Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2009

Центр игры и игрушки МГППУ

Центр игры и игрушки МГППУ
В прошлых номерах мы пригласили читателей в путешествие по игрушечному миру. Нашими проводниками стали психологи Центра игры и игрушки МГППУ, которым руководит доктор психологических наук Елена Смирнова. Сегодня мы продолжаем разговор о развивающих игрушках и о том, какие мифы вокруг них существуют.

Продолжение. Начало в № 6, 7/2009

В мире игры и игрушки

Миф четвертый: «Развивающие игрушки — это работающие копии взрослых предметов»

Все больше распространяется мнение, что игрушки должны непосредственно готовить ребенка к взрослой жизни, а именно прививать навыки работы с бытовыми и техническими приборами. Современный рынок предлагает большое количество приборов для детей, которые почти точно воспроизводят настоящие, только в уменьшенном размере: маленькие электроволновые печки, в которых можно по-настоящему разогреть бутерброд или приготовить кашу, работающие миксеры и электрические утюги, маленькие фены и стиральные машины и, наконец, — настоящие детские компьютеры.
Сюда же можно отнести так называемые «наборы визажиста» или «наборы парикмахера», ставшие необычайно популярными в последнее время. В набор, как правило, входит женская голова (в натуральную величину или ее уменьшенная копия), предназначенная быть своего рода тренажером для создания причесок или макияжа. К ней прилагаются необходимые принадлежности — расчески, заколки, косметика и другие подобные вещицы. Иногда они хранятся внутри головы, которая, как коробка, открывается и закрывается.
Считается, что, играя с такой «головой», малыш между делом может освоить некоторые практические навыки — например, научится делать прически или пользоваться современной техникой. Однако игра с такими предметами — далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно (и это часто делается) использовать игру исключительно в обучающих целях, но тогда ее главные, специфические функции отходят на второй план или полностью вытесняются. Например, можно организовать игру в магазин, чтобы научить ребенка пользоваться весами. Тогда имеет смысл использовать настоящие или электронные весы, на которых дети будут взвешивать разные предметы, определять стоимость «товара».
В подобных играх дети, возможно, и научатся взвешивать, отмерять, давать сдачу. Однако в центре их внимания будут находиться действия с весами и другими предметами, а главное содержание игры — отношения между продавцом и покупателем, стремление вжиться в выбранную взрослую роль и ей соответствовать — будет отодвинуто на второй план. Настоящая игра — это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Ребенок, разыгрывая роль шофера, доктора или парикмахера, не приобретает и не должен приобретать те или иные «полезные навыки». Когда он крутит баранку руля или делает кукле уколы, он не обучается действительно водить машину или лечить больных. Но то, что он получает за счет этой игры, значительно важнее и существеннее для формирования личности дошкольника: малыш постигает смысл человеческой деятельности, отношения между людьми и приобретает желание стать взрослым. Специфические предметы нужны ему всего лишь как атрибуты, знаки, помогающие войти в роль, и они не должны перетягивать на себя внимание ребенка, не должны вытеснять из поля его внимания человека.
Чем более детализированным и развернутым является практическое действие, тем более свернутым и неосознанным становится внутренний план игры — ролевые отношения, переживание себя в новом качестве, продумывание сюжета. Свернутость или развернутость игрового практического действия во многом зависит от игрушки — от степени ее сложности и реалистичности. Поэтому предметы для игры не должны быть действующими копиями реальных предметов. Они не должны перетягивать на себя все внимание ребенка. Их задача — оставаться условными обозначениями предметов, сохраняя свою служебную функцию. Обобщенность и сокращенность (т.е. условность) игровых действий является признаком того, что главными для ребенка стали отношения между участниками игры и что эти отношения эмоционально переживаются.

Миф пятый: «Развивающие игрушки — это вовсе не игрушки, а электронные и компьютерные игры»

Современные дети, полагают взрослые, быстрее умнеют и раньше взрослеют. Им предстоит жить в совершенно ином обществе — технологичном и компьютеризированном. Детям потребуется освоить огромный объем информации и овладеть главным средством современной жизни — компьютером. Поэтому традиционная детская игра — это пустая трата времени, праздная забава, которая ничего не дает для будущего. Значительно важнее, не теряя времени, приобщить малыша к компьютеру — чем раньше, тем лучше. Лет так с трех-четырех. Тем более что для этого есть всем известное действенное средство — компьютерные игры. И родители усаживают дошкольников за компьютеры и снабжают их электронными играми. А точнее сказать, «подсаживают» малышей на эти игры.

Маленькие дети с удовольствием включаются в это занятие. Они могут часами сидеть за игрой, удивляя взрослых своими успехами. Они быстро овладевают работой с клавиатурой, мышкой, с разными программами. Но со временем родители замечают, что ребенка все труднее оторвать от компьютера: он уже не хочет общаться со сверстниками, слушать сказки или бегать во дворе. Компьютер поглощает все его силы, время и интересы. При этом для ребенка компьютер становится не средством для работы или получения информации, а полновластным хозяином его воли, ума и души. Здесь уже ни о каком развитии говорить не приходится.

Итак, все «игрушки», упомянутые выше, отнюдь не являются развивающими. Более того, они вообще не являются игрушками.

!
Вы покупаете ребенку игрушки? Помните: главная задача игрушки — быть средством для игры, будить воображение ребенка, подсказывать ему сюжетные ходы. Только та игрушка может считаться развивающей, с которой можно интересно, разнообразно и осмысленно играть.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru