Продолжение. Начало в № 1/2009
Часть вторая. Методика диагностики
предметно-развивающей среды
Для каждого из 12 типов деятельности
составлены примерные списки предметов и
материалов в соответствии с их функциональным
назначением и с учетом возраста детей: для
дошкольников четырех возрастных групп — 2–3, 3–4,
4–5, 5–7 лет. Списки представляют собой
своеобразный норматив, определяющий состав
необходимых и достаточных предметов и
материалов, обеспечивающих разные типы детской
деятельности и их примерное количество. При
оценке материалов для каждого типа детской
деятельности рассматриваются следующие
показатели.
1. Количественный состав предметов и
материалов
Наличие и число соответствующих
предметов сопоставляется с нормативом, в
результате выявляется одно из возможных
заключений:
в группе отсутствует данный вид
материала;
материал имеется, но в недостаточном
количестве;
количество материала соответствует
норме;
данный материал присутствует в
избытке.
2. Соответствие данного материала
возрасту детей в группе и его развивающий
потенциал
Для разных видов материала этот
показатель конкретизируется в разных
параметрах. Критерии оценки развивающего
потенциала конкретных типов игрушек разработаны
в центре «Игры и игрушки» МГППУ. Так для
конструкторов это может быть количество деталей,
сложность их соединения, тип построек и пр. Для
образных игрушек — их характер (образ), степень
условности, наличие встроенных механизмов
(интерактивность). В результате оценки
материалов по данному показателю выносится одно
из следующих заключений:
практически все предметы для данной
деятельности не соответствуют возрасту детей и
не имеют развивающего значения;
многие предметы для этого типа
деятельности не соответствуют возрасту детей в
группе и не имеют развивающего значения;
большинство предметов для этого типа
деятельности соответствуют возрасту детей и
имеют развивающее значение;
все предметы для этого типа
деятельности соответствуют возрасту детей и
имеют развивающее значение.
3. Возможности действия с данным
материалом
Данный показатель определяется двумя
аспектами:
расположением данного материала в зоне
досягаемости для детей;
фактическим состоянием данного
материала (его сохранностью, полнотой,
прочностью).
Суммарное заключение по данным
показателям позволит выяснить состояние
развивающей предметной среды по каждому типу
деятельности и проблемные точки для ее
комплектации.
Кроме экспертизы развивающих
материалов для разных типов деятельности,
необходима оценка общей организации
пространства каждой группы и ДОУ в целом. Данная
экспертиза осуществляется на основе оценки
общего дизайна помещения и условий
жизнедеятельности детей.
Оценка общего дизайна помещения ДОУ
складывается из трех блоков:
эстетика оформления групповых
помещений;
социальная среда развития;
материальные условия развития и
воспитания.
Эстетика оформления групповых
помещений должна обеспечивать
эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание
детей. При оценке данного параметра учитываются
единство стиля в его оформлении, наличие
декоративных элементов и их адекватность
обстановки назначению комнаты, гармоничность
цветового решения, представленность авторских
работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и
пр.
Социальная среда развития — это
условия, позволяющие ребенку полноценно и
разнообразно общаться с воспитателем и с другими
детьми. Размер и планировка помещений должны
быть таковы, чтобы обеспечить партнерские
отношения со взрослыми и со сверстниками, чтобы
каждый участник процесса мог найти место и для
самостоятельной активности, и, наоборот,
позволяющее осуществлять более тесные контакты
— как в малой, так и в большой группе.
Установлению контакта с воспитателем может
препятствовать его пространственная позиция,
когда он находится в позиции «сверху» или «над»,
а ребенок — в позиции «снизу». Такая позиция
воспитателя предполагает диктат, назидание по
отношению к ребенку. Личностно-ориентированная
позиция педагога — партнерская, ее можно
обозначить как «рядом», «вместе». Предметная
среда создает условия для соответствующей
позиции в общении с ребенком.
Для развития личности дошкольника очень
полезно разновозрастное общение. Устройство
помещения должно обеспечить ребенку возможность
участвовать в совместной деятельности не только
со сверстниками, но и с детьми других возрастных
групп, а также побыть одному (например, в «уголке
уединения»).
Материальные условия развития и
воспитания
Развивающую среду не следует
отождествлять с материально-технической базой.
Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не
всегда способствуют развитию ребенка.
В то же время, рациональное использование самых
скромных финансовых средств может оказать
положительное влияние на эффективность
педагогического процесса. Если в дошкольном
учреждении имеются компьютеры, не содержащие
развивающих программ для детей соответствующего
возраста, а их использование не включается в
широкий контекст детских видов деятельности —
конструирования, рисования, игры и проч., то
компьютеры становятся лишь дорогостоящим
оборудованием.
При оценке предметных и
пространственных условий для основных
направлений развития и воспитания дошкольников
учитывается наличие дидактических средств и
оборудования для все-стороннего развития детей,
специальные помещения для коррекционной работы
с детьми (кабинеты психолога, логопеда и пр.),
условия для художественно-эстетического и
физического развития детей, а также условия для
развития экологической культуры детей.
Продолжение следует