Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет "Первое сентября"

В.Г. АЛЯМОВСКАЯ

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Целью данного курса является оказание помощи слушателям Педагогического университета «Первое сентября» в рефлексии и осмыслении их собственного опыта оздоровления детей, а также освоение современных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении и формирование на этой основе профессионального педагогического мышления.
Структурной основой курса является преобразующий педагогический менеджмент, который имеет прямое отношение к развитию инновационной деятельности и способности педагогов выстраивать оздоровительную деятельность на основе тщательного изучения детского контингента, условий воспитания и образа жизни семьи, условий дошкольного учреждения и своих собственных профессиональных возможностей.
Курс имеет два основания – педагогическое и медико-психологическое. По степени значимости они фактически равнозначны. Представленные в курсе проблемы изложены с позиций прикладной педагогики и психологии, насыщены педагогическим и психотехническим инструментарием.

Лекция № 6. Специфика организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении компенсирующего вида

 Литература

1. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 2000.

2. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. М., 1996.

3. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. М., 2002.

4. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.

5. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие детей. Л., 1982.

6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. М., 1997.

7. Качество дошкольного образования. Состояние, проблемы, перспективы.
М., 2002.

8. Комплексная методика психомоторной коррекции. / Под ред. А.В. Семенович. М., 1997.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М.: МГУ, 1985.

10. Основы управления специальным образованием. Учебное пособие. М., 2001.

11. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.

Базовой целью любого дошкольного учреждения компенсирующего вида является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого воспитанника. Видение путей решения этих проблем во многом зависит от специфики отклонений в развитии ребенка. В одном случае интенсивные физические нагрузки показаны детям, в другом, напротив, они должны быть несколько ниже, а в третьем — меняется все содержание двигательной деятельности.

Несмотря на то что в последние годы создано немало технологий физического воспитания детей с проблемами в физическом и психическом развитии, дошкольные учреждения по-прежнему испытывают серьезные затруднения в организации этой работы. Основная трудность заключается не столько в определении индивидуальных маршрутов коррекции отклонений в развитии ребенка средствами физического воспитания и отборе его содержания, сколько в рационализации этого процесса. Если в обычном дошкольном учреждении индивидуализация физкультурно-оздоровительной работы связана в основном с возрастными особенностями воспитанников и степенью их физической подготовленности, то в дошкольном учреждении компенсирующего вида физическое воспитание должно быть интегрировано в коррекционный образовательный процесс как его важнейшая составляющая.

В этой лекции мы уделим большее внимание проблемам детей, имеющих отклонения в психическом развитии. Дело в том, что специфика организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения физического развития, во многом определяется медицинскими показаниями. Например, детям с нарушением зрения противопоказаны прыжки в глубину, прыжки на твердой поверхности, встречный бег и др. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработаны специальные комплексы упражнений, которые осуществляются под контролем врача-ортопеда. Все это существенно облегчает работу педагогического и медицинского персонала дошкольного учреждения в использовании или разработке технологий физического воспитания, ориентированных на конкретный дефект. Но нередко дети с нарушениями физического развития имеют отклонения той или иной степени и в психическом развитии. И тогда требуется и содержательная, и методическая коррекция физкультурно-оздоровительных программ.

Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими патологию психического развития, в научной и практико-ориентированной литературе освещена недостаточно. В силу этого дошкольные учреждения часто используют традиционные технологии оздоровительной работы, ориентированные на массовое дошкольное образование, что иногда не только не дает должного эффекта, но может в отдельных случаях усугублять психическое состояние детей.

Глубокое понимание сущности отклонений психического развития воспитанников, которые в ряде случаев сопровождает и нарушение физического развития, позволит педагогическому коллективу определить научно-методологические подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы и на этой основе выстроить эффективную оздоровительную программу, ориентированную на каждого конкретного ребенка.

Рассмотрим подробнее сущность отклонений в психическом развитии детей, направляемых в дошкольные учреждения компенсирующего вида.

Вследствие дисбаланса основных регуляционных механизмов психика детей с отклонениями в развитии не столь пластична, нежели у детей с нормой развития. В силу этого у детей с отклонениями в психическом и физическом развитии крайне важно формирование произвольности собственной активности как «способности сознательного управления своей психикой и поведением» [11].

В основе произвольности психической активности лежит формирование произвольной сенсомоторной активности, которая на определенном этапе развития перерастает в произвольную двигательную активность. Как указывают Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, эта активность «в буквальном смысле «тянет» развитие и познавательной, и эмоциональной сферы», а в дальнейшем она преобразовывается и переходит на уровень произвольной регуляции собственных высших психических функций. Позже на этой основе начинает формироваться произвольная регуляция собственных эмоций [11].

Развитие сенсомоторной и двигательной активности очень важно для психического развития, а степень их сформированности непосредственно влияет на характер отклоняющегося развития. В связи с особой важностью развития двигательной активности ребенка педагогу необходимо знание законов развития движений, поскольку большинство коррекционно-развивающих программ созданы с использованием этих законов. Некоторые из них, указывают исследователи, «являются законами формирования не только двигательной активности, но и пространственных и пространственно-временных представлений» [11], так как формирование пространственных представлений происходит только через двигательную активность.

Исследователи выделяют 6 основных законов развития движений [4]:

1. Закон преемственности функций;
2. Закон перекрытия стадий;
3. Закон последовательной дифференциации;
4. Цефало-каудальный закон;
5. Проксимо-дистальный закон;
6. Закон основной оси.

Сущность закона преемственности функций заключается в том, что становление двигательных навыков происходит преемственно и поэтапно. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных новообразований варьируются, а вот последовательность их становления неизменна.

Согласно закону перекрытия стадий, последовательные стадии в развитии двигательных функций «перекрывают» друг друга: ребенок осваивает одни из них, совершенствуясь в предыдущих. При заболеваниях наиболее уязвимой становится развивающаяся функция.

Закон последовательной дифференциации указывает на тот факт, что сначала формируется совместное (общее) движение, затем оно осуществляется изолированно. Например, голова ребенка движется вместе с туловищем, затем он поворачивает только голову.

Цефало-каудальный закон определяет последовательность включения различных частей тела в работу: развитие движений идет от головы к рукам, от рук — к туловищу и затем к нижним конечностям.

В соответствии с проксимо-дистальным законом ребенок вначале овладевает движениями ближних (по отношению к средней линии тела) частей тела, а затем дальних. Ближние части тела называют проксимальными, а дальние — дистальными. Например, движения плеч, рук, ног осваиваются и контролируются раньше, чем движения пальцев.

Закон основной оси указывает на тот факт, что движения ребенка совершенствуются в плоскости, параллельной его основной оси (позвоночника), которая может быть как горизонтальной (если ребенок лежит), так и вертикальной.

Исследователи отмечают, что законы преемственности функций и перекрытия стадий являются основополагающими не только для формирования двигательной активности, но и для всего психического развития в целом. Нарушения этих законов проявляются в различных вариантах отклоняющегося развития.

Рассмотрим некоторые из них.

Традиционно выделяют три основные группы патологии развития: недостаточное, асинхронное и поврежденное. Для каждой из них, кроме специфических профильных проявлений, характерны нарушения произвольной регуляции психической активности, а также снижение обучаемости, критичности и адекватности. На подобном фоне неизбежно искажение развития аффективно-эмоциональной сферы детей.

Группа недостаточного развития

В соответствии с характером недостаточности развития выделяют: тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальную несформированность высших психических функций. Специалисты считают, что, несмотря на некоторую их схожесть, все они требуют различного подхода к построению развивающей коррекционной работы, в том числе и физкультурно-оздоровительной.

В тотальном недоразвитии выделяют следующие типы: простой уравновешенный (диагнозы — умственная отсталость, олигофрения), аффективно-неустойчивый (диагнозы — атипичная олигофрения, умственная отсталость, гиперактивное расстройство, связанное с умственной отсталостью и стереотипными движениями) и тормозно-инертный (диагнозы — умственная отсталость с минимальными поведенческими нарушениями; ранние поражения ЦНС, сопряженные с умственной отсталостью, в том числе и наследственной природы).

Первый тип характеризуется крайне низким показателем критичности, адекватности и обучаемости. Деятельность детей, относящихся к этому типу, носит манипулятивный и подражательный характер. Исследователи установили, что эти дети очень зависимы и несамостоятельны, у них затруднена мелкая моторика, не сформированы пространственные представления. Динамика их психического развития замедленна. Но эти дети не агрессивны, ориентированы на оценку другого человека, хорошо усваивают правила нормативного поведения.

Для детей второго типа тотального недоразвития характерны: выраженная импульсивность поведения, немотивированность перепадов настроения, быстрое пресыщение деятельностью, расторможенность влечений. На этом фоне часты вспышки агрессивности. Среди базовых составляющих психического развития исследователи отмечают «грубейшую несформированность произвольной регуляции психической активности, начиная с несформированности самых элементарных уровней произвольной регуляции силы мышечного тонуса».

Для детей третьего типа характерны вялость и заторможенность. Они часто плачут, с трудом вступают в контакты, склонны к монотонной однообразной деятельности. При ее прерывании испытывают психологический дискомфорт. Эти дети предпочитают находиться рядом со взрослым, к которому привыкли. Отношения со сверстниками носят формальный характер. Темп их деятельности низок, отвлекаемость высокая. Крайне низок уровень развития крупной и мелкой моторики.

Читать продолжение

Рейтинг@Mail.ru