Продолжение. Начало в № 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15/2008; 1/2009
ЯНВАРЬ. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО
МАТЕРИАЛА
Занятие № 12. «Площадка для зверей в
зоопарке»
Программное содержание
1. Расширять представления детей о
животных (заяц, лиса, медведь), их детенышей
(зайчонок, лисенок, медвежонок), характерных
признаках внешнего вида, особенностях поведения
и содержания на детской площадке в зоопарке.
2. Стимулировать конструирование детьми
собственных вариантов построек, освоенных ранее
на занятиях (забор, ворота, качели, мостик, горка,
лестница), добавлять в знакомые конструкции
новые элементы; развивать воображение детей,
осваивать действия «опредмечивания» — видеть
знакомые объекты в деталях, объединенных
определенным образом.
3. Учить строить знакомые конструкции по
собственному замыслу из трех-четырех видов
строительного материала (кирпичик, куб, полукуб,
пластина); соединять детали в вертикальных
конструкциях; точно соединять разные части
конструкции в целую постройку; зрительно
контролировать правильность изготовления
конструкции; аккуратно разбирать конструкцию,
убирать строительный материал в коробки.
4. Учить детей работать самостоятельно в
едином темпе со сверстниками, получать
удовольствие от коллективной работы.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь детей
существительные (заяц, лиса, медведь, зайчонок,
зайчата, лисенок, лисята, медвежонок, медвежата,
туловище, голова, уши, хвост, ноги, лапы, глаза,
качели, лесенка, забор, горка, брусок, кирпичик,
«крыша» (призма), столбик, дощечка);
прилагательные (маленький, большой, низкий,
высокий, прямой, тонкий, толстый, серый, круглый,
овальный, квадратный); глаголы (поставить,
положить, сделать, построить, играть, гулять).
2. Учить понимать вопросы косвенных
падежей (дательный падеж с предлогом «к»);
отвечать на вопросы (кто это? что делает? что
делают? что это? какой? какая? какие?);
образовывать глаголы настоящего и прошедшего
времени единственного и множественного числа
(играет — играют, делает — сделал, кладет —
положил, играет — играют); строить предложения из
двух-трех слов.
Речевой материал
А.Милн
В зоопарке олени есть
И верблюды ходят горбатые,
Крокодилы здесь,
И матрешки здесь,
И медведица с медвежатами.
Словом, звери со всех сторон.
Но мне нравится только слон!
Демонстрационный и раздаточный
материал: картинки с изображением площадки
для малышей-зверей в зоопарке; достаточное
количество деталей строительного материала,
знакомых детям; картонный лист квадратной формы
— трафарет площадки, игрушечные детеныши зверей
(медвежата, лисята, зайчата и т.д.) небольших
размеров.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель загадывает загадки о
животных (заяц, медведь, лиса), дети отгадывают,
затем называют детеныша данного животного,
отмечают его характерные особенности (туловища,
головы, глаз и другие).
Вопросы к детям:
— Кто это? (Это заяц, лиса, медведь.)
— А кто у него детки? (Зайчонок — зайчата, лисенок
— лисята, медвежонок — медвежата.)
— Что у него есть? (Голова, туловище, лапы.)
— Что еще у него есть? (Глаза, уши, хвостик.)
— Какие уши у зайца? (Длинные.)
— А глаза какие? (Маленькие, черные.)
— Какой хвост у зайца? (Маленький, короткий.)
— Какого цвета заяц? (Серый.)
— Какие уши у медведя? (Маленькие, круглые.)
— А глаза какие? (Маленькие, черные.)
— Какого цвета медведь? (Коричневый.)
— Какие уши у лисы? (Маленькие, острые.)
— Какие глаза? (Маленькие, черные.)
— Какой хвост у лисы? (Большой, пушистый, длинный,
рыжий, с белым кончиком.)
— Какого цвета лиса? (Рыжая.)
Воспитатель рассказывает детям о
площадке для малышей-зверей в зоопарке.
Вопросы к детям:
— Когда вы были в зоопарке, видели такую
площадку? Кто там был? (Звери.)
— Какие звери? (Зайцы, медведи, лисы.)
— Что они там делали? (Играли.)
— К кому подходили зайчата? (К зайцу, к детям, к
забору, к лисятам.)
2. В конце беседы воспитатель говорит:
«Детки животных, которые пришли к нам на занятие,
просят вас построить им детскую площадку, где они
могли бы кататься на качелях, входить в ворота,
подниматься по ступенькам, переходить по мостику
через ручей, кататься с горки. Они знают, что вы
умеете все это строить». Он предлагает детям
приступить к работе, уточняет, что именно каждый
из них будет строить.
Вопросы к детям:
— Маша, что ты будешь строить? (Качели.)
— Что нужно для качелей? (Крыша (призма), дощечка
(пластинка).)
— Как нужно положить дощечку? (Аккуратно.)
— Что нужно взять для лесенки? (Кирпичики.)
Точно так же воспитатель спрашивает
детей о других постройках.
3. Самостоятельная работа детей под
руководством воспитателя, который помогает
детям правильно выбрать нужный материал для
конкретной конструкции. Он поощряет детей,
которые что-то обсуждают, дают совет друг другу в
процессе продуктивной деятельности или
оказывают помощь при затруднении.
Вопросы к детям в ходе работы:
— Как называется эта деталь?
— Оля, из чего ты будешь строить лесенку?
— Какого цвета будут ступеньки?
— Какие ступеньки, широкие или узкие?
— Коля, из чего ты будешь делать опору для
качелей? Покажи.
— Коля сделает опору из призмы.
— Коля, какие у тебя получились качели? (Красивые,
красные.)
— Какая получилась горка (лесенка, мост)?
4. Воспитатель анализирует детское
творчество, вместе с детьми любуется интересными
постройками, сконструированными по собственному
замыслу. Он помогает детям перенести их на
площадку (трафарет — квадратный картон),
обращает внимание на то, что нет забора,
предлагает всем сразу же сделать забор.
Под руководством воспитателя дети
решают, каким будет забор для животных, и все
вместе строят его по краю трафарета, затем
помещают детенышей животных на детскую площадку.
Дети довольны, какая замечательная получилась у
них площадка. Композиция остается в группе
несколько дней.
Вопросы к детям:
— Вам нравится детская площадка?
— Какая она по форме? (Квадратная, круглая,
овальная.)
— Из каких деталей мы построили забор? Что мы
брали для этого?
— Кто будет играть на площадке? (Заяц, зайчонок,
зайчата, лисята, медвежонок.)
ЯНВАРЬ. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ
ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО
МАТЕРИАЛА
Занятие № 13. «Кормушка для зимующих
птиц»
Программное содержание
1. Расширять представления детей о
зимующих птицах, о том, как и что они едят суровой
зимой.
2. Учить детей строить по образцу
домик-кормушку для птиц; анализировать образец,
выделять его основные части (основание, стенки,
крыша), объяснять их функциональное назначение.
Развивать воображение детей, осваивать действия
«опредмечивания» — учить видеть кормушку для
птиц в деталях строительного материала,
объединенных определенным образом.
3. Учить строить кормушку-домик из трех
видов строительного материала (кирпичик,
треугольная призма, пластина); соединять детали
по горизонтали и вертикали в вертикальной
конструкции; правильно соединять части
конструкции в целую постройку; зрительно
контролировать правильность выполнения образца;
уметь располагать одну стенку (кирпичик)
домика-кормушки точно против другой; аккуратно
разбирать конструкцию, убирать строительный
материал в коробки.
4. Учить детей работать самостоятельно в
едином темпе со сверстниками.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь детей
существительные (птица, кормушка, домик-кормушка,
стены, крыша, пол, дощечка, кирпичик); глаголы
(сидит, летает, прыгает, машет, клюет, строит,
делает, собирает, кладет); прилагательные
(маленький, большой, длинный, короткий, овальный,
круглый, черный); наречия (много); местоимения (я,
он, она, они, мы).
2. Учить понимать вопросы косвенных падежей
(винительный и творительный падежи);
согласование глаголов с местоимениями; изменять
падежные окончания существительных в роде,
числе, падеже (предложный падеж с предлогом «на»,
родительный падеж с предлогом «у»); отвечать на
вопросы (кто это? что делает? что умеет делать? у
кого? где? на чем?; употреблять простые предлоги
«на», «у»; строить предложения из двух-трех слов
(Я сделал столбик)).
Речевой материал
Н.Нищева
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть ворон и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Демонстрационный и раздаточный
материал: картинки с изображением птиц и
птичьих кормушек; кирпичики (2 шт.), треугольные
призмы (2–3 шт.), тонкая пластина квадратной формы
(1 шт.) или картонка для каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель показывает детям картинки
с изображением птиц, просит назвать их.
Вопросы к детям при рассматривании
картинок:
— Кто это? (Это птичка.)
— Что у нее есть? (У птички есть голова, туловище,
хвост, клюв, лапки, перья, крылья, глазки.)
— А глазки у нее какие? (Маленькие, черные.)
— Какая голова? (Круглая, маленькая.)
— Какое туловище? (Овальное, длинное.)
— Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
— Какой у нее клюв (лапки, хвост)?
Затем воспитатель рассказывает, что
едят птицы, как им трудно приходится холодной
зимой, показывает картинки с изображениями
птичьих кормушек, предлагает детям сделать самим
такие кормушки.
Вопросы к детям:
— Что едят птички? (Зернышки, семечки,
хлебные крошки.)
— Как они едят? (Они клюют.)
— Чем они клюют корм? (Клювом.)
2. Воспитатель показывает детям образец
конструкции домика-кормушки (из двух кирпичиков
и двух призм), предлагает его внимательно
рассмотреть: выделить основные части кормушки
(боковые и верхние) и выбрать необходимые детали
строительного материала для конструирования
каждой из них, объясняет способы соединения
деталей в вертикальной конструкции.
Вопросы к детям при рассматривании
образца:
— Что это? (Кормушка.)
— Что есть у кормушки?
— Сколько стенок у кормушки?
— Из чего построены стенки?
— С чего надо начинать строить?
— Этот кирпичик стоит или лежит?
— Как надо ставить кирпичики? На широкую или
узкую сторону?
Воспитатель строит кормушку для птиц,
поясняя: «Главное — нужно правильно расположить
кирпичики-стенки. Один кирпичик следует точно
поставить напротив другого. Сверху на стенки
надо осторожно положить одну призму (крышу),
затем — другую призму (вторую часть крыши)».
Воспитатель учит аккуратно работать с деталями
строительного материала. «А теперь постройте
такие же кормушки, как у меня».
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель руководит практической
деятельностью детей, побуждает к высказываниям,
сопровождающим процесс работы.
Вопросы к детям в ходе работы:
— Возьмите такой кирпичик. Покажите мне.
Какой это кирпичик? (Длинный.)
— Саша, что ты взял?
— Ты положил или поставил кирпичик (крышу)?
— Ты аккуратно положил крышу?
— Ты поставил кирпичики напротив друг друга?
— Что у тебя получилось?
— Получилась кормушка?
— Что ты возьмешь? (Кирпичик, крышу.)
— Ты положишь или поставишь кирпичик?
— На что ты кладешь крышу? (На кирпичики.)
— Где у кормушки стенки? Покажи, Лена.
— Скажи, Лена, что это? (Это кормушка.)
— Что ты делаешь, Маша? (Я строю кормушку.)
— А что делает Оля? (Она строит кормушку.)
— Что ты сделал, Ваня? (Я поставил кирпичик. Я
положил дощечку.)
4. В конце работы воспитатель хвалит всех
детей, отмечает наиболее удачные
домики-кормушки.
Вопросы к детям:
— Посмотрите, какие домики-кормушки у
нас получились.
— У тебя какая кормушка, Маша? (У меня большая.)
— А у тебя какая кормушка, Ваня? (У меня
маленькая.)
— Сколько кормушек у нас получилось? (Много.)
РИСОВАНИЕ
Занятие № 19. «Сердитая ворона»
Программное содержание
1. Расширять представления детей о
птицах.
2. Развивать у детей способность к
замещению основных частей реальной птицы пятном
черного цвета и моделирования из него структуры
тела вороны в живописном предметном изображении
объекта, передавая характерные особенности
строения и оперения птицы. Осваивать действия
дополнения, детализации образа сердитой птицы
для создания выразительной композиции.
3. Учить детей создавать выразительный
образ вороны из пятна краски.
4. Воспитывать интерес к птицам, желание
их рисовать, развивать навыки совместной
изобразительной деятельности.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь детей
существительные (птица, ворона, клюв, крылья,
глаза, хвост, лапы, перья); прилагательные
(сердитая, большая, круглая, вытянутый, быстрая,
осторожная, овальное); глаголы (сидит, летит,
каркает, прыгает, ходит, машет, клюет);
числительные (один, одна, два, две).
2. Учить правильно употреблять падежные
окончания существительных, изменяя их в роде,
числе, падеже (родительный падеж единственного и
множественного числа); отвечать на вопросы (кто
это? что делает? что это? какая? какой? какие?
сколько чего?); согласовывать числительные с
существительными (один клюв, хвост; одна голова;
две лапки; два глаза, два крылышка); строить
предложения из двух-трех слов (У птички две
лапки).
Речевой материал
А.Барто
Птичка
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай.
Улетела — Ай!
Демонстрационный и раздаточный
материал: картинки с изображением вороны,
краска черного цвета, кисти, баночки с водой,
салфетки, листы бумаги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель читает стихотворение,
показывает детям картинки, изображающие разных
ворон, в том числе и сердитую ворону,
рассказывает о строении ее тела, отмечает
особенности формы головы, клюва, туловища, особое
внимание обращает на ее крылья и оперение;
помогает понять, чем сердитая ворона отличается
от других ворон: у нее крылья подняты и перья
торчат в разные стороны.
Вопросы к детям:
— Скажите, дети, что это за птица? (Это
ворона.)
— Какая ворона? (Сердитая, большая.)
— А еще какая? (Быстрая, осторожная.)
— Что есть у вороны? (У вороны есть хвост, клюв,
лапки, перья, крылья.)
— Сколько лапок у вороны? (У вороны две лапки.)
— Сколько глаз у вороны? (У вороны два глаза.)
— Сколько хвостов у вороны? (У вороны один хвост.)
— Как назвать хвост ласково? (Хвостик.)
— Как назвать ласково клюв, перья, крылья?
(Клювик, перышки, крылышки.)
— Какие крылья у нашей вороны? (У нее крылья
подняты вверх.)
— Какая наша ворона? (Наша ворона сердитая.)
— Что делает ворона? (Ворона клюет, сидит,
каркает, машет крыльями.)
2. Воспитатель учит конструировать
изображение сердитой вороны из пятна путем его
увеличения — создавать выразительный образ,
рисуя взъерошенную птицу (крылья разведены,
перья торчат в разные стороны).
3. Дети работают самостоятельно.
Наводящими вопросами воспитатель помогает им
освоить технику изображения объекта из пятна,
поощряет оригинальность выбранных детьми поз и
движений птицы и умение передать это в рисунке.
4. В конце занятия воспитатель
расставляет на стенде 5–6 работ. Он предлагает
полюбоваться рисунками, обсудить их, отметить
удачные работы, которые передают характер
сердитой, растрепанной вороны, используя речевой
материал данного занятия.
Вопросы к детям:
— Посмотрите, какие вороны у вас
получились!
— Какая ворона у тебя, Маша? (У меня сердитая
ворона.)
— Какая ворона у тебя, Миша? (У меня большая
ворона.)
ЛЕПКА
Занятие № 11. «Птица» (на подставке)
Программное содержание
1. Расширять представления детей о
птицах, характерных особенностях внешнего вида и
строении тела (голова, туловище, клюв, глаза,
хвост).
2. Развивать воображение, учить видеть
птицу в разных по величине и форме комках
пластического материала, соединенных
определенным образом; использовать возможности
пластического материала для передачи
характерных признаков птицы.
3. Учить лепить птицу из трех комков
разной величины (голова, туловище, подставка);
раскатывать пластический материал между
ладонями круговыми движениями (голова округлой
формы); преобразовывать округлый комок
пластилина в комок овальной формы (туловище
птицы), сочетая продольные и круговые движения
ладоней; расплющивать округлый комок и придавать
ему форму диска (подставка); прищипывать и
вытягивать края округлой формы кончиками
пальцев для передачи клюва, хвоста; зрительно
контролировать правильность формы шара, диска;
плотно скреплять детали между собой;
прорисовывать стекой глаза.
4. Учить детей работать совместно со
сверстниками, воспитывать желание заниматься
лепкой, радоваться результату своей работы.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь детей
существительные (птица, перышки, голова, клюв,
лапки, глаза, хвостик, крылья, комок, столбик);
глаголы (лепить, слепить, прищипывать, скатывать,
раскатывать, прижать, сплющить); прилагательные
(маленький, большой, круглый, длинный, короткий,
шустрая, быстрая).
2. Учить понимать вопросы косвенных
падежей (винительный падеж); употреблять
падежные окончания существительных, изменяя их в
роде, числе, падеже (предложный падеж с предлогом
«на»); отвечать на вопросы (кто это? что делает?
что умеет делать? у кого? где? на чем?); употреблять
простые предлоги «на», «у»; строить предложения
из двух-трех слов (Я скатал комок. Я сделал
столбик. Вова слепил птицу. Я раскатываю комок).
Речевой материал
А.Барто
На горе стоит лесок,
Он не низок, не высок,
Удивительная птица
Подает там голосок.
Удивительная птица —
Засвистит и притаится.
Демонстрационный и раздаточный
материал: игрушечная птица, пластический
материал, доски или клеенки, салфетки, стеки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель читает стихотворение и
вместе с детьми рассматривает игрушечную птицу.
Вопросы к детям:
— Кто это?
— Что у нее есть? (Голова, тело, хвост, лапки.)
— На что похожа голова птицы, какой она формы?
Полина, покажи, какой формы головка. (Полина
делает округлое движение рукой.) Скажи, Настя,
какая головка у птички? (Круглая.)
— На что похоже туловище, какой оно формы?
— Чем покрыто тело птицы?
— Что у нее есть на голове? (Клюв.)
— Птицы умеют летать. Что для этого есть у птицы?
(Крылья.)
— Какие они?
— Что еще есть у птицы?
2. Воспитатель показывает и объясняет
приемы лепки. Он предлагает детям вспомнить и
рассказать приемы лепки округлой формы. Дети
рассказывают, воспитатель лепит птицу.
— Что мы сделаем сначала?
— Сначала мы возьмем маленький кусочек
пластилина и помнем его.
— А теперь мы скатаем шарик. Вот так мы катаем
пластилин. У нас получился шарик. Это будет
головка у птички.
— Теперь сделаем туловище. Возьмем другой
кусочек пластилина и помнем его руками.
А сейчас мы его скатаем. Получился еще один шарик,
чуть-чуть больше. Это будет туловище. Сейчас
шарик надо чуть-чуть раскатать, только с двух
сторон. Получилось туловище овальной формы. Вот
какое красивое туловище будет у нашей птички!
— А сейчас надо соединить голову и туловище.
Плотно прижмем их друг к другу. Сильно прижмем.
Получилось. Крепко держится голова на туловище!
— Чего не хватает у нашей птички? Может она
смотреть? (Нет.)
— Что надо сделать, чтобы птичка могла смотреть?
(Глаза.)
— Возьмем стеку и кончиком стеки сделаем две
точки: здесь и здесь.
— Получились глаза?
— Что у птички? (У птички глаза.)
— Может наша птичка пить и клевать? Есть у нее
клюв?
— Давайте сделаем птичке клюв.
— Как мы его сделаем? Нужно прищипнуть чуть-чуть
и вытянуть клюв.
— Получился клюв?
— Чего-то еще не хватает у птички! Что должно быть
у нее сзади? (Хвостик.)
Воспитатель объясняет и показывает, как
надо лепить хвост.
— Куда же нам посадить птичку? На
веточку? Лучше сделаем подставку!
Он объясняет и показывает, как из шарика
сделать подставку дискообразной формы, —
расплющить шарик между двумя ладонями, зрительно
контролируя силу нажима ладоней. Затем
воспитатель прикрепляет птичку к подставке.
3. Воспитатель предлагает детям вылепить
птенчиков для мамы-птицы. Самостоятельная
деятельность детей, в процессе которой
воспитатель побуждает детей к высказываниям,
сопровождающим процесс работы. Воспитатель
уточняет приемы лепки, прочности соединения
частей тела птицы, прорисовки стекой глаз,
реализует речевые задачи.
Вопросы к детям в ходе работы:
— Возьмите маленькие кусочки
пластилина. Ваня взял маленький кусочек
пластилина. И Митя взял пластилин. Ванечка уже
скатывает шарик. И Митя скатывает шарик. Все
скатывают шарик. Шарик круглый. Вот какой круглый
шарик у Мити! Молодец, Митя! И Ванюша очень
старается!
— Что ты делаешь сейчас, Ваня? (Скатываю шарик.)
— Что у тебя получается, Оля? (Шарик.)
— Юра, что сейчас делает Оля? (Она делает шарик.)
— Что мы все сделали? (Мы скатали шарики.)
— Мы скатали маленькие шарики. Теперь возьмите
кусочки пластилина побольше, чем тот, из которого
мы слепили головку. Будем делать туловище для
птички.
— Ваня взял кусочек пластилина побольше. И Митя
уже берет кусочек пластилина.
— Что ты скатываешь, шарик или фигуру овальной
формы?
— Что надо сделать, чтобы получилась фигура
овальной формы?
— Правильно, надо чуть-чуть расплющить шарик с
двух сторон.
— Вот какие фигурки овальной формы получились у
вас.
— Что это будет у птички? (Это будет туловище.)
— Теперь надо соединить головку с туловищем.
Крепко прижать шарик к овалу.
— Что ты сейчас делаешь, Юля? (Прижимаю.)
— Оля, что сейчас делает Ваня? (Он прижимает.)
— Все крепко прижали шарик к овалу.
— Чего не хватает у наших птичек? Могут они
смотреть? (Нет.)
— Что надо сделать, чтобы птички могли смотреть?
(Глазки.)
— Возьмите стеки и сделайте птичкам глаза, как я
показывала.
— На чем у птички глаза? (На голове.)
— У кого глаза? (Глаза у птички.)
— Будет наша птичка пить и клевать? Есть у нее
клюв?
— Давайте сделаем птичкам клювики.
— Как мы их сделаем? Нужно кончиками пальцев
чуть-чуть прищипнуть пластилин и вытянуть его.
Получится клювик. Что ты делаешь, Митя,
отщипываешь или прищипываешь?
— Что ты сейчас сделал? Получился у тебя клювик?
— Чего-то еще не хватает у птенчиков! Что должно
быть сзади у птички? (Хвостик.)
4. В конце занятия воспитатель отмечает
лучшие работы, радуется с детьми, что мама-птица
довольна своими малышами-птенчиками.
Вопросы к детям:
— Кого мы слепили? (Мы слепили птичек.)
— Как называются детки у птички? (Птенчики.)
— У Оли красивая птичка. И у Насти красивая
птичка.
— На чем сидит птичка? (На подставке.)
— Птичка где сидит? (На подставке.)
Продолжение следует