Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Задержанное психическое развитие (ЗПР) многими исследователями трактуется как «условно нормативное», поскольку с помощью специальных коррекционных мероприятий к 9—11 годам ребенок может догнать своих сверстников. Этот прогноз во многих случаях сбывается в том случае, если ребенок начинает обучение в школе не в соответствии с паспортным возрастом, а в соответствии с созреванием собственно-регуляторных функций, эмоционально-личностной и когнитивной сфер.

В.В. Лебединский отмечал, что дети с задержкой психического развития чаще всего выглядят младше своих лет. Их эмоциональная сфера соответствует складу ребенка более младшего возраста, они внушаемы, недостаточно самостоятельны, но неутомимы в играх. В то же время работоспособность детей с ЗПР низка, они быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой. Социальная адаптация затруднена, вследствие чего правилосообразное поведение на соответствующем возрастном уровне не сформировано [9]. Многие исследователи указывают, что у этих детей достаточно высокие компенсаторные и адаптационные возможности.

Термином парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ) специалисты пользуются для характеристики неравномерности развития тех или иных сторон психической деятельности [5]. Развитие детей, относящихся к этой группе, идет, как указывают исследователи, принципиально иным путем, нежели развитие детей с истинной задержкой психического развития. «Расходясь еще в раннем возрасте, пути развития этих двух групп детей продолжают расходиться на протяжении всего дошкольного детства, а если не принимать серьезных специфических мер помощи, это расхождение продолжается и в младшем школьном возрасте. Эти дети не догоняют своих сверстников ни к 9—11 годам, ни даже позднее» [11].

Выделяют несколько типов парциальной несформированности высших психических функций. Каждый тип имеет свои специфические особенности развития.

Характерными признаками детей, относящихся к группе парциальной несформированности преимущественно регуляторного компонента, являются: неуправляемость поведения, двигательная и речевая расторможенность, быстрая потеря интереса к деятельности, трудности освоения программного учебного материала. Конфликтность и некритичность. Но физические параметры развития этих детей, как правило, соответствуют возрасту.

При парциальной несформированности ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента у детей отмечается низкий уровень развития крупной моторики. Они неловки и неуклюжи. Деятельность нецеленаправленна, затруднено понимание сложных речевых конструкций. Эти дети часто неуверенны в себе и, как следствие, тревожны. Именно у них часты невротические реакции (тики, энурез, заикание и т.п.). Исследователи отмечают у таких детей неблагополучие в плане здоровья. Они часто болеют. Основные диагнозы, которые ставят этим детям: «общее недоразвитие речи», «специфическое расстройство речи», «специфическое расстройство учебных навыков» и некоторые другие.

Парциальную несформированность смешанного типа исследователи определяют как промежуточный вариант между тотальным недоразвитием и парциальной несформированностью ВПФ. Дети этой группы неактивны, их адаптационные возможности снижены. Они быстро утомляются и, как следствие, импульсивны. Сфера интересов сужена, самооценка занижена и дети очень быстро привыкают быть неуспешными. Процесс обучения новым видам деятельности и двигательным навыкам идет очень медленно. Среди особенностей когнитивного развития специалисты в первую очередь отмечают недостаточность операциональной стороны мыслительной деятельности (в первую очередь параметров внимания). Уровень психической активности может колебаться в зависимости от метеорологических изменений, фаз луны и т.д.

Своевременность коррекционной помощи и благоприятная социальная ситуация развития дает основания благоприятного прогноза дальнейшего развития.

Основные диагнозы — «задержка психоречевого развития», «ЗПР церебрально-органического генеза», «специфическая задержка развития», «неврозоподобный (астенический) синдром». Часто таким детям в дошкольном возрасте ошибочно ставится диагноз «легкая умственная отсталость».

Группа асинхронного развития

Эту группу представляют дети с ярко выраженными диспропорциями в развитии высших психических функций (асинхронией).

При нормальном развитии ребенка действует закон гетерохронии, когда в соответствии с нормативными показателями формируются различные функции. Причем в каждый возрастной период какая-то одна из психических функций «ведет» за собой развитие всех остальных. Сущность асинхронного развития заключается в нарушении принципа гетерохронии.

В группе асинхронного развития выделяют две подгруппы детей: с дисгармоничным развитием и с искаженным развитием.

У детей с дисгармоничным развитием наблюдаются нарочитая независимость поведения, негативизм, протестные формы поведения, его демонстративность, раздражительность. Такие дети быстро пресыщаются однотипной деятельностью, которая часто вызывает у них агрессивные и протестные реакции. Речевая активность этих детей нередко чрезмерна, у них высокие притязания на успех и, как правило, завышенная самооценка. В семье эти дети ведут себя как тираны, со сверстниками, не имея на то оснований, претендуют на роль лидера. Легко входят в эйфорию и дисфорию.

У этих же детей может наблюдаться сверхкритичность в отношении своей деятельности, стойкая неуверенность в себе, тревожность, эмоциональная инертность. Иногда они бывают чрезвычайно навязчивы. Особую тревогу у родителей должны вызывать на фоне общего снижения психического тонуса отсутствие специфических детских интересов и живости реагирования, повышенная чувствительность, расстройство сна, расстройство пищеварения и аллергические реакции.

Общим признаком у этого типа детей является соматическая ослабленность.

Типичные для дошкольного возраста диагнозы — «формирование личности по истерическому типу», «неврозоподобные реакции», «характерологические и патохарактерологические реакции», «формирование личности по тормозному типу», «невротическое развитие личности».

Сущность искаженного развития заключается в грубом нарушении адаптационных и приспособительных систем поведения, а также повреждении механизмов эмоциональной регуляции.

Исследователи выделяют три основных типа искаженного развития [11]:

— искажение эмоционально-аффективного развития;
— искажение развития когнитивной сферы;
— мозаичные типы искаженного развития.

Для всех трех типов характерными являются нарушения как моторного, так и физического развития в целом. Уже на уровне внешнего вида обращают на себя внимание дискретность, дисгармоничность движений, а при грубых нарушениях возможность застывания в отдельных позах, их вычурность. У таких детей наблюдается наличие специфических интересов и увлечений, от которых ребенок не в силах освободиться. При нарушении динамики мыслительной деятельности у детей может быть высокий уровень интеллектуального развития, высокая креативность мышления. Исследователи отмечают, что эмоционально эти дети холодны к близким, но в то же время могут испытывать привязанность к малознакомым людям и предметам. Часто в периоды межсезонья у детей наблюдается резкое колебание психического состояния. В эти периоды наблюдается регрессия психического развития, выражающаяся в утрате социальных навыков и эмоционального развития.

Поврежденное развитие

Классики отечественной психиатрии и психологии В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, а также и современные исследователи, как, например, Н.Я. Семаго и
М.М. Семаго, к поврежденному развитию относят те варианты отклоняющегося развития, которые возникли в результате психотравмирующего фактора, когда большая часть функциональных систем была уже сформирована до момента повреждения. Этот период называют условно-поврежденным. Считается, что феномен поврежденного развития может возникать после 2—3 лет.

Чем больше объем повреждения, тем тяжелее общее состояние ребенка. Для таких детей характерны астенические реакции, крайне низкая работоспособность и ее грубое колебание вплоть до невозможности организации продуктивной деятельности, инертность, колебания психического тонуса и настроения.

В зависимости от характера повреждения и уровня развивающе-коррекционной работы возможна практически полная компенсация повреждения.

Рассмотрев, даже в столь кратком изложении, специфику отклонений психического развития детей, мы можем определить основные научно-методологические подходы к организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

Их несколько, раскроем суть основных:

Суть главного подхода заключается в том, что компоненты физического воспитания должны стать органичной составляющей развивающе-коррекционной работы. Например, во время физкультурного занятия может успешно проводиться коррекционная работа по формированию пространственных представлений, а во время развивающих занятий с дефектологом дети выполняют специфические виды оздоровительных гимнастик. Интеграция физического воспитания с коррекционной работой — дело непростое, но весьма нужное.

Второй подход заключается в дифференциации физического воспитания детей даже в рамках одного диагноза, так как у них могут быть совершенно различные эмоциональные и поведенческие реакции на одну и ту же физическую нагрузку. Внимательное наблюдение за детьми, консультации с психоневрологом облегчат комплектование подгрупп для организации физкультурных занятий.

Третий подход заключается в индивидуализации физического воспитания детей с нарушениями в развитии. Некоторые виды упражнений дети просто не в состоянии выполнять вместе в одном темпе. Одни, например, готовы долго и монотонно выполнять одни и те же действия, другие раздражаются уже после третьего повторения движения, а третьи вообще не в состоянии сосредоточиться на выполнении движения, их все отвлекает. Выполняя эти упражнения один на один со взрослым (это удобно делать во время индивидуальных коррекционных занятий с логопедом, психологом, дефектологом), ребенок в силу развитости подражательности добивается значительных успехов. Этот подход не так сложен в содержательно-методическом плане, сколько в организационном. От руководителя и методиста дошкольного учреждения требуется умелая координация деятельности всех специалистов, обслуживающих детей.

Четвертый подход заключается в дробности предлагаемых детям физических нагрузок. Общая физическая нагрузка по длительности и интенсивности должна быть распределена в течение всего дня. При этом учитывается типичное состояние для большинства детей утром, днем, вечером. При правильном распределении нагрузок создается возможность посредством движений «сбрасывать» накопившиеся эмоции. Кроме того, мини-физкультурные занятия являются хорошим средством приобретения навыков организованного поведения, столь необходимых таким детям.

Пятый подход заключается в том, что физкультурные занятия должны интенсифицировать психомоторное развитие детей как основу произвольной регуляции движений. В их содержание должны ежедневно включаться специальные упражнения, развивающие крупную и мелкую моторику, автоматизмы движений рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы. Например, забытая ныне игра в «классики» очень показана для совершенствования динамического равновесия и пространственной ориентации.

Читать продолжение

Рейтинг@Mail.ru