видим, какие
эмоции и воспоминания вызывают у детей
совместные соревнования. После таких занятий,
которые хочется называть праздниками, гости
обычно посещают воспитателей, каждый своих, и
отправляются в путешествие по детскому саду.
Причем охотно приходят в детский сад дети не
только начальной школы, но и среднего звена.
Школьники 6—9-х классов с большим желанием
выступают в роли судей и наставников дошколят в
других формах совместной работы — в Турслете и в
игре «Муравейник».
Турслет и «Муравейник» — это чисто
школьные виды физкультурных занятий. Совместно
мы упростили их, приспособили под физические
возможности малышей. Детсадовцы с азартом учатся
быть туристами и «муравьями», ибо помогают им в
этом школьники — для них люди взрослые и
авторитетные. А школьники чувствуют себя гораздо
взрослее и ответственно относятся к судейству.
Выпускники детского сада, участвуя в таких же
мероприятиях, но уже в школе, не теряются, потому
что им уже все известно: что нужно выполнять на
каждом из этапов игры.
2. Следующий шаг связан с
необходимостью выплеснуть накопленные от
совместных мероприятий эмоции, реализовать их в
художественном творчестве. Так появилась такая
форма сотрудничества, как передвижная выставка
— конкурс рисунков или поделок из природного
материала. Эти выставки проходят обычно осенью,
после турслета, который предусматривает
совместные туристические походы на природу.
Обычно вместе путешествуют подготовительные
группы, класс шестилеток детского сада и
начальное звено школы. Выставки носят
поэтические названия: «Озеро и осень», «И теплый
солнца лик», «Лес — точно терем расписной». Одну
неделю выставки гостят в школе, а вторую — в
детском саду. Посетители выставок выбирают самые
понравившиеся картины, поделки. Лучшие работы
награждаются грамотами и сладкими призами.
3. Устраиваем совместные концерты с
танцами, песнями, стихами и физкультурными
упражнениями. В День пожилого человека мы вместе
поздравляем дедушек и бабушек в Мурманском
Доме-интернате для инвалидов и престарелых. В
поздравлениях обычно участвуют старшие группы и
первые классы. В концертах, посвященных Дню
Победы, вместе со старшеклассниками выступают
перед ветеранами и наши малыши.
4. На базе ЦРР — детского сада уже семь
лет работает «Клуб выходного дня». В самом начале
он был создан для пропаганды здорового образа
жизни и для обеспечения родителям 1—1,5 часа
свободного времени для домашних дел в форме
дополнительных занятий по субботам с
дошкольниками. В настоящее время он
действительно похож на Клуб, где постоянно
собираются активные любители спорта. Причем не
только родители и их малыши, но и школьники.
Зачастую школьников даже бывает больше, чем
детсадовцев. После уроков они с удовольствием
идут в детский сад, играют с инструктором в
спортивные игры, без ограничений занимаются на
всех снарядах, в тренажерной комнате. За
последние пять лет работы Клуба его посетили 339
дошкольника, 550 школьников и 232 взрослых. Эти
цифры говорят о многом. «Клуб выходного дня»
нужен обязательно. К общему сожалению, мы
вынуждены ограничивать возраст учащихся для
посещения «Клуба выходного дня», так как наши
снаряды и тренажеры не всегда подходят для
больших детей 7—8-х классов.
|