Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2009

Руки учат говорить

Продолжение. Начало в № 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15/2008; 1/2009

ЯНВАРЬ. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

ТЕМА: «ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Занятие № 12. «Площадка для зверей в зоопарке»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о животных (заяц, лиса, медведь), их детенышей (зайчонок, лисенок, медвежонок), характерных признаках внешнего вида, особенностях поведения и содержания на детской площадке в зоопарке.

2. Стимулировать конструирование детьми собственных вариантов построек, освоенных ранее на занятиях (забор, ворота, качели, мостик, горка, лестница), добавлять в знакомые конструкции новые элементы; развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» — видеть знакомые объекты в деталях, объединенных определенным образом.

3. Учить строить знакомые конструкции по собственному замыслу из трех-четырех видов строительного материала (кирпичик, куб, полукуб, пластина); соединять детали в вертикальных конструкциях; точно соединять разные части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность изготовления конструкции; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками, получать удовольствие от коллективной работы.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (заяц, лиса, медведь, зайчонок, зайчата, лисенок, лисята, медвежонок, медвежата, туловище, голова, уши, хвост, ноги, лапы, глаза, качели, лесенка, забор, горка, брусок, кирпичик, «крыша» (призма), столбик, дощечка); прилагательные (маленький, большой, низкий, высокий, прямой, тонкий, толстый, серый, круглый, овальный, квадратный); глаголы (поставить, положить, сделать, построить, играть, гулять).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (дательный падеж с предлогом «к»); отвечать на вопросы (кто это? что делает? что делают? что это? какой? какая? какие?); образовывать глаголы настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа (играет — играют, делает — сделал, кладет — положил, играет — играют); строить предложения из двух-трех слов.

Речевой материал

А.Милн

В зоопарке олени есть
И верблюды ходят горбатые,
Крокодилы здесь,
И матрешки здесь,
И медведица с медвежатами.
Словом, звери со всех сторон.
Но мне нравится только слон!

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением площадки для малышей-зверей в зоопарке; достаточное количество деталей строительного материала, знакомых детям; картонный лист квадратной формы — трафарет площадки, игрушечные детеныши зверей (медвежата, лисята, зайчата и т.д.) небольших размеров.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель загадывает загадки о животных (заяц, медведь, лиса), дети отгадывают, затем называют детеныша данного животного, отмечают его характерные особенности (туловища, головы, глаз и другие).

Вопросы к детям:

— Кто это? (Это заяц, лиса, медведь.)
— А кто у него детки? (Зайчонок — зайчата, лисенок — лисята, медвежонок — медвежата.)
— Что у него есть? (Голова, туловище, лапы.)
— Что еще у него есть? (Глаза, уши, хвостик.)
— Какие уши у зайца? (Длинные.)
— А глаза какие? (Маленькие, черные.)
— Какой хвост у зайца? (Маленький, короткий.)
— Какого цвета заяц? (Серый.)
— Какие уши у медведя? (Маленькие, круглые.)
— А глаза какие? (Маленькие, черные.)
— Какого цвета медведь? (Коричневый.)
— Какие уши у лисы? (Маленькие, острые.)
— Какие глаза? (Маленькие, черные.)
— Какой хвост у лисы? (Большой, пушистый, длинный, рыжий, с белым кончиком.)
— Какого цвета лиса? (Рыжая.)

Воспитатель рассказывает детям о площадке для малышей-зверей в зоопарке.

Вопросы к детям:

— Когда вы были в зоопарке, видели такую площадку? Кто там был? (Звери.)
— Какие звери? (Зайцы, медведи, лисы.)
— Что они там делали? (Играли.)
— К кому подходили зайчата? (К зайцу, к детям, к забору, к лисятам.)

2. В конце беседы воспитатель говорит: «Детки животных, которые пришли к нам на занятие, просят вас построить им детскую площадку, где они могли бы кататься на качелях, входить в ворота, подниматься по ступенькам, переходить по мостику через ручей, кататься с горки. Они знают, что вы умеете все это строить». Он предлагает детям приступить к работе, уточняет, что именно каждый из них будет строить.

Вопросы к детям:

— Маша, что ты будешь строить? (Качели.)
— Что нужно для качелей? (Крыша (призма), дощечка (пластинка).)
— Как нужно положить дощечку? (Аккуратно.)
— Что нужно взять для лесенки? (Кирпичики.)

Точно так же воспитатель спрашивает детей о других постройках.

3. Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, который помогает детям правильно выбрать нужный материал для конкретной конструкции. Он поощряет детей, которые что-то обсуждают, дают совет друг другу в процессе продуктивной деятельности или оказывают помощь при затруднении.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Как называется эта деталь?
— Оля, из чего ты будешь строить лесенку?
— Какого цвета будут ступеньки?
— Какие ступеньки, широкие или узкие?
— Коля, из чего ты будешь делать опору для качелей? Покажи.
— Коля сделает опору из призмы.
— Коля, какие у тебя получились качели? (Красивые, красные.)
— Какая получилась горка (лесенка, мост)?

4. Воспитатель анализирует детское творчество, вместе с детьми любуется интересными постройками, сконструированными по собственному замыслу. Он помогает детям перенести их на площадку (трафарет — квадратный картон), обращает внимание на то, что нет забора, предлагает всем сразу же сделать забор.

Под руководством воспитателя дети решают, каким будет забор для животных, и все вместе строят его по краю трафарета, затем помещают детенышей животных на детскую площадку. Дети довольны, какая замечательная получилась у них площадка. Композиция остается в группе несколько дней.

Вопросы к детям:

— Вам нравится детская площадка?
— Какая она по форме? (Квадратная, круглая, овальная.)
— Из каких деталей мы построили забор? Что мы брали для этого?
— Кто будет играть на площадке? (Заяц, зайчонок, зайчата, лисята, медвежонок.)

ЯНВАРЬ. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Занятие № 13. «Кормушка для зимующих птиц»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о зимующих птицах, о том, как и что они едят суровой зимой.

2. Учить детей строить по образцу домик-кормушку для птиц; анализировать образец, выделять его основные части (основание, стенки, крыша), объяснять их функциональное назначение. Развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть кормушку для птиц в деталях строительного материала, объединенных определенным образом.

3. Учить строить кормушку-домик из трех видов строительного материала (кирпичик, треугольная призма, пластина); соединять детали по горизонтали и вертикали в вертикальной конструкции; правильно соединять части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения образца; уметь располагать одну стенку (кирпичик) домика-кормушки точно против другой; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (птица, кормушка, домик-кормушка, стены, крыша, пол, дощечка, кирпичик); глаголы (сидит, летает, прыгает, машет, клюет, строит, делает, собирает, кладет); прилагательные (маленький, большой, длинный, короткий, овальный, круглый, черный); наречия (много); местоимения (я, он, она, они, мы).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (винительный и творительный падежи); согласование глаголов с местоимениями; изменять падежные окончания существительных в роде, числе, падеже (предложный падеж с предлогом «на», родительный падеж с предлогом «у»); отвечать на вопросы (кто это? что делает? что умеет делать? у кого? где? на чем?; употреблять простые предлоги «на», «у»; строить предложения из двух-трех слов (Я сделал столбик)).

Речевой материал

Н.Нищева

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть ворон и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением птиц и птичьих кормушек; кирпичики (2 шт.), треугольные призмы (2–3 шт.), тонкая пластина квадратной формы (1 шт.) или картонка для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям картинки с изображением птиц, просит назвать их.

Вопросы к детям при рассматривании картинок:

— Кто это? (Это птичка.)
— Что у нее есть? (У птички есть голова, туловище, хвост, клюв, лапки, перья, крылья, глазки.)
— А глазки у нее какие? (Маленькие, черные.)
— Какая голова? (Круглая, маленькая.)
— Какое туловище? (Овальное, длинное.)
— Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
— Какой у нее клюв (лапки, хвост)?

Затем воспитатель рассказывает, что едят птицы, как им трудно приходится холодной зимой, показывает картинки с изображениями птичьих кормушек, предлагает детям сделать самим такие кормушки.

Вопросы к детям:

— Что едят птички? (Зернышки, семечки, хлебные крошки.)
— Как они едят? (Они клюют.)
— Чем они клюют корм? (Клювом.)

2. Воспитатель показывает детям образец конструкции домика-кормушки (из двух кирпичиков и двух призм), предлагает его внимательно рассмотреть: выделить основные части кормушки (боковые и верхние) и выбрать необходимые детали строительного материала для конструирования каждой из них, объясняет способы соединения деталей в вертикальной конструкции.

Вопросы к детям при рассматривании образца:

— Что это? (Кормушка.)
— Что есть у кормушки?
— Сколько стенок у кормушки?
— Из чего построены стенки?
— С чего надо начинать строить?
— Этот кирпичик стоит или лежит?
— Как надо ставить кирпичики? На широкую или узкую сторону?

Воспитатель строит кормушку для птиц, поясняя: «Главное — нужно правильно расположить кирпичики-стенки. Один кирпичик следует точно поставить напротив другого. Сверху на стенки надо осторожно положить одну призму (крышу), затем — другую призму (вторую часть крыши)». Воспитатель учит аккуратно работать с деталями строительного материала. «А теперь постройте такие же кормушки, как у меня».

3. Самостоятельная работа детей. Воспитатель руководит практической деятельностью детей, побуждает к высказываниям, сопровождающим процесс работы.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Возьмите такой кирпичик. Покажите мне. Какой это кирпичик? (Длинный.)
— Саша, что ты взял?
— Ты положил или поставил кирпичик (крышу)?
— Ты аккуратно положил крышу?
— Ты поставил кирпичики напротив друг друга?
— Что у тебя получилось?
— Получилась кормушка?
— Что ты возьмешь? (Кирпичик, крышу.)
— Ты положишь или поставишь кирпичик?
— На что ты кладешь крышу? (На кирпичики.)
— Где у кормушки стенки? Покажи, Лена.
— Скажи, Лена, что это? (Это кормушка.)
— Что ты делаешь, Маша? (Я строю кормушку.)
— А что делает Оля? (Она строит кормушку.)
— Что ты сделал, Ваня? (Я поставил кирпичик. Я положил дощечку.)

4. В конце работы воспитатель хвалит всех детей, отмечает наиболее удачные домики-кормушки.

Вопросы к детям:

— Посмотрите, какие домики-кормушки у нас получились.
— У тебя какая кормушка, Маша? (У меня большая.)
— А у тебя какая кормушка, Ваня? (У меня маленькая.)
— Сколько кормушек у нас получилось? (Много.)

РИСОВАНИЕ

Занятие № 19. «Сердитая ворона»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о птицах.

2. Развивать у детей способность к замещению основных частей реальной птицы пятном черного цвета и моделирования из него структуры тела вороны в живописном предметном изображении объекта, передавая характерные особенности строения и оперения птицы. Осваивать действия дополнения, детализации образа сердитой птицы для создания выразительной композиции.

3. Учить детей создавать выразительный образ вороны из пятна краски.

4. Воспитывать интерес к птицам, желание их рисовать, развивать навыки совместной изобразительной деятельности.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (птица, ворона, клюв, крылья, глаза, хвост, лапы, перья); прилагательные (сердитая, большая, круглая, вытянутый, быстрая, осторожная, овальное); глаголы (сидит, летит, каркает, прыгает, ходит, машет, клюет); числительные (один, одна, два, две).

2. Учить правильно употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (родительный падеж единственного и множественного числа); отвечать на вопросы (кто это? что делает? что это? какая? какой? какие? сколько чего?); согласовывать числительные с существительными (один клюв, хвост; одна голова; две лапки; два глаза, два крылышка); строить предложения из двух-трех слов (У птички две лапки).

Речевой материал

А.Барто

Птичка

Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай.
Улетела — Ай!

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением вороны, краска черного цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, листы бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает стихотворение, показывает детям картинки, изображающие разных ворон, в том числе и сердитую ворону, рассказывает о строении ее тела, отмечает особенности формы головы, клюва, туловища, особое внимание обращает на ее крылья и оперение; помогает понять, чем сердитая ворона отличается от других ворон: у нее крылья подняты и перья торчат в разные стороны.

Вопросы к детям:

— Скажите, дети, что это за птица? (Это ворона.)
— Какая ворона? (Сердитая, большая.)
— А еще какая? (Быстрая, осторожная.)
— Что есть у вороны? (У вороны есть хвост, клюв, лапки, перья, крылья.)
— Сколько лапок у вороны? (У вороны две лапки.)
— Сколько глаз у вороны? (У вороны два глаза.)
— Сколько хвостов у вороны? (У вороны один хвост.)
— Как назвать хвост ласково? (Хвостик.)
— Как назвать ласково клюв, перья, крылья? (Клювик, перышки, крылышки.)
— Какие крылья у нашей вороны? (У нее крылья подняты вверх.)
— Какая наша ворона? (Наша ворона сердитая.)
— Что делает ворона? (Ворона клюет, сидит, каркает, машет крыльями.)

2. Воспитатель учит конструировать изображение сердитой вороны из пятна путем его увеличения — создавать выразительный образ, рисуя взъерошенную птицу (крылья разведены, перья торчат в разные стороны).

3. Дети работают самостоятельно. Наводящими вопросами воспитатель помогает им освоить технику изображения объекта из пятна, поощряет оригинальность выбранных детьми поз и движений птицы и умение передать это в рисунке.

4. В конце занятия воспитатель расставляет на стенде 5–6 работ. Он предлагает полюбоваться рисунками, обсудить их, отметить удачные работы, которые передают характер сердитой, растрепанной вороны, используя речевой материал данного занятия.

Вопросы к детям:

— Посмотрите, какие вороны у вас получились!
— Какая ворона у тебя, Маша? (У меня сердитая ворона.)
— Какая ворона у тебя, Миша? (У меня большая ворона.)

ЛЕПКА

Занятие № 11. «Птица» (на подставке)

Программное содержание

1. Расширять представления детей о птицах, характерных особенностях внешнего вида и строении тела (голова, туловище, клюв, глаза, хвост).

2. Развивать воображение, учить видеть птицу в разных по величине и форме комках пластического материала, соединенных определенным образом; использовать возможности пластического материала для передачи характерных признаков птицы.

3. Учить лепить птицу из трех комков разной величины (голова, туловище, подставка); раскатывать пластический материал между ладонями круговыми движениями (голова округлой формы); преобразовывать округлый комок пластилина в комок овальной формы (туловище птицы), сочетая продольные и круговые движения ладоней; расплющивать округлый комок и придавать ему форму диска (подставка); прищипывать и вытягивать края округлой формы кончиками пальцев для передачи клюва, хвоста; зрительно контролировать правильность формы шара, диска; плотно скреплять детали между собой; прорисовывать стекой глаза.

4. Учить детей работать совместно со сверстниками, воспитывать желание заниматься лепкой, радоваться результату своей работы.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (птица, перышки, голова, клюв, лапки, глаза, хвостик, крылья, комок, столбик); глаголы (лепить, слепить, прищипывать, скатывать, раскатывать, прижать, сплющить); прилагательные (маленький, большой, круглый, длинный, короткий, шустрая, быстрая).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (винительный падеж); употреблять падежные окончания существительных, изменяя их в роде, числе, падеже (предложный падеж с предлогом «на»); отвечать на вопросы (кто это? что делает? что умеет делать? у кого? где? на чем?); употреблять простые предлоги «на», «у»; строить предложения из двух-трех слов (Я скатал комок. Я сделал столбик. Вова слепил птицу. Я раскатываю комок).

Речевой материал

А.Барто

На горе стоит лесок,
Он не низок, не высок,
Удивительная птица
Подает там голосок.
Удивительная птица —
Засвистит и притаится.

Демонстрационный и раздаточный материал: игрушечная птица, пластический материал, доски или клеенки, салфетки, стеки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми рассматривает игрушечную птицу.

Вопросы к детям:

— Кто это?
— Что у нее есть? (Голова, тело, хвост, лапки.)
— На что похожа голова птицы, какой она формы? Полина, покажи, какой формы головка. (Полина делает округлое движение рукой.) Скажи, Настя, какая головка у птички? (Круглая.)
— На что похоже туловище, какой оно формы?
— Чем покрыто тело птицы?
— Что у нее есть на голове? (Клюв.)
— Птицы умеют летать. Что для этого есть у птицы? (Крылья.)
— Какие они?
— Что еще есть у птицы?

2. Воспитатель показывает и объясняет приемы лепки. Он предлагает детям вспомнить и рассказать приемы лепки округлой формы. Дети рассказывают, воспитатель лепит птицу.

— Что мы сделаем сначала?
— Сначала мы возьмем маленький кусочек пластилина и помнем его.
— А теперь мы скатаем шарик. Вот так мы катаем пластилин. У нас получился шарик. Это будет головка у птички.
— Теперь сделаем туловище. Возьмем другой кусочек пластилина и помнем его руками.
А сейчас мы его скатаем. Получился еще один шарик, чуть-чуть больше. Это будет туловище. Сейчас шарик надо чуть-чуть раскатать, только с двух сторон. Получилось туловище овальной формы. Вот какое красивое туловище будет у нашей птички!
— А сейчас надо соединить голову и туловище. Плотно прижмем их друг к другу. Сильно прижмем. Получилось. Крепко держится голова на туловище!
— Чего не хватает у нашей птички? Может она смотреть? (Нет.)
— Что надо сделать, чтобы птичка могла смотреть? (Глаза.)
— Возьмем стеку и кончиком стеки сделаем две точки: здесь и здесь.
— Получились глаза?
— Что у птички? (У птички глаза.)
— Может наша птичка пить и клевать? Есть у нее клюв?
— Давайте сделаем птичке клюв.
— Как мы его сделаем? Нужно прищипнуть чуть-чуть и вытянуть клюв.
— Получился клюв?
— Чего-то еще не хватает у птички! Что должно быть у нее сзади? (Хвостик.)

Воспитатель объясняет и показывает, как надо лепить хвост.

— Куда же нам посадить птичку? На веточку? Лучше сделаем подставку!

Он объясняет и показывает, как из шарика сделать подставку дискообразной формы, — расплющить шарик между двумя ладонями, зрительно контролируя силу нажима ладоней. Затем воспитатель прикрепляет птичку к подставке.

3. Воспитатель предлагает детям вылепить птенчиков для мамы-птицы. Самостоятельная деятельность детей, в процессе которой воспитатель побуждает детей к высказываниям, сопровождающим процесс работы. Воспитатель уточняет приемы лепки, прочности соединения частей тела птицы, прорисовки стекой глаз, реализует речевые задачи.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Возьмите маленькие кусочки пластилина. Ваня взял маленький кусочек пластилина. И Митя взял пластилин. Ванечка уже скатывает шарик. И Митя скатывает шарик. Все скатывают шарик. Шарик круглый. Вот какой круглый шарик у Мити! Молодец, Митя! И Ванюша очень старается!
— Что ты делаешь сейчас, Ваня? (Скатываю шарик.)
— Что у тебя получается, Оля? (Шарик.)
— Юра, что сейчас делает Оля? (Она делает шарик.)
— Что мы все сделали? (Мы скатали шарики.)
— Мы скатали маленькие шарики. Теперь возьмите кусочки пластилина побольше, чем тот, из которого мы слепили головку. Будем делать туловище для птички.
— Ваня взял кусочек пластилина побольше. И Митя уже берет кусочек пластилина.
— Что ты скатываешь, шарик или фигуру овальной формы?
— Что надо сделать, чтобы получилась фигура овальной формы?
— Правильно, надо чуть-чуть расплющить шарик с двух сторон.
— Вот какие фигурки овальной формы получились у вас.
— Что это будет у птички? (Это будет туловище.)
— Теперь надо соединить головку с туловищем. Крепко прижать шарик к овалу.
— Что ты сейчас делаешь, Юля? (Прижимаю.)
— Оля, что сейчас делает Ваня? (Он прижимает.)
— Все крепко прижали шарик к овалу.
— Чего не хватает у наших птичек? Могут они смотреть? (Нет.)
— Что надо сделать, чтобы птички могли смотреть? (Глазки.)
— Возьмите стеки и сделайте птичкам глаза, как я показывала.
— На чем у птички глаза? (На голове.)
— У кого глаза? (Глаза у птички.)
— Будет наша птичка пить и клевать? Есть у нее клюв?
— Давайте сделаем птичкам клювики.
— Как мы их сделаем? Нужно кончиками пальцев чуть-чуть прищипнуть пластилин и вытянуть его. Получится клювик. Что ты делаешь, Митя, отщипываешь или прищипываешь?
— Что ты сейчас сделал? Получился у тебя клювик?
— Чего-то еще не хватает у птенчиков! Что должно быть сзади у птички? (Хвостик.)

4. В конце занятия воспитатель отмечает лучшие работы, радуется с детьми, что мама-птица довольна своими малышами-птенчиками.

Вопросы к детям:

— Кого мы слепили? (Мы слепили птичек.)
— Как называются детки у птички? (Птенчики.)
— У Оли красивая птичка. И у Насти красивая птичка.
— На чем сидит птичка? (На подставке.)
— Птичка где сидит? (На подставке.)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru