Педагогический
университет "Первое сентября"
В.Г. АЛЯМОВСКАЯ
Современные подходы к оздоровлению
детей в дошкольном образовательном учреждении
Целью данного курса является оказание помощи
слушателям Педагогического университета
«Первое сентября» в рефлексии и осмыслении их
собственного опыта оздоровления детей, а также
освоение современных подходов к организации
оздоровительной деятельности в дошкольном
учреждении и формирование на этой основе
профессионального педагогического мышления.
Структурной основой курса является
преобразующий педагогический менеджмент,
который имеет прямое отношение к развитию
инновационной деятельности и способности
педагогов выстраивать оздоровительную
деятельность на основе тщательного изучения
детского контингента, условий воспитания и
образа жизни семьи, условий дошкольного
учреждения и своих собственных профессиональных
возможностей.
Курс имеет два основания – педагогическое и
медико-психологическое. По степени значимости
они фактически равнозначны. Представленные в
курсе проблемы изложены с позиций прикладной
педагогики и психологии, насыщены
педагогическим и психотехническим
инструментарием.
Лекция № 7. Традиции и принципы
семейного воспитания в оздоровительной
деятельности дошкольного образовательного
учреждения
План
1. Основные принципы семейного
воспитания и возможности их внедрения в
оздоровительную деятельность дошкольного
учреждения.
2. Проведение социально-гигиенического
скрининга условий и образа жизни семей
воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
3. Основные направления взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения и семьи
в воспитании у детей потребности здорового
образа жизни.
Литература
1. Алямовская В.Г. Как воспитать
здорового ребенка. М., 1993.
2. Иванов Д.А., Калмановский А.Б.,
Куценко Е.Г. Категории семейного воспитания./ В
кн. «Школа самоопределения» под ред. А.Н.
Тубельского. М., 1994.
3. Пуртов И.И.
Социально-гигиенический скрининг условий и
образа жизни семьи. Н.Новгород, 1992.
Основные принципы семейного
воспитания и возможности их внедрения в
оздоровительную деятельность дошкольного
учреждения
К основным принципам семейного
воспитания относятся:
— принцип наследования и
индивидуализации;
— принцип активности;
— принцип органичности и преемственности в
освоении знаний;
— принцип использования комментариев;
— принцип резонанса.
Базовые принципы семейного воспитания
формировались не одно столетие. Семью
рассматривают и как «ячейку общества», и как
«организованную общность». В первом случае семья
предоставляет подрастающему поколению
возможность наследования, а во втором —
возможность включения в социальные отношения.
Наследование — это не только
приобретение ребенком наследственных
психофизических характеристик. Главное в
наследовании — это приобретение стартовых форм
сознания, включающих в себя нормы поведения,
обычаи, ценности и принципы жизни и деятельности,
характерные для конкретной человеческой
общности.
Включение (или адаптация) означает
приобщение ребенка к социальным нормам
общественной системы в целом. В стабильных
обществах преемственность является нормой
развития, и включение ребенка в общественную
систему происходит на базе наследования. Только
в этом случае возможно сохранение национальной
культуры.
Соблюдение принципа наследования
позволяет научить ребенка подчиняться
авторитету взрослого, а через него — норме,
традиции, закону. Но в семье существует еще одна
традиция. Она противоположна наследованию и даже
разрушает его. Это стремление ребенка к
индивидуализации своего сознания, своего
отношения к Миру. Оно направлено на преодоление
существующего закона, авторитета, на создание
своего смысла данного закона. И только при
реализации двух важнейших традиций:
наследования и индивидуализации — происходит не
только сохранение, но и обогащение культуры.
Именно соблюдение принципов наследования и
индивидуализации предопределяет в семье
нормальное физическое развитие ребенка,
развитие его личности и индивидуальности.
Принцип активности
предполагает создание условий для реализации
устремлений ребенка, в том числе и в
удовлетворении его естественных потребностей.
Семья удовлетворяет потребность ребенка в пище,
тепле, отдыхе, ласке. В ней он удовлетворяет
потребность в движении, она предоставляет ему
возможность на доступном его пониманию уровне
изучать окружающий мир.
Одним из значимых принципов семейного
воспитания является принцип органичности и
преемственности в освоении знаний предыдущему
опыту ребенка. Знание всегда вырастает из
опыта ребенка, оно тесно связано с его
переживаниями и устремлениями. И в этом смысле
знание никогда не может быть навязано ребенку.
Оно всегда выстраивается на мироощущении и
миропонимании ребенка, его личном опыте. В семье
чаще интуитивно, нежели сознательно, следуют
этому принципу. А вот в практике общественного
воспитания чаще бывает иначе. Знание
навязывается со стороны и должно быть (а почему
«должно», ребенку не объясняют) им усвоено.
Следование принципу органичности и
преемственности позволяет ребенку «выращивать»
свое знание на основе своего опыта и тех понятий,
которые у него к этому времени сформировались.
Задача педагога — помочь ребенку выстроить в
своем сознании новые понятия, помочь ему
организовать свою деятельность и в результате
получить свои новые знания как следствие
движения по его индивидуальному пути.
Принцип использования
комментариев требует от педагога
демонстрации ребенку своего хода рассуждений по
поводу выхода из проблемной ситуации. Родители и
другие члены семьи так поступают довольно часто.
По существу, они ничего не рекомендуют ребенку, а
только лишь демонстрируют ему свой смысл, свое
знание, свой ход мыслей. Благодаря реализации
этого принципа семейного воспитания дети
овладевают различными видами комментария, как
типа речевой деятельности:
а) рефлексивным, помогающим ребенку
осознать скрытые мотивы своих поступков;
б) логическим, дающим возможность поразмышлять
над различными вариантами своих действий;
в) целевым, позволяющим сопоставить смысл
деятельности с ее целями и результатами, и т.д.
Исследователи сравнивают комментарий
с волшебным зеркалом, в котором ребенок каждый
раз может увидеть себя со стороны, а также и свой
возможный будущий образ. Он оказывает огромное
психологическое воздействие на ребенка. В нем он
усматривает интерес к себе, к своей деятельности,
улавливает отношение к себе взрослого. Правильно
построенный комментарий вдохновляет, мобилизует
ребенка на совершенствование своей деятельности
и прокладывает путь к развитию его самосознания.
В каждой нормальной семье родители,
как правило, создают достаточно много ситуаций
для демонстрации ребенком своих возможностей.
Кто не помнит себя в детстве стоящим на табурете
и читающим гостям стихи? Создание бесчисленного
множества ситуаций для бесконечной демонстрации
ребенком своих возможностей называют принципом
резонанса. Это очень важный принцип
семейного воспитания. Благодаря его реализации
ребенок «видит» свои растущие возможности. Он
начинает создавать образ «себя будущего» и
стремиться к его воплощению. Так начинается путь
саморазвития.
Становление сознания ребенка во
многом определяется средой обитания ребенка и
зависит главным образом от образа жизни и мыслей
окружающих его взрослых, а также от того,
насколько они могут сделать этот образ жизни и
мыслей понятным, «видимым» для ребенка.
Использование принципов семейного
воспитания в практике дошкольного образования и
особенно в физкультурно-оздоровительной работе
требует организации системы специальных
проблемных педагогических ситуаций. Суть их не в
передаче знаний о здоровом образе жизни или
обучении уходу за своим телом или физическим
упражнениям, а в характере организуемой
деятельности, в характере комментариев
взрослого, в возможности продемонстрировать
детьми своих растущих возможностей. И что самое
важное — поведение ребенка в каждой конкретной
ситуации должно быть им осознано. Разумеется, что
помочь ему в этом может только взрослый.
Что же должен осознать ребенок?
— получил ли он удовлетворение от
физкультурной деятельности;
— ожидал ли он конкретных результатов и добился
ли их;
— удовлетворен ли он этими результатами;
— в чем он видит смысл своей деятельности;
— отличается ли ситуация, в которой он сейчас
находится, от той, в которой он был в прошлый раз.
Другими словами, следует постоянно
работать с собственными смыслами ребенка,
помогая ему осознавать себя как человека со
своими намерениями, целями, желаниями,
симпатиями и антипатиями, человека, наделенного
способностями чувствовать, мыслить, понимать,
выстраивать свою деятельность.
Разумеется, в три-четыре года такая
мыслительная деятельность ребенку еще не под
силу. Но это не означает, что начинать ее следует
в старшем дошкольном возрасте. Каждый раз после
физкультурного занятия, водной процедуры, игры,
гимнастики и т.п. следует спрашивать малышей о
том, понравилось ли им заниматься, хорошо ли они
себя чувствовали, не устали ли они и т.п. Ведь
именно так и делают каждый раз их родители. А
через некоторое время, например вечером,
попросить рассказать о том, чем они занимались
днем. Если подобная работа ведется в системе, то
постепенно малыши научаются запоминать свои
действия, размышлять над ними.
В старшем дошкольном возрасте работу
над поиском ребенком своего смысла и целей в
общей для всех детей
физкультурно-оздоровительной деятельности
должна быть предельно целенаправленной. Она
предваряет физкультурные мероприятия и
завершает их. Следует особо отметить, что ход
подобных образовательных ситуаций заранее не
планируется, поскольку напрямую зависит от
внутренней логики развития
физкультурно-оздоровительной деятельности в
конкретный временной период времени.
Успех в осознании ребенком своей
позиции созидателя в отношении своего здоровья
во многом зависит от профессионально-личностных
установок воспитателя или физорга, от того, как
они понимают основную направленность своего
общения, своего совместного проживания
различных образовательных ситуаций с ребенком.
Просим вас подумать и ответить на
вопросы:
— Вы для ребенка или он для вас?
— Может быть, вы друг для друга?
— Что значит для меня здоровье чужого ребенка?
— Если я для ребенка, то что это означает?
— Хочу ли я, чтобы ребенок перенял мои смыслы и
ценности, или я буду развивать его собственные?
— Знаю ли образ жизни семей моих воспитанников?
Хорошо ли я это знаю?
— Знаю ли я, каковы главные ценности семей моих
воспитанников в отношении здоровья детей?
— Чему, по мнению родителей, мы должны научить
детей в детском саду?
Ответы на эти и подобные вопросы
позволят педагогическому коллективу правильно
выбрать направления деятельности по
формированию у детей потребности в здоровом
образе жизни.
|