Воспитание малышей в духе первых
переселенцев
Америка давала приют представителям
многих религиозных течений и групп, которые
бежали туда, чтобы в максимально чистом виде
исповедовать свое учение и воспитывать детей. До
1830 г. раннее воспитание детей понималось в
большинстве случаев как воспитание в
кальвинистском духе (нетерпимый протестантизм,
которого придерживаются последователи
Ж.Кальвина). Подчеркивалась изначальная
испорченность детей, которых можно исправить
религией, причем основной целью образования было
подавление воли. Обучение основывалось на Библии
и зубрежке Катехизиса; воспитатели советовали
родителям выбрасывать все игрушки, так как они
слишком нравились детям. В начале XIX в.
распространились евангелический протестантизм,
не считавший человека изначально греховным, и
психологическое учение, согласно которому можно
тренировать, как мышцы, различные способности, в
том числе и полезные привычки. С 30-х годов XIX в. в
Бостоне появились школы для младенцев,
построенные по английскому образцу,
предназначенные для воспитания детей из бедных
семей. Они были достаточно близки к реальной
жизни, но и в них было запрещено улыбаться — за
весельем следовало наказание.
Первый детский сад в Америке
Первый детский сад появился в Америке в
1855 г. в Висконсине, он был организован
эмигрировавшими туда после революции 1848 г.
учениками Фребеля; первоначально такие
учреждения охватывали в основном
немецкоговорящих детей. К концу прошлого века
количество детских садов выросло лавинообразно;
причинами этого послужили борьба женщин за свои
права, рост городского населения, а также
увеличение числа неанглоговорящих детей
иммигрантов, которых нужно было
американизировать. Наряду с воспитательными
функциями и помощью семьям дошкольные
учреждения брали на себя заботу о горячей пище,
одежде и обуви для детей. Благотворительные
дошкольные учреждения ставили задачу
предотвратить преступления. Первый публичный
детский сад, открытый в 1873 г. в Сент-Луисе
(Миссури), сочетал фребелевское стремление
сделать ребенка счастливым (С.Блоу) и подготовить
его к участию в индустриальной экономике,
следовательно, воздействовать на интеллект
(В.Т. Хэррис). На рубеже веков в каждом большом
городе уже существовал свой публичный детский
сад, и начали возникать дошкольные учреждения
при школах, призванные повысить качество
подготовки к ней. Приходилось бороться за
качество помещений, подходящие детям по размеру
туалеты, за работу воспитателей по сменам, за
профессиональную подготовку персонала, за
предоставление времени на общение с родителями и
повышение квалификации для воспитателей.
Появилось много противников
религиозно-мистической стороны фребелевского
подхода к ребенку. Критики ратовали за пересмотр
учения фребелевского пантеизма, символизма,
«закона противоположностей», ортодоксального
подхода к «дарам» и «занятиям». По их мнению,
детство следовало сделать радостной
деятельностью, воспитывать детей на принципах
возрастной психологии.
Стэнли Холл и его взгляд на дошкольное
воспитание
Знаменитый американский психолог,
педолог и педагог Стэнли Холл (1846–1924), отдавая
должное вкладу Фребеля в систему дошкольного
воспитания, предлагал, чтобы все занятия и игры
детей проходили по возможности на лоне природы,
чтобы дети видели настоящие вещи, явления
природы и хозяйственной деятельности человека, а
не картинки с них. Зимой детские сады должны
размещаться на верхних этажах, где больше света и
воздуха. В них должны быть различные
гимнастические снаряды и приспособления для
здоровья, как в больницах. Двигательные движения
должны захватывать все тело, а не только руку и
глаз; большое значение имеет танец,
воспитывающий чувство ритма. Постройки должны
делаться из крупных кубиков. В играх дети должны
что-то ловить, поднимать, носить, чему-то
подражать. Игры в серсо, веревочку, змея
затрагивают различные физические и психические
функции. Куклы, цветные волчки, мыльные пузыри и
другие традиционные игры имеют воспитательное
значение.
Большое значение имеет соприкосновение
ребенка с одушевленными предметами. С точки
зрения развития речи следует обращать внимание
на произношение и запас слов. Ребенок должен
научиться выражать мысли, пересказывать и
рассказывать, выступать в роли чтеца и актера.
Целесообразно живое изучение иностранных
языков. Ценно обучение музыке и пению, причем
скрипка может иметь перевес над роялем. На
площадке детского сада должен быть различный
строительный материал (камни, куски дерева,
доски, а также мрамор, куски руд, минералы,
стекло); ценным материалом является снег. В
помещении, находясь в воображаемом пространстве,
дети изображают различные события и действия,
воображают себя животными. В детском саду все
должны стремиться к минимуму ограничений и
максимуму свободы. Детский сад должен создать
все самое лучшее не только для детей, но и для
садовниц, заменяющих детям мать. Садовницы
должны получать специальное образование,
например, много знать о природе и социальной
жизни.
Холл, придерживаясь биогенетического
принципа, считал, что ребенок всегда должен быть
тем, что он есть на данной ступени. В его жизни
присутствует бессознательное, интуиция, жизнь
его должна быть непосредственной и
самодеятельной.
Предшкольное обучение
Постепенно детские сады (kindergartens) —
подготовительные к школе классы — оказались
прикрепленными к школам, а в 10-е годы XX в. начали
образовываться «детские школы, школы нянь» (nursery
schools), или «предшколы» (preschools). Они изначально
создавались по инициативе представителей
среднего класса и ставили перед собой разные
задачи: ориентация на семью (кооперативы
родителей, дающие детям и взрослым возможность
общаться), на благополучие ребенка
(осуществление программ правильного питания,
поддержки здоровья) или на исследование (при
университетах). Наибольшее влияние на
деятельность этих дошкольных учреждений оказали
идеи Дьюи, Фрейда и Монтессори; тем не менее
лозунгом стало обучение целостного ребенка. Игра
была признана основой для развития мышления;
ежедневные события как физического, так и
социального плана должны использоваться
воспитателем как материал для стимулирования
процессов мышления; когнитивный поиск должен
удовлетворяться предоставлением многочисленных
разнообразных возможностей для прямых и
активных контактов детей с людьми и процессами в
их окружении. История заведений «дневного ухода»
связана прежде всего с законодательством в
отношении дошкольных учреждений, их
финансированием, с мерами по охране материнства
и младенчества. Во многих отношениях (например,
по охвату детей детскими садами, по
предупреждению детской смертности, по оплате
труда матери по уходу за ребенком) США отстают от
Европы.
Продолжение следует