Педагогический
университет "Первое сентября"
В.Г. АЛЯМОВСКАЯ
Современные подходы к оздоровлению
детей в дошкольном образовательном учреждении
Целью данного курса является оказание помощи
слушателям Педагогического университета
«Первое сентября» в рефлексии и осмыслении их
собственного опыта оздоровления детей, а также
освоение современных подходов к организации
оздоровительной деятельности в дошкольном
учреждении и формирование на этой основе
профессионального педагогического мышления.
Структурной основой курса является
преобразующий педагогический менеджмент,
который имеет прямое отношение к развитию
инновационной деятельности и способности
педагогов выстраивать оздоровительную
деятельность на основе тщательного изучения
детского контингента, условий воспитания и
образа жизни семьи, условий дошкольного
учреждения и своих собственных профессиональных
возможностей.
Курс имеет два основания – педагогическое и
медико-психологическое. По степени значимости
они фактически равнозначны. Представленные в
курсе проблемы изложены с позиций прикладной
педагогики и психологии, насыщены
педагогическим и психотехническим
инструментарием.
Лекция № 8. Технология
разработки базовой и профильной оздоровительной
программ
План
1. Характеристика понятий «базовая
оздоровительная программа» и «профильная
оздоровительная программа».
2. Структура базовой оздоровительной
программы.
3. Этапы разработки базовой
оздоровительной программы.
4. Отбор содержания базовой
оздоровительной программы и планирование
результатов физкультурно-оздоровительной
деятельности.
5. Базовая оздоровительная программа
как основа разработки профильных
оздоровительных программ.
6. Обеспечение управляемости
реализацией базовой и профильной
оздоровительной программы.
Литература
1. Оптимизация оздоровительной
деятельности в дошкольном учреждении. Под ред.
В.Г. Алямовской. Н.Новгород, 2001.
2. Здоровье и физическое развитие детей
в дошкольных образовательных учреждениях:
проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
Характеристика понятий «базовая» и
«профильная» оздоровительная программа
В начале нашего курса в лекции № 3 была
дана краткая характеристика базовой
оздоровительной программы, как основы
моделирования физкультурно-оздоровительной
деятельности дошкольного учреждения в
конкретный временной период его
функционирования. Мы также говорили о том, что
основное ее назначение заключается в
определении перспектив и этапов наращивания
материально-методического и профессионального
потенциала дошкольного учреждения.
Базовая оздоровительная программа
позволяет, как мы уже указывали ранее,
разработать полный цикл деятельности, связанный
с оздоровлением детей, и является первичным
элементом управления оптимизацией
оздоровительной деятельности в дошкольном
образовательном учреждении.
В этой части курса мы вновь обращаемся
к понятию «базовая оздоровительная программа», а
также раскрываем понятие «профильная
оздоровительная программа», но уже в аспекте
разработки и управления их реализацией.
Базовая оздоровительная программа
— это система обеспечения сохранения и
укрепления физического и психического здоровья
детей посредством реализации современных и
адаптированных к условиям дошкольного
учреждения оздоровительных технологий, включая
технологию создания и поддержания
медико-социальных условий содержания
воспитанников. Эти технологии носят сугубо
профилактический характер и направлены на
предотвращение возникновения и распространения
заболеваний, а также поддержание положительного
жизненного и психического тонуса воспитанников.
Кроме того, базовая оздоровительная программа
определяет порядок рационального
комплектования групп детьми, организацию
питания и режима дня воспитанников, организацию
работы в нестандартных ситуациях.
Базовая оздоровительная программа
позволяет создать в учреждении необходимые
условия для реализации государственного
стандарта по разделу «Здоровье и физическое
развитие детей» и в соответствии с данными о
состоянии здоровья и физического развития детей
выделить приоритетные направления
оздоровительной деятельности.
Профильная оздоровительная
программа представляет собой набор
специфических мероприятий, обеспечивающих
лечение или реабилитацию ребенка в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Например, в дошкольном учреждении для детей с
нарушением зрения профильной программой
является система специальных лечебных
мероприятий, направленных на коррекцию зрения.
Специфика мероприятий во многом
определяется видом дошкольного учреждения, но не
только. И в обычном дошкольном учреждении могут
использоваться вариативные профильные
оздоровительные программы. Например,
специальная программа ускоренной адаптации
детей раннего возраста к условиям дошкольного
учреждения или реабилитационная программа для
часто болеющих детей и др. К профильной
оздоровительной программе относят также систему
здоровьесберегающих компонентов
образовательного процесса.
Профильная оздоровительная программа
чаще всего является частью базовой
оздоровительной программы, но может быть и
автономной.
Структура базовой оздоровительной
программы
Структурно программа оформляется как
система взаимосвязанных между собой блоков (или
разделов), из которых обязательными являются:
информационно-аналитический,
проектно-технологический, ресурсного
обеспечения, контроля. Они могут быть названы
по-другому, но их сущность должна остаться
неизменной.
Структура базовой оздоровительной
программы определяется ее разработчиками,
поэтому мы приводим ниже структуру базовой
оздоровительной программы в качестве примерной.
В структуру базовой оздоровительной
программы может входить:
1. Пояснительная записка;
2. Динамика здоровья и физического развития
воспитанников;
3. Система и содержание оздоровительной
деятельности;
4. Материально-техническое и
программно-методическое и медицинское
обеспечение оздоровительной программы;
5. Преемственность в работе с семьей и школой;
6. Циклограмма реализации программы;
7. Мониторинг здоровья и физического развития.
В свою очередь, каждый структурный
компонент программы имеет свою подструктуру:
1. В пояснительной записке следует
обозначить:
— актуальность выбранного подхода к
организации оздоровительной деятельности для
данного дошкольного учреждения;
— цели и задачи оздоровительной программы;
— принципы реализации оздоровительной
деятельности;
— краткое описание содержания и структуры
программы, основных участников ее реализации.
2. В разделе «Динамика здоровья и
физического развития воспитанников»
(фактически это информационно-аналитический
блок) дается анализ:
— заболеваемости детей, посещающих
дошкольное учреждение как минимум за последние
три года;
— заболеваемости выпускников дошкольного
учреждения в динамике;
— уровня физического развития воспитанников в
динамике;
— уровня физической зрелости выпускников
дошкольного учреждения в динамике;
— уровня нервно-психического развития детей, их
психоэмоционального состояния;
— уровня развития физических качеств в динамике;
— уровня физической подготовленности в
динамике;
— привычек здорового образа жизни в динамике;
— приобщения детей к культуре и традициям
большого спорта;
— эффективности системы физического воспитания
в динамике;
— степени включенности родителей в процесс
физкультурно-оздоровительной деятельности;
— обобщенные данные социально-гигиенического
скрининга условий и образа жизни семей
воспитанников;
— рекламаций санитарно-гигиенических условий
содержания детей;
— профессионального потенциала педагогов и его
как положительного и отрицательного влияния на
качество физкультурно-оздоровительной работы.
3. В разделе «Система и содержание
оздоровительной деятельности» раскрываются
основные направления оздоровительной
деятельности, такие, как, например,
лечебно-профилактическая работа, организация
режима дня, микроцикл и макроцикл двигательной
деятельности, организация питания, система
физкультурной работы, организация
жизнедеятельности детей в периоды карантинов и
других нестандартных ситуациях.
Система оздоровительной работы может
быть представлена в виде графической модели.
Содержанием структурных элементов этой модели
будут парциальные оздоровительные технологии.
4. В структуру раздела
«Материально-техническое,
программно-методическое и медицинское
обеспечение реализации оздоровительной
программы» (можно назвать этот раздел «Ресурсное
обеспечение») следует включить:
— помещения для проведения
физкультурно-оздоровительной работы, их
оснащение и оборудование;
— диагностическая аппаратура;
— физкультурное оборудование и инвентарь;
— инвентарь и оборудование для закаливающих
процедур;
— нормативно-инструктивные документы по
организации оздоровительной деятельности;
— программы, технологии, методические
рекомендации по организации оздоровительной
деятельности.
В этот раздел должны быть включены
мероприятия по организации опережающей
квалификационной подготовки персонала
дошкольного учреждения, поскольку опыт,
квалификация и личностные качества педагогов
являются важнейшими ресурсами, обеспечивающими
высокую эффективность оздоровительной
деятельности. Потенциальные возможности семей
воспитанников в плане оказания материальной,
организационной и методической помощи также
должны быть учтены в этом разделе базовой
оздоровительной программы.
5. Раздел «Преемственность в работе с
семьей и школой» может включать:
— пропаганду здорового образа жизни;
— обучение родителей;
— совместные мероприятия с родителями
воспитанников;
— совместные мероприятия дошкольного
учреждения, родителей и школы.
6. В разделе «Циклограмма реализации
программы» освещаются вопросы организации
деятельности, определяется круг конкретных лиц,
ответственных за осуществление программы, а
также цикличность их деятельности в течение дня,
недели, месяца, квартала и года. Соответственно
рассчитывается и количество циклограмм: дневная,
недельная, месячная и т.д.
7. Раздел «Контроль и руководство
физкультурно-оздоровительной деятельностью»
представляет собой оперативную систему
внутрисадовского контроля реализации программы,
профессиональное проведение которого позволяет
сформулировать верные управленческие и
педагогические выводы и своевременно
корректировать как процесс оздоровительной
работы, так и ее содержание и методы. В нем также
должен быть предусмотрен (по мере накопления
педагогами опыта) поэтапный переход к новым
моделям деятельности.
Обязательные структурные компоненты
раздела:
— мониторинг здоровья воспитанников;
— мониторинг физического развития детей;
— социально-психологический аудит деятельности
педагогического персонала;
— контроль стабильности функционирования
дошкольного учреждения в плане
сохранения и укрепления здоровья детей;
— контроль качества оздоровительной
деятельности;
— контроль исполнительности и
дисциплинированности персонала.
Этапы разработки базовой
оздоровительной программы
Разработку программы целесообразно
осуществлять в несколько этапов:
Первый этап — это сбор и обработка
информации о состоянии здоровья, физического
развития, развитии двигательных навыков и
физических качеств воспитанников. На этом же
этапе анализируется соответствие среды
жизнедеятельности детей дошкольного учреждения
социально-гигиеническим требованиям, проводится
социально-гигиенический скрининг условий и
образа жизни семьи, обобщается информация по
рекламации деятельности учреждения санитарными
и другими службами.
Сравнительный анализ заболеваемости
детей с другими дошкольными учреждениями района
и города позволяет оценить степень
эффективности деятельности учреждения в
здоровьесбережении детей, его общий потенциал.
Сравнительный анализ заболеваемости
детей различных возрастных групп за несколько
лет позволяет определить слабые звенья в цепочке
оздоровительной работы в самом учреждении. Они
могут быть связаны с уровнем профессионализма
педагогов (например, незнанием возрастных
особенностей детей), отношением педагога к
проблеме обеспечения здоровья, качеством ухода
за детьми и т.д.
Собранные данные обрабатываются таким
образом, чтобы можно было сформулировать
конкретные выводы. Например, показатели
заболеваемости детей в данном учреждении ниже
средних показателей по району, но в периоды
гриппа эти показатели равны средним по району.
Выводы в этом случае могут быть такими:
учреждение имеет достаточный потенциал для
эффективного осуществления оздоровительной
работы, но требуется внесение корректив в
технологию и сроки осуществления профилактики
гриппа и аденовирусных инфекций и далее
излагается, что конкретно и как должно быть
изменено.
От качества сбора и обобщения
информации зависит правильность определения
приоритетов оздоровительной деятельности, ее
целей, задач, принципов и содержания.
Второй этап создания базовой
оздоровительной программы — это разработка ее
концепции. В ней определяются базовые цели и
задачи, принципы оздоровительной деятельности,
направления работы и их приоритетность, а также
определяется структура программы, состав
исполнителей и дается краткое описание
содержания. Все это составляет основу
пояснительной записки.
Третий этап разработки программы
— моделирование физкультурно-оздоровительной
работы в дошкольном учреждении, подбор
технологий для осуществления оздоровительной
деятельности. Другими словами, необходимо
сложить систему физкультурно-оздоровительной
работы, охватывающую все стороны пребывания
ребенка в дошкольном учреждении. На этом же этапе
определяются все возможные линии взаимодействия
с семьей и школой.
Четвертый этап — это
проектирование соответствующей
материально-технической и
программно-методической базы для реализации
программы. Возможно, что вначале она не будет в
полной мере соответствовать программе. Это
означает, что должны быть продуманы направления
и обозначены сроки наращивания ресурсного
потенциала.
Пятый этап — это расчет циклограмм
деятельности персонала, подготовка протоколов
контроля, определение технологии и процедур
мониторинга, назначение ответственных.
По завершении пятого этапа
оформляется текст программы, с которым знакомят
коллектив учреждения, родителей, вышестоящие
органы управления. Обязательно
квалифицированное медицинское заключение (это
может сделать районный педиатр) и согласование
программы со службой госсанэпиднадзора.
Отбор содержания и планирование
результатов реализации
физкультурно-оздоровительной программы
При отборе содержания базовой
оздоровительной программы не следует
использовать, если так можно выразиться,
«необкатанный материал». Очень часто дошкольные
учреждения стремятся к обновлению содержания и
методов деятельности, не убедившись, что
педагоги способны к качественно иной работе.
Поэтому результаты бывают не только никакими, но
иногда коллектив, еще недавно стабильно
работающий, начинает демонстрировать низкие
результаты своей деятельности. И тогда мы
наблюдаем тенденцию реставрации (возврата к
старым методам и формам работы), которая также не
приводит коллектив к значимым результатам.
На первом этапе реализации программы
следует работать с хорошо знакомым педагогам
содержанием физкультурно-оздоровительной
работы, а затем по мере освоения новых технологий
переходить к качественно новому содержанию и
методам. Как мы уже указывали выше, эти
«переходы» должны быть отражены в разделе
«Контроль и руководство реализацией программы».
Выбор содержания
физкультурно-оздоровительной работы
определяется реализуемой в дошкольном
учреждении образовательной программой. Задача
разработчиков — придать всем ее компонентам
четко выраженную оздоровительную
направленность. Об этом подробно говорилось в
предыдущих лекциях.
Существует немало хорошо
зарекомендовавших себя физкультурных
технологий. Если они коллективом освоены, то
можно включать их в содержание оздоровительной
деятельности.
Содержание лечебно-профилактической
работы во многом определяется медицинским
персоналом. Задача руководителя и методиста
дошкольного учреждения — найти оптимальные
варианты ее сочетания с бытовым и
образовательным процессом.
Содержание контроля определяется
анализом деятельности персонала и
результативностью его работы. Под контроль
ставятся как сильные, так и слабые стороны
процесса. В первом случае важно определить, что
именно в деятельности персонала приводит к
высоким результатам, и соответственно закрепить
успех, а во-втором — выявить причины
неуспешности и устранить их.
Успешность деятельности определяется
по ее результатам. Поэтому должны быть
спланированы ожидаемые результаты. Многие
результаты определяются нормативами.
Существуют, например, нормативы физиологически
потребного организму ребенка количества
движений в каждом возрасте. Определены
показатели физической зрелости и др. Организуя
мониторинг, следует ориентироваться на
оптимальные результаты деятельности и
соотносить с ними полученные данные.
Например, при систематическом
обследовании формирования у детей основных
движений выясняется, что по метанию вся группа
детей дает низкие показатели. Контент-анализ
(анализ документации, в данном случае анализ
планирования физкультурных занятий) показывает,
что упражнений по формированию у детей
соответствующего двигательного навыка
проводилось достаточное количество. Однако
навык у большинства детей не сформирован, хотя их
физическое развитие соответствует норме. Что в
данном случае можно предположить? Наиболее
вероятным будет предположение о том, что имеет
место нарушение методики обучения детей данному
движению, т.е. профессиональная
несостоятельность педагога в данном виде
деятельности. Следовательно, должны быть приняты
соответствующие управленческие решения.
Например, анализ процесса обучения детей данному
виду движения с привлечением компетентного
специалиста и консультирование; повышение
уровня профессиональной компетентности
педагога в данном направлении посредством
ознакомления с приемами работы коллег; обучение
педагога в соответствующих центрах и т.п.
|