Муравейник
Соревновательная игра-путешествие для
детей 6—7 лет и 10-го класса
Оборудование: 5 карточек-схем
24x17 см, обручи: 3 больших, 2 средних, 3 малых, мячи
различных размеров, около 16 штук, сачок для ловли
мячей, маты 2 шт., стойка для прыжков в высоту,
шведская стенка, мешочки для равновесия 13 шт.,
перекладина, кольца, 2 каната: обычный и
подвесной, скамейки 8—10 шт., длинная скамейка,
кегли 15—20 шт., мешочки для метания 8—10 шт., фишки
200 шт., стаканчики для фишек.
Участники: 10 судей — учащиеся
4—7-х классов школы, 5 воспитателей или помощников
воспитателя, инструктор по физической культуре.
Жюри: заведующая, старший воспитатель, родители.
ХОД ИГРЫ
Дети разбиваются на подгруппы.
Количество детей в подгруппах не должно
превышать 10—12 человек. В каждое подготовленное
помещение подгруппа детей приходит по времени,
обозначенном на карточке-схеме; там их ждут судьи
— школьники 4—7-х классов. Залов столько, сколько
участвует подгрупп. Дети выбирают для себя
любимое занятие со спортивным предметом или
снарядом. Выполнив задание, каждый ребенок
получает 1 фишку. Если задание выполнено особенно
хорошо, то ребенок получает 2 фишки. Воспитатель
складывает фишки в прозрачный пакет. Если
возникает спорный вопрос, воспитатель помогает
судье принять решение. Время занятий в каждом
зале — 10 минут, 2 минуты на переход из зала в зал.
Время проведения игры — 1 час: 5 этапов по 10 минут +
5 переходов по 2 минуты = 60 минут. Это чистое время
путешествия. На организационный момент и
подведение результатов отводится 30 минут. Итого:
1 час 30 минут.
Примерное
размещение снарядов в залах и виды упражнений
Галерея: кольцеброс («Накинь кольцо»),
три пары ходулей («Удержись 10 шагов»), мешочки для
равновесия («Не урони!»).
Музыкальный зал: обручи большие и
малые («Вращение на талии, шее, руке»), десять
мячей («Мой веселый, звонкий мяч»).
Малый гимнастический зал: 8—10 обычных
скакалок («Прыгалки»), одна большая скакалка
(«Циркачи»), «Сухой бассейн», перетягивание
каната («Силачи»).
Изостудия: сачок, мячи большие и
средние («Попади мячом в сачок»), кегли («Сбей
кеглю»).
Большой атлетический зал: прыжки в
высоту, прыжки в длину, лазание по подвесному
канату, лазание по шведской стенке, подтягивание
на перекладине, перевороты на кольцах, метание
мешочков.
Примечания
В зависимости от наличия спортивных
снарядов и пособий можно брать различное их
количество, заменять на другие, учитывая размер
залов и помещений.
За отличное выполнение заданий судьи
могут выдавать не одну, а две-три фишки.
Один ребенок может успеть испытать
себя на всех снарядах, а может только на одном или
двух. Разрешается два раза показать отличное
владение снарядом, т.е. повторить успех,
зарабатывая при этом дополнительные фишки.
За соблюдением времени следит
воспитатель: на каждом этапе только 10 минут!
Игра начинается в музыкальном зале со
знакомства с судьями, жюри, друг с другом.
Раздаются карты-схемы, объясняются ход и правила
игры.
После окончания игры команды вновь
собираются в музыкальном зале, подсчитывают
фишки (или взвешивают их). Побеждает та команда, у
которой больше всех фишек или тяжелее мешочек с
фишками. Эта группа занимает первое место,
остальные — вторые места.
Судьи и группы награждаются
грамотами и сладкими призами.
Веселые старты
Соревнования для дошколят и
первоклассников
Место проведения: спортзал.
Участники: первый класс и дети
подготовительной группы.
Оборудование: скамейки, мячи,
корзина, кусочки линолеума, обручи, флажки.
ХОД СОРЕВНОВАНИЙ
Эстафета «Выложи солнышко»
Дети сидят на скамейках. Состав — пять
мальчиков и пять девочек. Дети подготовительной
группы имеют небольшое преимущество перед
школьниками. Их скамейка ближе к цели на
три-четыре метра. Каждому ребенку раздается по
флажку до начала эстафеты. Напротив
команд на расстоянии, выбранном ведущим,
кладется обруч. По свистку первый ребенок с
флажком в руке бежит до обруча и кладет около
него флажок. Возвращается и передает эстафету
следующему. В итоге флажки должны лежать
равномерно вокруг обруча в виде солнышка. Чья
команда быстрее и аккуратнее выложила солнышко,
та и выиграла.
Эстафета «Перенос разных мячей»
Первому ребенку в руки дается три
разных по размеру мяча. Например, малый
резиновый, теннисный и волейбольный. По сигналу
нужно бежать до флажка с мячами в руках,
вернуться обратно, затем мячи передать
следующему игроку.
Эстафета «Медведи»
По сигналу ребенок встает по-медвежьи
(упор стоя) и так бежит до флажка, а от флажка
обычным бегом возвращается назад, передает
эстафету другому.
Игра «Перестрелка»
Посередине зала натягивается
волейбольная сетка. На одной половине зала —
подготовишки, на другой — дети первого класса. На
каждой половине зала по
10 больших резиновых мячей. По свистку дети
перебрасывают мячи на сторону «противника». Игра
длится две-три минуты. После финального свистка
подсчитывается количество мячей на каждой
половине. У кого меньше, тот выиграл. Если
одинаково — ничья. Можно провести игру еще раз.
Конкурс капитанов
В руках у капитанов по гимнастической
палке и воздушному шарику. По свистку нужно
подбивать шарик и таким образом дойти до флажка.
Кто быстрей, тот и победил.
Эстафета «Переправа»
Перед первым участником лежат два
кусочка линолеума. Нужно встать на один ногой,
сделать шаг второй ногой, передвинуть кусок
линолеума вперед, шагнуть на него, снова
передвинуть — и так, шаг за шагом, дойти до флажка
и вернуться назад.
Эстафета «Передай мяч»
Дети стоят друг за другом. По команде
дети передают мяч над головой последнему игроку.
Последний с мячом бежит до флажка, возвращается
назад, встает первым, и снова команда передает
мяч последнему. Так до тех пор, пока тот, кто
начинал первым, снова не окажется впереди.
Заключительная игра «Ловишки с
лентой»
Всем, кроме капитанов, в шорты
вставляется цветная лента. По сигналу дети
разбегаются, а капитаны стараются их догнать и
вытащить ленточку. Игра длится две-три минуты. У
кого из капитанов окажется больше лент, тот и
выиграл.
Пока жюри подводит итоги, команды под
руководством воспитателей и учителей
обмениваются номерами художественной
самодеятельности: танец, песня, стихотворение.
Построение. Объявление результатов. Вручение
грамот и сладких призов.
Спортландия
Соревнование для детей детского сада и
начальной школы
Место проведения: спортзал.
Участники: Старшие и подготовительные
группы и дети 1—2—3-х классов. Команды смешанные:
два ребенка старшей группы, два ребенка
подготовительной группы, два ребенка первого
класса, два ребенка второго класса, два ребенка
третьего класса. Состав команды —десять человек,
из них пять мальчиков, пять девочек.
ХОД СОРЕВНОВАНИЯ
Эстафета «Принеси игрушку»
Дети стоят в колонне по одному, в любом
порядке (мальчики впереди или в середине). По
сигналу первый участник бежит до корзинки, в
которой лежат десять разных игрушек, берет одну,
возвращается назад и передает эстафету
следующему.
Эстафета «Гонки воздушного шарика»
У первого участника воздушный шарик.
Ребенок встает на четвереньки и, дуя на шарик,
двигается вперед, до флажка. С шаром в руках бежит
назад, передает его следующему игроку.
Игра «Салки»
Капитаны надевают яркие майки для
отличия. По свистку дети убегают, капитаны их
ловят. Кого запятнали, тот садится на скамейку.
Игра длится минуту. В чьей команде меньше
пойманных — те победили.
Соревнования «Луноход»
Все участники принимают исходное
положение — упор сидя сзади — «луноходик». По
свистку одновременно вся команда двигается до
флажка. «Луноходики», дойдя до флажка, встают и
прибегают к линии финиша.
Эстафета «Поварята»
Напротив каждой команды стоит столик,
на нем миска с водой и стакан. В руках у первого
игрока столовая ложка. По свистку нужно бежать с
ложкой в руках до столика, зачерпнуть ложкой из
миски воду и вылить в стакан. Вернуться назад,
передав ложку следующему участнику. В чьем
стакане будет больше воды, тот и победил.
Комнатные салки «Воробьи и ворона»
Одна команда называется «Вороны»,
вторая — «Воробьи». Команды встают друг против
друга в шеренгу. Если называют название команды,
она убегает, а другая догоняет. Игру повторить
четыре раза. Где меньше пойманных, те победили.
Эстафета «Вдвоем в обруче»
По свистку два участника бегут в
обруче до флажка и назад. Передают эстафету
следующим.
Комбинированная эстафета
По сигналу первый участник пробегает
по гимнастической скамейке, затем пролезает под
барьерчиком, перепрыгивает через маленький куб,
обегает флажок, возвращается назад и передает
эстафету следующему.
После большой заключительной
эстафеты жюри подводит итоги.
Заключение
Вручение грамот, призов, обмен
рукопожатиями.
Царь горы
Спортивная игра-соревнование
Оборудование: синие и зеленые
ленты — очки за победу, ходули из банок — две
пары, лыжи войлочные, деревянные подошвы, два
самоката, два каната — вертикальный и обычный,
стол и два стула для армрестлинга, две короткие
скамьи, шесть кубов, два больших металлических
обруча, кегли — восемь штук, два костюма для
корейской борьбы, наборы «серебряных и золотых»
медалей.
Музыка: старинные русские
марши «Орел», «Богатырь».
Участники: дети
подготовительных и старших групп, ученики класса
шестилеток и второго класса. Жюри: заведующая,
старший воспитатель, завуч школы, родители.
ХОД ИГРЫ
Педагог: В стародавние времена,
когда наше огромное государство называли не
Россия, а Русь, когда русских людей звали
русичами, когда еще не знали, что такое дороги и
ходили в лаптях, — вот тогда-то и появилась у
мальчишек, которые поскорее хотели стать
взрослыми, игра под названием «Царь горы».
Воины отбирали самых сильных и смелых ребят и
устраивали состязания в стрельбе, беге, прыжках,
выносливости, смелости. Из лука надо было попасть
в яблоко на ветке, перепрыгнуть через костер или
пролезть по веревке над рекой. Выбирали троих
победителей, которые в конце состязания
штурмовали гору. Кто первым взбирался — получал
приз. А главное — принимался в отряд воинов.
Сегодня и у нас будут проводиться старинные
состязания «Царь горы», но победителем будет не
один человек, а вся команда! (Ведущий делит детей
на команды.) Итак, у нас есть две команды: команда
синих и команда зеленых. Синий цвет — цвет
небесной тверди, символ крепости духа и силы.
Зеленый цвет — цвет травы, которая вечна: ее
топчут, а она поднимается непобедимой.
Соревнования парные
Кто быстрее заберется на канат.
Выигравший забирает ленту своего цвета с общего
стола и вешает над своей командой.
Пройти на ходулях до определенной
отметки и вернуться на место. Кто быстрее.
Проехать на самокате между кеглями и
не сбить их.
Сидя на ледянках, отталкиваясь одной
рукой, постараться быстрее соперника «доехать»
до цели.
На войлочных подошвах — лыжах
проехать между кеглями.
Соревнования общие
Вытянуть бегемота из болота. Всей
командой перенести скамью на 5 м вперед, неся
ее между ног.
«Перетяни канат».
Эстафета в обруче «Могучая кучка».
Первый ребенок бежит в обруче до отметки,
возвращается и забирает второго ребенка, потом
третьего — и так до семи человек, стараясь не
упасть.
Эстафета «Сороконожка». Дети встают
друг за другом, чуть наклонясь вперед, сцепляются
друг с другом за руки через ноги.
Показательные выступления
Армрестлинг — борьба кистями рук.
Корейская борьба: сидя на носочках и
пружиня, дети стараются опрокинуть противника,
отталкиваясь друг от друга пальцами рук.
Общая игра
Любая подвижная игра.
Подведение итогов
Жюри подсчитывает, сколько лент
завоевали в борьбе «Синие», сколько «Зеленые».
Председатель жюри вручает командам «золотые» и
«серебряные» медали. Победившая команда должна
уместиться на трех кубах, т.е. «взобраться на
гору».
Спортивные задоринки
Дружеская встреча девочек-школьниц и
девочек подготовительной группы
Оборудование: Обручи большие и
маленькие, надувные шары, ленты, скакалки, мячи.
Участники: Девочки — ученицы
третьего класса, девочки подготовительной
группы, девочки средней группы (участвуют в
показе пантомим).
Музыкальное сопровождение:
«Цыганочка», «Ленты», «Хай-Фай», «Каникулы»,
«Солнышко», «Бола».
ХОД ВСТРЕЧИ
Ведущий: Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, уважаемые гости! Давайте дружно
поздороваемся друг с другом. Сегодня у нас
очередная дружеская встреча — девичник. Встреча
необычна тем, что встречаются девочки —
выпускницы начальной школы с
девочками-дошкольницами. Мы не будем
соревноваться в силе и крепости мускулов, как
мальчики. Мы будем учить друг друга красоте
движений, грации, ловкости, пластичности.
Начнем с приветствия команд. Школьницы назвали
свою команду «Звездочка», а девочки
подготовительной группы — «Одуванчик».
Поприветствуйте друг друга!
Разминка
Ритмическая гимнастика под музыку
«Зима — холода».
Ведущий: Есть много спортивных
предметов, которые помогают человеку сделать
движения красивыми. С какими вы начнете
заниматься?
Пантомима «Мяч»
Показывают девочки средней группы.
Девочки старшего возраста отгадывают, какой
спортивный предмет показывают малышки, и
проводят показательные выступления с мячом.
(Упражнения на выбор инструктора.) Сначала
показывает одна команда, а другая повторяет
движения.
Ведущий напоминает, что мяч
развивает ловкость, глазомер, осанку.
Пантомима «Обруч»
Пантомиму показывают девочки средней
группы, остальные угадывают, какой это
спортивный предмет. Затем девочки
подготовительной группы показывают танец с
обручем под музыку «Цыганочка».
Ведущая
напоминает, что занятия с обручем делают талию
тонкой, а движения пластичными.
Пантомима «Скакалка»
Показывают пантомиму девочки средней
группы. В выступлении участвуют
девочки-школьницы. Прыжки через короткую
скакалку, длинную, по одному, по двое.
Ведущая напоминает, что упражнения
со скакалкой развивают ловкость и выносливость.
Общий танец с лентами
В нем принимают участие все девочки.
Выполняется по показу одной из девочек-школьниц.
Игра «Бросай-ка»
Совместная игра с воздушными шарами.
Итог встречи
Оценка выступлений всех девочек.
Рисунки Владимира Семеренко
|