Задержанное психическое развитие
(ЗПР) многими исследователями трактуется как
«условно нормативное», поскольку с помощью
специальных коррекционных мероприятий к 9—11
годам ребенок может догнать своих сверстников.
Этот прогноз во многих случаях сбывается в том
случае, если ребенок начинает обучение в школе не
в соответствии с паспортным возрастом, а в
соответствии с созреванием
собственно-регуляторных функций,
эмоционально-личностной и когнитивной сфер.
В.В. Лебединский отмечал, что дети с
задержкой психического развития чаще всего
выглядят младше своих лет. Их эмоциональная
сфера соответствует складу ребенка более
младшего возраста, они внушаемы, недостаточно
самостоятельны, но неутомимы в играх. В то же
время работоспособность детей с ЗПР низка, они
быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой.
Социальная адаптация затруднена, вследствие
чего правилосообразное поведение на
соответствующем возрастном уровне не
сформировано [9]. Многие исследователи указывают,
что у этих детей достаточно высокие
компенсаторные и адаптационные возможности.
Термином парциальная
несформированность высших психических функций
(ВПФ) специалисты пользуются для
характеристики неравномерности развития тех или
иных сторон психической деятельности [5].
Развитие детей, относящихся к этой группе, идет,
как указывают исследователи, принципиально иным
путем, нежели развитие детей с истинной
задержкой психического развития. «Расходясь еще
в раннем возрасте, пути развития этих двух групп
детей продолжают расходиться на протяжении
всего дошкольного детства, а если не принимать
серьезных специфических мер помощи, это
расхождение продолжается и в младшем школьном
возрасте. Эти дети не догоняют своих сверстников
ни к 9—11 годам, ни даже позднее» [11].
Выделяют несколько типов парциальной
несформированности высших психических функций.
Каждый тип имеет свои специфические особенности
развития.
Характерными признаками детей,
относящихся к группе парциальной
несформированности преимущественно
регуляторного компонента, являются:
неуправляемость поведения, двигательная и
речевая расторможенность, быстрая потеря
интереса к деятельности, трудности освоения
программного учебного материала. Конфликтность
и некритичность. Но физические параметры
развития этих детей, как правило, соответствуют
возрасту.
При парциальной несформированности
ВПФ преимущественно вербального и
вербально-логического компонента у детей
отмечается низкий уровень развития крупной
моторики. Они неловки и неуклюжи. Деятельность
нецеленаправленна, затруднено понимание сложных
речевых конструкций. Эти дети часто неуверенны в
себе и, как следствие, тревожны. Именно у них
часты невротические реакции (тики, энурез,
заикание и т.п.). Исследователи отмечают у таких
детей неблагополучие в плане здоровья. Они часто
болеют. Основные диагнозы, которые ставят этим
детям: «общее недоразвитие речи», «специфическое
расстройство речи», «специфическое расстройство
учебных навыков» и некоторые другие.
Парциальную несформированность
смешанного типа исследователи определяют как
промежуточный вариант между тотальным
недоразвитием и парциальной
несформированностью ВПФ. Дети этой группы
неактивны, их адаптационные возможности снижены.
Они быстро утомляются и, как следствие,
импульсивны. Сфера интересов сужена, самооценка
занижена и дети очень быстро привыкают быть
неуспешными. Процесс обучения новым видам
деятельности и двигательным навыкам идет очень
медленно. Среди особенностей когнитивного
развития специалисты в первую очередь отмечают
недостаточность операциональной стороны
мыслительной деятельности (в первую очередь
параметров внимания). Уровень психической
активности может колебаться в зависимости от
метеорологических изменений, фаз луны и т.д.
Своевременность коррекционной помощи
и благоприятная социальная ситуация развития
дает основания благоприятного прогноза
дальнейшего развития.
Основные диагнозы — «задержка
психоречевого развития», «ЗПР
церебрально-органического генеза»,
«специфическая задержка развития»,
«неврозоподобный (астенический) синдром». Часто
таким детям в дошкольном возрасте ошибочно
ставится диагноз «легкая умственная
отсталость».
Группа асинхронного развития
Эту группу представляют дети с ярко
выраженными диспропорциями в развитии высших
психических функций (асинхронией).
При нормальном развитии ребенка
действует закон гетерохронии, когда в
соответствии с нормативными показателями
формируются различные функции. Причем в каждый
возрастной период какая-то одна из психических
функций «ведет» за собой развитие всех
остальных. Сущность асинхронного развития
заключается в нарушении принципа гетерохронии.
В группе асинхронного развития
выделяют две подгруппы детей: с дисгармоничным
развитием и с искаженным развитием.
У детей с дисгармоничным развитием
наблюдаются нарочитая независимость поведения,
негативизм, протестные формы поведения, его
демонстративность, раздражительность. Такие
дети быстро пресыщаются однотипной
деятельностью, которая часто вызывает у них
агрессивные и протестные реакции. Речевая
активность этих детей нередко чрезмерна, у них
высокие притязания на успех и, как правило,
завышенная самооценка. В семье эти дети ведут
себя как тираны, со сверстниками, не имея на то
оснований, претендуют на роль лидера. Легко
входят в эйфорию и дисфорию.
У этих же детей может наблюдаться
сверхкритичность в отношении своей
деятельности, стойкая неуверенность в себе,
тревожность, эмоциональная инертность. Иногда
они бывают чрезвычайно навязчивы. Особую тревогу
у родителей должны вызывать на фоне общего
снижения психического тонуса отсутствие
специфических детских интересов и живости
реагирования, повышенная чувствительность,
расстройство сна, расстройство пищеварения и
аллергические реакции.
Общим признаком у этого типа детей
является соматическая ослабленность.
Типичные для дошкольного возраста
диагнозы — «формирование личности по
истерическому типу», «неврозоподобные реакции»,
«характерологические и патохарактерологические
реакции», «формирование личности по тормозному
типу», «невротическое развитие личности».
Сущность искаженного развития
заключается в грубом нарушении адаптационных и
приспособительных систем поведения, а также
повреждении механизмов эмоциональной регуляции.
Исследователи выделяют три основных
типа искаженного развития [11]:
— искажение
эмоционально-аффективного развития;
— искажение развития когнитивной сферы;
— мозаичные типы искаженного развития.
Для всех трех типов характерными
являются нарушения как моторного, так и
физического развития в целом. Уже на уровне
внешнего вида обращают на себя внимание
дискретность, дисгармоничность движений, а при
грубых нарушениях возможность застывания в
отдельных позах, их вычурность. У таких детей
наблюдается наличие специфических интересов и
увлечений, от которых ребенок не в силах
освободиться. При нарушении динамики
мыслительной деятельности у детей может быть
высокий уровень интеллектуального развития,
высокая креативность мышления. Исследователи
отмечают, что эмоционально эти дети холодны к
близким, но в то же время могут испытывать
привязанность к малознакомым людям и предметам.
Часто в периоды межсезонья у детей наблюдается
резкое колебание психического состояния. В эти
периоды наблюдается регрессия психического
развития, выражающаяся в утрате социальных
навыков и эмоционального развития.
Поврежденное развитие
Классики отечественной психиатрии и
психологии В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, а также
и современные исследователи, как, например, Н.Я.
Семаго и
М.М. Семаго, к поврежденному развитию относят те
варианты отклоняющегося развития, которые
возникли в результате психотравмирующего
фактора, когда большая часть функциональных
систем была уже сформирована до момента
повреждения. Этот период называют
условно-поврежденным. Считается, что феномен
поврежденного развития может возникать после 2—3
лет.
Чем больше объем повреждения, тем
тяжелее общее состояние ребенка. Для таких детей
характерны астенические реакции, крайне низкая
работоспособность и ее грубое колебание вплоть
до невозможности организации продуктивной
деятельности, инертность, колебания
психического тонуса и настроения.
В зависимости от характера
повреждения и уровня развивающе-коррекционной
работы возможна практически полная компенсация
повреждения.
Рассмотрев, даже в столь кратком
изложении, специфику отклонений психического
развития детей, мы можем определить основные
научно-методологические подходы к организации
физического воспитания в дошкольном
образовательном учреждении компенсирующего
вида.
Их несколько, раскроем суть основных:
Суть главного подхода заключается
в том, что компоненты физического воспитания
должны стать органичной составляющей
развивающе-коррекционной работы. Например, во
время физкультурного занятия может успешно
проводиться коррекционная работа по
формированию пространственных представлений, а
во время развивающих занятий с дефектологом дети
выполняют специфические виды оздоровительных
гимнастик. Интеграция физического воспитания с
коррекционной работой — дело непростое, но
весьма нужное.
Второй подход заключается в
дифференциации физического воспитания детей
даже в рамках одного диагноза, так как у них могут
быть совершенно различные эмоциональные и
поведенческие реакции на одну и ту же физическую
нагрузку. Внимательное наблюдение за детьми,
консультации с психоневрологом облегчат
комплектование подгрупп для организации
физкультурных занятий.
Третий подход заключается в
индивидуализации физического воспитания детей с
нарушениями в развитии. Некоторые виды
упражнений дети просто не в состоянии выполнять
вместе в одном темпе. Одни, например, готовы долго
и монотонно выполнять одни и те же действия,
другие раздражаются уже после третьего
повторения движения, а третьи вообще не в
состоянии сосредоточиться на выполнении
движения, их все отвлекает. Выполняя эти
упражнения один на один со взрослым (это удобно
делать во время индивидуальных коррекционных
занятий с логопедом, психологом, дефектологом),
ребенок в силу развитости подражательности
добивается значительных успехов. Этот подход не
так сложен в содержательно-методическом плане,
сколько в организационном. От руководителя и
методиста дошкольного учреждения требуется
умелая координация деятельности всех
специалистов, обслуживающих детей.
Четвертый подход заключается в
дробности предлагаемых детям физических
нагрузок. Общая физическая нагрузка по
длительности и интенсивности должна быть
распределена в течение всего дня. При этом
учитывается типичное состояние для большинства
детей утром, днем, вечером. При правильном
распределении нагрузок создается возможность
посредством движений «сбрасывать» накопившиеся
эмоции. Кроме того, мини-физкультурные занятия
являются хорошим средством приобретения навыков
организованного поведения, столь необходимых
таким детям.
Пятый подход заключается в том, что
физкультурные занятия должны интенсифицировать
психомоторное развитие детей как основу
произвольной регуляции движений. В их содержание
должны ежедневно включаться специальные
упражнения, развивающие крупную и мелкую
моторику, автоматизмы движений рук, статическое
и динамическое равновесие, совершенствование
координационных механизмов нервной системы.
Например, забытая ныне игра в «классики» очень
показана для совершенствования динамического
равновесия и пространственной ориентации.
|