Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет "Первое сентября"

В.Г. АЛЯМОВСКАЯ

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Целью данного курса является оказание помощи слушателям Педагогического университета «Первое сентября» в рефлексии и осмыслении их собственного опыта оздоровления детей, а также освоение современных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении и формирование на этой основе профессионального педагогического мышления.
Структурной основой курса является преобразующий педагогический менеджмент, который имеет прямое отношение к развитию инновационной деятельности и способности педагогов выстраивать оздоровительную деятельность на основе тщательного изучения детского контингента, условий воспитания и образа жизни семьи, условий дошкольного учреждения и своих собственных профессиональных возможностей.
Курс имеет два основания – педагогическое и медико-психологическое. По степени значимости они фактически равнозначны. Представленные в курсе проблемы изложены с позиций прикладной педагогики и психологии, насыщены педагогическим и психотехническим инструментарием.

Лекция № 8. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программ

План

1. Характеристика понятий «базовая оздоровительная программа» и «профильная оздоровительная программа».

2. Структура базовой оздоровительной программы.

3. Этапы разработки базовой оздоровительной программы.

4. Отбор содержания базовой оздоровительной программы и планирование результатов физкультурно-оздоровительной деятельности.

5. Базовая оздоровительная программа как основа разработки профильных оздоровительных программ.

6. Обеспечение управляемости реализацией базовой и профильной оздоровительной программы.

Литература

1. Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. Под ред. В.Г. Алямовской. Н.Новгород, 2001.

2. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.

Характеристика понятий «базовая» и «профильная» оздоровительная программа

В начале нашего курса в лекции № 3 была дана краткая характеристика базовой оздоровительной программы, как основы моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный временной период его функционирования. Мы также говорили о том, что основное ее назначение заключается в определении перспектив и этапов наращивания материально-методического и профессионального потенциала дошкольного учреждения.

Базовая оздоровительная программа позволяет, как мы уже указывали ранее, разработать полный цикл деятельности, связанный с оздоровлением детей, и является первичным элементом управления оптимизацией оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

В этой части курса мы вновь обращаемся к понятию «базовая оздоровительная программа», а также раскрываем понятие «профильная оздоровительная программа», но уже в аспекте разработки и управления их реализацией.

Базовая оздоровительная программа — это система обеспечения сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий, включая технологию создания и поддержания медико-социальных условий содержания воспитанников. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на предотвращение возникновения и распространения заболеваний, а также поддержание положительного жизненного и психического тонуса воспитанников. Кроме того, базовая оздоровительная программа определяет порядок рационального комплектования групп детьми, организацию питания и режима дня воспитанников, организацию работы в нестандартных ситуациях.

Базовая оздоровительная программа позволяет создать в учреждении необходимые условия для реализации государственного стандарта по разделу «Здоровье и физическое развитие детей» и в соответствии с данными о состоянии здоровья и физического развития детей выделить приоритетные направления оздоровительной деятельности.

Профильная оздоровительная программа представляет собой набор специфических мероприятий, обеспечивающих лечение или реабилитацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Например, в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения профильной программой является система специальных лечебных мероприятий, направленных на коррекцию зрения.

Специфика мероприятий во многом определяется видом дошкольного учреждения, но не только. И в обычном дошкольном учреждении могут использоваться вариативные профильные оздоровительные программы. Например, специальная программа ускоренной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения или реабилитационная программа для часто болеющих детей и др. К профильной оздоровительной программе относят также систему здоровьесберегающих компонентов образовательного процесса.

Профильная оздоровительная программа чаще всего является частью базовой оздоровительной программы, но может быть и автономной.

Структура базовой оздоровительной программы

Структурно программа оформляется как система взаимосвязанных между собой блоков (или разделов), из которых обязательными являются: информационно-аналитический, проектно-технологический, ресурсного обеспечения, контроля. Они могут быть названы по-другому, но их сущность должна остаться неизменной.

Структура базовой оздоровительной программы определяется ее разработчиками, поэтому мы приводим ниже структуру базовой оздоровительной программы в качестве примерной.

В структуру базовой оздоровительной программы может входить:

1. Пояснительная записка;
2. Динамика здоровья и физического развития воспитанников;
3. Система и содержание оздоровительной деятельности;
4. Материально-техническое и программно-методическое и медицинское обеспечение оздоровительной программы;
5. Преемственность в работе с семьей и школой;
6. Циклограмма реализации программы;
7. Мониторинг здоровья и физического развития.

В свою очередь, каждый структурный компонент программы имеет свою подструктуру:

1. В пояснительной записке следует обозначить:

— актуальность выбранного подхода к организации оздоровительной деятельности для данного дошкольного учреждения;
— цели и задачи оздоровительной программы;
— принципы реализации оздоровительной деятельности;
— краткое описание содержания и структуры программы, основных участников ее реализации.

2. В разделе «Динамика здоровья и физического развития воспитанников» (фактически это информационно-аналитический блок) дается анализ:

— заболеваемости детей, посещающих дошкольное учреждение как минимум за последние три года;
— заболеваемости выпускников дошкольного учреждения в динамике;
— уровня физического развития воспитанников в динамике;
— уровня физической зрелости выпускников дошкольного учреждения в динамике;
— уровня нервно-психического развития детей, их психоэмоционального состояния;
— уровня развития физических качеств в динамике;
— уровня физической подготовленности в динамике;
— привычек здорового образа жизни в динамике;
— приобщения детей к культуре и традициям большого спорта;
— эффективности системы физического воспитания в динамике;
— степени включенности родителей в процесс физкультурно-оздоровительной деятельности;
— обобщенные данные социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников;
— рекламаций санитарно-гигиенических условий содержания детей;
— профессионального потенциала педагогов и его как положительного и отрицательного влияния на качество физкультурно-оздоровительной работы.

3. В разделе «Система и содержание оздоровительной деятельности» раскрываются основные направления оздоровительной деятельности, такие, как, например, лечебно-профилактическая работа, организация режима дня, микроцикл и макроцикл двигательной деятельности, организация питания, система физкультурной работы, организация жизнедеятельности детей в периоды карантинов и других нестандартных ситуациях.

Система оздоровительной работы может быть представлена в виде графической модели. Содержанием структурных элементов этой модели будут парциальные оздоровительные технологии.

4. В структуру раздела «Материально-техническое, программно-методическое и медицинское обеспечение реализации оздоровительной программы» (можно назвать этот раздел «Ресурсное обеспечение») следует включить:

— помещения для проведения физкультурно-оздоровительной работы, их оснащение и оборудование;
— диагностическая аппаратура;
— физкультурное оборудование и инвентарь;
— инвентарь и оборудование для закаливающих процедур;
— нормативно-инструктивные документы по организации оздоровительной деятельности;
— программы, технологии, методические рекомендации по организации оздоровительной деятельности.

В этот раздел должны быть включены мероприятия по организации опережающей квалификационной подготовки персонала дошкольного учреждения, поскольку опыт, квалификация и личностные качества педагогов являются важнейшими ресурсами, обеспечивающими высокую эффективность оздоровительной деятельности. Потенциальные возможности семей воспитанников в плане оказания материальной, организационной и методической помощи также должны быть учтены в этом разделе базовой оздоровительной программы.

5. Раздел «Преемственность в работе с семьей и школой» может включать:

— пропаганду здорового образа жизни;
— обучение родителей;
— совместные мероприятия с родителями воспитанников;
— совместные мероприятия дошкольного учреждения, родителей и школы.

6. В разделе «Циклограмма реализации программы» освещаются вопросы организации деятельности, определяется круг конкретных лиц, ответственных за осуществление программы, а также цикличность их деятельности в течение дня, недели, месяца, квартала и года. Соответственно рассчитывается и количество циклограмм: дневная, недельная, месячная и т.д.

7. Раздел «Контроль и руководство физкультурно-оздоровительной деятельностью» представляет собой оперативную систему внутрисадовского контроля реализации программы, профессиональное проведение которого позволяет сформулировать верные управленческие и педагогические выводы и своевременно корректировать как процесс оздоровительной работы, так и ее содержание и методы. В нем также должен быть предусмотрен (по мере накопления педагогами опыта) поэтапный переход к новым моделям деятельности.

Обязательные структурные компоненты раздела:

— мониторинг здоровья воспитанников;
— мониторинг физического развития детей;
— социально-психологический аудит деятельности педагогического персонала;
— контроль стабильности функционирования дошкольного учреждения в плане
сохранения и укрепления здоровья детей;
— контроль качества оздоровительной деятельности;
— контроль исполнительности и дисциплинированности персонала.

Этапы разработки базовой оздоровительной программы

Разработку программы целесообразно осуществлять в несколько этапов:

Первый этап — это сбор и обработка информации о состоянии здоровья, физического развития, развитии двигательных навыков и физических качеств воспитанников. На этом же этапе анализируется соответствие среды жизнедеятельности детей дошкольного учреждения социально-гигиеническим требованиям, проводится социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семьи, обобщается информация по рекламации деятельности учреждения санитарными и другими службами.

Сравнительный анализ заболеваемости детей с другими дошкольными учреждениями района и города позволяет оценить степень эффективности деятельности учреждения в здоровьесбережении детей, его общий потенциал.

Сравнительный анализ заболеваемости детей различных возрастных групп за несколько лет позволяет определить слабые звенья в цепочке оздоровительной работы в самом учреждении. Они могут быть связаны с уровнем профессионализма педагогов (например, незнанием возрастных особенностей детей), отношением педагога к проблеме обеспечения здоровья, качеством ухода за детьми и т.д.

Собранные данные обрабатываются таким образом, чтобы можно было сформулировать конкретные выводы. Например, показатели заболеваемости детей в данном учреждении ниже средних показателей по району, но в периоды гриппа эти показатели равны средним по району. Выводы в этом случае могут быть такими: учреждение имеет достаточный потенциал для эффективного осуществления оздоровительной работы, но требуется внесение корректив в технологию и сроки осуществления профилактики гриппа и аденовирусных инфекций и далее излагается, что конкретно и как должно быть изменено.

От качества сбора и обобщения информации зависит правильность определения приоритетов оздоровительной деятельности, ее целей, задач, принципов и содержания.

Второй этап создания базовой оздоровительной программы — это разработка ее концепции. В ней определяются базовые цели и задачи, принципы оздоровительной деятельности, направления работы и их приоритетность, а также определяется структура программы, состав исполнителей и дается краткое описание содержания. Все это составляет основу пояснительной записки.

Третий этап разработки программы — моделирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, подбор технологий для осуществления оздоровительной деятельности. Другими словами, необходимо сложить систему физкультурно-оздоровительной работы, охватывающую все стороны пребывания ребенка в дошкольном учреждении. На этом же этапе определяются все возможные линии взаимодействия с семьей и школой.

Четвертый этап — это проектирование соответствующей материально-технической и программно-методической базы для реализации программы. Возможно, что вначале она не будет в полной мере соответствовать программе. Это означает, что должны быть продуманы направления и обозначены сроки наращивания ресурсного потенциала.

Пятый этап — это расчет циклограмм деятельности персонала, подготовка протоколов контроля, определение технологии и процедур мониторинга, назначение ответственных.

По завершении пятого этапа оформляется текст программы, с которым знакомят коллектив учреждения, родителей, вышестоящие органы управления. Обязательно квалифицированное медицинское заключение (это может сделать районный педиатр) и согласование программы со службой госсанэпиднадзора.

Отбор содержания и планирование результатов реализации физкультурно-оздоровительной программы

При отборе содержания базовой оздоровительной программы не следует использовать, если так можно выразиться, «необкатанный материал». Очень часто дошкольные учреждения стремятся к обновлению содержания и методов деятельности, не убедившись, что педагоги способны к качественно иной работе. Поэтому результаты бывают не только никакими, но иногда коллектив, еще недавно стабильно работающий, начинает демонстрировать низкие результаты своей деятельности. И тогда мы наблюдаем тенденцию реставрации (возврата к старым методам и формам работы), которая также не приводит коллектив к значимым результатам.

На первом этапе реализации программы следует работать с хорошо знакомым педагогам содержанием физкультурно-оздоровительной работы, а затем по мере освоения новых технологий переходить к качественно новому содержанию и методам. Как мы уже указывали выше, эти «переходы» должны быть отражены в разделе «Контроль и руководство реализацией программы».

Выбор содержания физкультурно-оздоровительной работы определяется реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программой. Задача разработчиков — придать всем ее компонентам четко выраженную оздоровительную направленность. Об этом подробно говорилось в предыдущих лекциях.

Существует немало хорошо зарекомендовавших себя физкультурных технологий. Если они коллективом освоены, то можно включать их в содержание оздоровительной деятельности.

Содержание лечебно-профилактической работы во многом определяется медицинским персоналом. Задача руководителя и методиста дошкольного учреждения — найти оптимальные варианты ее сочетания с бытовым и образовательным процессом.

Содержание контроля определяется анализом деятельности персонала и результативностью его работы. Под контроль ставятся как сильные, так и слабые стороны процесса. В первом случае важно определить, что именно в деятельности персонала приводит к высоким результатам, и соответственно закрепить успех, а во-втором — выявить причины неуспешности и устранить их.

Успешность деятельности определяется по ее результатам. Поэтому должны быть спланированы ожидаемые результаты. Многие результаты определяются нормативами. Существуют, например, нормативы физиологически потребного организму ребенка количества движений в каждом возрасте. Определены показатели физической зрелости и др. Организуя мониторинг, следует ориентироваться на оптимальные результаты деятельности и соотносить с ними полученные данные.

Например, при систематическом обследовании формирования у детей основных движений выясняется, что по метанию вся группа детей дает низкие показатели. Контент-анализ (анализ документации, в данном случае анализ планирования физкультурных занятий) показывает, что упражнений по формированию у детей соответствующего двигательного навыка проводилось достаточное количество. Однако навык у большинства детей не сформирован, хотя их физическое развитие соответствует норме. Что в данном случае можно предположить? Наиболее вероятным будет предположение о том, что имеет место нарушение методики обучения детей данному движению, т.е. профессиональная несостоятельность педагога в данном виде деятельности. Следовательно, должны быть приняты соответствующие управленческие решения. Например, анализ процесса обучения детей данному виду движения с привлечением компетентного специалиста и консультирование; повышение уровня профессиональной компетентности педагога в данном направлении посредством ознакомления с приемами работы коллег; обучение педагога в соответствующих центрах и т.п.

Читать продолжение

Рейтинг@Mail.ru